Проблемы развития предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать основную тенденцию развития предпринимательства в Казахстане, проблемы его развития и возможные пути их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпринимательство как вид деятельности.
1.1 Экономическое содержание предпринимательства…………………….4
1.2 Предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования……5
1.3 Виды и характер предпринимательской деятельности…………………9
Глава2. Государственная поддержка предпринимательства в РК.
2.1 методы государственного регулирования и их роль в повышении эффективности предпринимательской деятельности…………………………13
2.2 Становление и развитие предпринимательства в Казахстан………….18
2.3 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления……………………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Менталитет работников постсоветского и западного предприятий  сильно различаются. Хотя трудовые навыки и квалификация большей части  отечественных профессионалов достаточно высоки, переход к рыночным отношениям требует коренной перестройки т социальных ориентиров, и мышления, и самого отношения к работе. Даже квалифицированный работник часто нуждается в смене ментальности(поскольку он, как правило, не умеет пользоваться компьютерной техникой). Всего этого трудно достичь сразу. Работник, вышедший из социалистической среды, ориентирован на исполнение указаний и выполнение плана. Он не приучен к профессиональному неформальному сотрудничеству, инициативности, персональной ответственности за риск. Увеличение зарплаты на 20-30 % не считается побудительным мотивом для повышения производительности.

Кроме того, зачастую и  сам руководитель предприятия, с  одной стороны, не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой- не способен использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента накапливается и передается от поколения к поколению. Чтобы стать хорошим менеджером, предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за профессиональным и карьерным ростом своих работников. В рыночной системе такая система является неотъемлемым атрибутом успешного бизнеса. Обществу постсоветского периода предстоит выработать обычаи, традиции, правила, основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре бизнеса.

Но при всех недостатках  и упущениях первых лет становления  предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни  общества и завоевывает все более  устойчивые и доверительные позиции. В Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой волны.

Происходящие в промышленности структурные изменения и реформирование крупных государственных предприятий  привели к значительному свертыванию  объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики.

Это подтверждается и данными государственной статистики. Общая численность занятого населения по секторам экономики страны снизилась с 6581,8 тыс. чел. в 1994г. до 6400 тыс. чел. в 1997г. (на 181,8 тыс.чел.). На государственных предприятиях и организациях в указанные годы соответственно произошло падение численности занятых с 3719,0 до 2067,2 тыс. чел. 1

В 1997 году наблюдался рост количества хозяйствующих субъектов  предпринимательства. По состоянию  на 1 янв. 1998 года в Республике насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих субъектов предпринимательства, что составляло 87 % от общего числа хозяйствующих субъектов в экономике Казахстана.

В Казахстане идет процесс  формирования предпринимателя- фермера, производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 1 янв. 1997 г. в сельском хозяйстве насчитывалось 52,5 тыс. хозяйствующих субъектов, из числа которых в государственной собственности оставалось только 1,5%. Более 84 % товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, или 44,3 тыс. единиц - крестьянские (фермерские) хозяйства.

Реализация двух государственных  программ поддержки и развития предпринимательства  в период с 1992 по 1996 гг. позволила  заложить основы частного предпринимательства  в Республике Казахстан.

Более 38 % малых предприятий  были созданы в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения в государственном секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого предпринимательства.

Отрицательное воздействие  на развитие малого предпринимательства  оказало общее кризисное состояние  экономики, выразившееся в дефицитном бюджете, неплатежеспособности отдельных  предприятий, низком уровне жизни населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.

Как отмечалось ранее, имеющиеся  официальные статистические данные не в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики.

 

2.3 Проблемы  казахстанского предпринимательства  и пути их преодоления.

 

В последнее время  предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.

Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской  деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как  «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера.

В создавшихся условиях Президентом Республики Казахстан  был своевременно подписан Указ №3036 от 18 июля 1996 года «О дополнительных мерах  по реализации государственных гарантий предпринимательской деятельности». Данным указом гражданам Казахстана были предоставлены дополнительные государственные гарантии по либерализации предпринимательской деятельности, приняты меры по защите от незаконного вмешательства в бизнес бюрократических структур.

Ученым советом Института  экономики Министерства образования  и науки Республики Казахстан  была произведена систематизация проблем  развития предпринимательства и  предложен механизм совершенствования  политики государственной поддержки  на данном этапе реформ. Рекомендации сведены в таблице:

Существующие трудности  и барьеры на пути предпринимательства.

Предлагаемые способы  преодоления трудностей и барьеров.

1. Финансовые: отсутствие  основного капитала (служебных и  производственных помещений, машин, оборудования , земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств.

  • Участие в завершающейся стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации.
  • Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.
  • Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).
  • Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане, Национальной программы развития лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в международной Оттавской конвенции по лизингу.
  • Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа- переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов).
  • Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития и др.) для финансирования проектов предпринимательства.
  • Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства.
  • Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям.
  • Развитие микрокредитования предпринимательства
  • Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании объектов предпринимательства.

2. Институциональные:  отсутствие или недостаточное  развитие института предпринимательства,  неразвитая рыночная инфраструктура.

  • Внедрение института предпринимательства в Казахстане.
  • Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане
  • Разработка Кадастра недвижимости Казахстана
  • Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм
  • Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для бизнеса.
  • Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов.
  • Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб.
  • Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес инкубаторов, информационно-аналитических центров, научно-исследовательских и консультационных центров.

3. Образовательные: недостаток  систематических знаний, навыков  и опыта организации и управления  бизнесом в рыночных условиях.

  • Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов.
  • Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний.
  • Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров.
  • Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей.

4. государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство.

  • Дальнейшее углубление реформы государственной службы.
  • Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан.
  • Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов предпринимательства.
  • Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
  • Упрощение системы обслуживания субъектов предпринимательства в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.
  • Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы.
  • Создание структур по защите собственности и бизнеса.

5. Информационные: слабый  уровень отражения проблем предпринимательства  и распространения положительного  опыта с СМИ, слабая информированность  предпринимателей и общества, экономическая,  правовая и налоговая культура.

  • Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ и в сети электронной информации.
  • Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса в сети Интернет.
  • Организация специальных циклов передач по радио и телевидению.
  • Подготовка газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам предпринимательства*.

 

Содействие предпринимателям в решении проблемы основного  капитала предполагается оказывать  посредством введения протекционистских  мер по адресной продаже, упрощенной передаче в аренду и управление субъектам предпринимательства, оставшихся в государственной собственности основных фондов. Речь идет о продаже и передаче зданий, сооружений, земельных участков, неиспользуемых или неэффективно используемых производственных площадей и оборудования, объектов незавершенного строительства.

В соответствии  с Указом Президента, в Республике проводилась  инвентаризация неиспользуемых производственных объектов и площадей, офисных помещений  и объектов незавершенного строительства  на государственных предприятиях. Всего по Республике выявлено 1343 неиспользуемых и 524 недостроенных объектов. Неиспользуемые помещения передаются на тендерной основе.

 

 

Порядок предоставления субъектам предпринимательства  в аренду неиспользуемых помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другая проблема состоит в том, что многие объекты и основные средства, приватизированные на начальных  этапах реформ, попали в руки лиц, весьма далеких от предпринимательства  в подлинном смысле слова. В итоге  этот капитал простаивает, и нередко добротные здания и помещения разрушаются от бесхозяйственности. Государство не может оставаться в стороне от этой проблемы. В 1997 году было разработано Положение о механизме передачи таких объектов предпринимателям, предоставившим достоверную информацию о неиспользуемых объектах. Объекты будут передаваться им в аренду с последующим выкупом и с обязательным условием организации производства и создания новых рабочих мест. Установлен порядок предоставления субъектам предпринимательства в аренду или доверительное управление неиспользуемых производственных помещений.

Необходимо также доработать действующее  законодательство и нормативно-правовую базу с целью устранения дискриминационных  по отношению к предпринимателям положений, и одновременно усилить борьбу против практики создания бюрократических преград и установления незаконных поборов контролирующими и инспектирующими органами.

Целесообразно обеспечить координацию  технической помощи, поступающей  со стороны иностранных государств, неправительственных организаций и международных институтов, для повышения эффективности ее использования. Требуется расширить деятельность специальных фондов, программ обучения и консультирования, осуществляемых в Республике Казахстан.

Агентство по стратегическому планированию и реформам совместно с акимами областей на базе утвержденных приоритетов, учитывающих местные условия, устанавливает объемы финансирования предпринимательства по регионам. Наблюдательный совет Фонда рассматривает приемлемость распределения и утверждает условия размещения ресурсов в данных регионах, исходя из анализа активов и пассивов Фонда. Фонд проводит тендер, отбирает уполномоченные банки и заключает с ними кредитные отношения.

Предполагается, что другими источниками  пополнения Фонда будут средства по кредитной линии на сумму 80$ млн. от Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Кроме того, прорабатывается вопрос о специальном займе на кредитование предпринимательства со стороны Азиатского Банка Развития (АБР). Второй транш уже действующего займа АБР на $50 млн. также идет на финансирование предпринимательской деятельности. Межведомственной комиссией принято решение ограничить верхний предел индивидуальных кредитов суммой $200 тыс. Через НПО «Микрокредит» можно получить минимальное финансирование бизнеса в объеме $400.

Кроме того, Постановлением об образовании  Фонда установлено, что средства, предусмотренные в бюджете Фонда  занятости в размере 1,2 млрд. тенге, также пойдут на создание рабочих  мест в бизнесе.

Следующим важным направлением поддержки предпринимательства в Казахстане является законотворческая деятельность с целью создания для предпринимателя комфортной институциональной среды, избавления его от искусственных труднопреодолимых барьеров, необоснованно устанавливаемых со стороны государственных органов. В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства» вводится упрощенный порядок регистрации бизнеса.

В соответствии с указами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства в течение 1997-1998 гг. было проведено изъятие несвойственных функций по оказанию платных услуг у ряда государственных органов, список которых приведен на схеме 1:

Список государственных органов, у которых были изъяты функции по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан*(схема 1).

1. Государственная инспекция  по карантину растений.

9. Государственная автомобильная  инспекция.

2. Государственный стандарт.

10. Государственный надзор  за техническим состоянием в  машинно-тракторном парке.

3. Государственная противопожарная  служба.

11. Государственная санитарно-эпидемиологическая  служба Республики Казахстан.

4. Пенсионный фонд  Республики Казахстан.

12. Торгово-промышленная палата Республики Казахстан.

5. Организации, взимающие  предлицензионный сбор.

13. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.

6. Национальная комиссия  по ценным бумагам.

14. Комитет финансово-валютного  контроля.

7. Национальная комиссия  по бухгалтерскому учету.

15. Государственный комитет  по землеустройству.

8. Государственный комитет  по надзору за безопасным ведением  работ в промышленности и горному  надзору.

16. Комитет по жилью,  градостроительству и архитектуре.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства