Развитие понятия предпринимательства В истории экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:12, реферат

Описание работы

Решение проблемы определения положения предпринимательства в совокупности причинно-следственных связей экономических процессов приводит к рассмотрению развития, как самого предмета, так и способов его изучения в исторической ретроспективе. При этом последовательность развития экономических явлений во времени позволяет отслеживать характеристики и основы, необходимо в нем присутствующие.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
§1 Подходы к определению понятия “предпринимательства”
в истории экономических учений …………………………….……...5
§2 Развитие понятия “предпринимательства” в России…..………14
§3 Понятие “предпринимательство” его роли и функции…..18
Заключение……………………………………………………………….……27
Список использованной литературы……………………………………..….28

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ реферат.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

      Специфической особенностью предпринимательской деятельности (в отличие от наемного рабочего) является неопределенность в выборе не только средств, но и целей деятельности. Отсутствие инструкций и жесткой регламентации приводит к необходимости очень часто принимать важные решения, что служит дополнительной психологической нагрузкой.

      Кроме того, предприниматель одновременно выполняет несколько функций, разделенных на сложившемся предприятии. Он одновременно является владельцем предприятия, управляет бизнес-процессами и является работником своего предприятия, как правило, сам организует продажи, а иногда даже выполняет функцию бухгалтера, что создает дополнительную психологическую нагрузку.

Исторически исходным пунктом предпринимательской инициативы (поиска новых возможностей извлечения выгоды) была торговая деятельность, направленная на поиск наиболее привлекательных рынков.

Позже активную роль также играло ростовщичество.

С переходом к индустриальной стадии развития приоритетной сферой предпринимательства становятся отрасли материального производства.

Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а нахождение наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства является условием предпринимательского успеха.

В постиндустриальной экономике важнейшей задачей предпринимательской деятельности становится не приспособление к  меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, правильно оценив перспективу общественного развития. В изменившихся условиях – это ключевой момент предпринимательской деятельности.

В условиях постиндустриального развития предпринимательство все в  большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, что способствует реализации его инновационной функции. Работая на перспективу, предприниматель руководствуется не текущими целями, а задачами стратегического порядка. Главной целью его деятельности становится не только максимизация ближайшего результата ,но и обеспечение финансовой устойчивости предпринимательской организации. Это обуславливает смену духа рационализма на дух демократизма и социального партнерства. Таким образом, по мере эволюции предпринимательства менялась и его социальная оценка.

Современное предпринимательство предполагает не только взаимообусловленную деятельность участвующих в нем агентов, но и создание условий, позволяющих осуществлять эффективную предпринимательскую деятельность.

Среда предпринимательства(или условия его развития) включает следующие элементы :

      экономическую свободу;

      личную заинтересованность;

      возможность конкуренции с учетом антимонопольного законодательства;

      адекватные времени и условиям формы государственного регулирования рыночной экономики, осуществляемые с помощью правовых и других институтов;

      развитую рыночную инфраструктуру.

 

Поскольку предпринимательская деятельность является  результатом лучшего использования факторов производства, различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться как доходы от предпринимательства.

Для понимания природы и механизма функционирования важное значение имеют функции предпринимательства.

Можно выделить две группы функций.

Первая группа – управленческая, составляющие которой можно объединить в четыре блока:

      непосредственно управление производством;

      управление финансами

      управление кадрами

      управление сбытом.

Вторая группа – интегрирует функции:

      ресурсную;

      творческую;

      социальную,

Сориентированные на:

1) рационализацию производства, использование сберегающих технологий;

2) решение социальных проблем – непосредственно используется на наиболее крупных предприятиях в форме проводимой здесь социальной политики, кроме того, предполагает ориентацию производства на наилучшее удовлетворение потребительского спроса, рост благосостояния.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельно­сти, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производ­ством, качеством, внедрение новых методов организации про­изводства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимо­действовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потреби­тель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партне­ры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Во взаи­моотношениях предпринимателя и потребителя предпринима­тель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель вы­полняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает, как го­товность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, жела­ния, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя выступает не­обходимость "завоевать' потребителя, создать круг собст­венных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от то­варов других производителей и возможность потребите­ля ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажно­го сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стан­дартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Вывод, который можно было бы сделать из рассматривае­мой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель вы­ступает в роли активного субъекта, то с точки зрения са­мого предпринимательского процесса, его содержания и эффек­тивности активную роль играет потребитель, и предпри­ниматель не может игнорировать этот факт.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от обществен­ных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой ак­тивности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для разви­тия предпринимательства или даже запрещает его;

•посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда го­сударство ведет постоянный и активный поиск мер по во­влечению в предпринимательский процесс новых эконо­мических агентов (нередко такая целенаправленная дея­тельность государства вызывает "взрыв" предпринима­тельской активности и приводит к "буму" предпринима­тельства).

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского про­цесса. Именно от него зависит эффективность и качество реали­зации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому экономическому субъекту свой­ственны свои собственные интересы. Что касается предприни­мателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и состав­ляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпри­нимательского процесса.

В современных условиях хозяйствования каждый предпри­ниматель функционирует в условиях достаточно глубокой спе­циализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприни­матель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках то­го или иного фрагмента целостного производственного процес­са. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономиче­ского процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из ко­торых фокусируется в конкретной деятельности предпринима­теля.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с други­ми предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эф­фективных партнерских связей, в ходе которого предпринима­тель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимо­отношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, по­лучаемый в результате реализации принятого предпринима­тельского решения по производству и поставке на рынок това­ра, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Однако получение прибыли свойственно не только пред­принимательской, но и любой другой форме деловой активно­сти. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной де­ятельности, т. е. от введения новых методов и приемов органи­зации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следу­ет понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благо­даря его природным качествам или особому умению анализи­ровать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном дело­вом человеке) складывается как бы из двух элементов:

• обычная прибыль делового человека;

• излишек над обычной прибылью делового человека.

Второй элемент и выступает в качестве предприни­мательского дохода (прибыли), т. е. формы обще­ственного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

Всякий предприниматель, таким образом, выступает в ка­честве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

Заключение

 

Предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.

Представляется важным, что в процессе изучения развития экономической мысли ведущими учеными в этой сфере выявлены наиболее важные тенденции в развитии понятия предпринимательства.

Объектом изучения данной работы явилось рассмотрение различных подходов к изучению понятия предпринимательства в течение долгого периода времени.

Для решения поставленных задач в начале работы использовались следующие методы: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, изучение различных экономических теорий в различные временные отрезки.

Подводя итог проведенной работы, можно заключить, что именно изучение всего опыта экономических исследований во взаимосвязи его периодов помогает спрогнозировать правильные тенденции развития предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

Информация о работе Развитие понятия предпринимательства В истории экономических учений