Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в РБ на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание

Введение………………………………………………………………................2
Глава 1. Малое предпринимательство в рыночной экономике……………...3
Понятие и сущность малого предпринимательства…………...…….3
Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………….......5
Необходимые условия для развития малого предпринимательства..8
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса………………………..10
1.2 Правовые основы деятельности малых предприятий……………….13
Глава 2. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике Башкортостан……………………………………………………...................18
2.1 Показатели развития малого предпринимательства в РБ на современном этапе……………………………………………………………..18
2.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……....…...19
Заключение………………………………………………………………….…....23
Список литературы……………………………………………………….……...25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса.

Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства  во многих странах мира. Правительство  республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:

- Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

- Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

- При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

- Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.

- Шансы на быстрый материальный успех.

-   Возможность совмещения нескольких профессий.

-  Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. [5: с. 6, 75]

Частный предприниматель  – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход  зависит от успешной деятельности его  предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно. – не научный стиль изложения

Однако, анализируя предпринимательскую  среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:

- неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;

- неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;

-   увеличение доли убыточных предприятий;

- затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;

- наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии «вхождения» малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;

- нестабильность и несовершенство действующего законодательства;

- сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

- отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики. [10] – у вас всего 6 источников указаны в списке лит-ры

УБРАТЬ: Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Для успешного развития малого бизнеса экономика республики должна эволюционировать в направлениях либерализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей. [5: с. 76]

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовые основы деятельности малых предприятий

Правовые основы деятельности малых предприятий

Правовые основы ведения  предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время не всякий гражданин вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Необходимым условием для занятия гражданином предпринимательской деятельностью является его дееспособность, возникающая в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Однако полная дееспособность может наступить и раньше указанного возраста. Это может быть в случае вступления в брак до достижения 18 лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Или же несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 Гражданского кодекса РФ). Речь не идет о видах деятельности, для которых предусмотрен возрастной ценз. Так, в пункте 16 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 было указано, что при рассмотрении гражданского дела, одной из сторон в котором является несовершеннолетний, объявленный в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса РФ эмансипированным, необходимо учитывать следующее. Такой несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз. Исходя из положений части третьей статьи 55 Конституции РФ, такое ограничение прав и свобод является допустимым. В то же время может быть и так, что гражданин, уже давно достигший восемнадцатилетнего возраста, является недееспособным или ограниченно дееспособным, в частности вследствие психического расстройства (ст. 29 Гражданского кодекса РФ), злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами (ст. 30 Гражданского кодекса РФ). Возможность занятия предпринимательской деятельностью предусмотрена и для такой категории граждан, но только с согласия попечителя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требования о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (суд может применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса РФ об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью). В отношении ПБОЮЛ очень важным является то, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 Гражданского кодекса РФ).

Предприятие может быть учреждено по решению собственника имущества или уполномоченного  им органа. Государственная регистрация  предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным органом власти по месту учреждения предприятия. Решение о регистрации или отказе в регистрации должно быть принято не позднее, чем в месячный срок с момента подачи документов. Отказ в регистрации возможен только в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства.

Общие условия создания предприятия:

- решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа;

- наличие разрешения на использование земли, других природных ресурсов, которое выдается местным органом власти;

-  наличие юридического адреса;

- согласие соответствующего органа (в случае преобразования государственного предприятия);

- регистрация.

В работе по созданию предприятия  можно выделить два основных этапа: подготовительный, оформление документов и регистрация. На подготовительном этапе важно осуществить следующее: оценить имеющиеся возможности (свои и партнеров), ответить на вопросы:

в чем заключается  конструктивная идея, какова ее конкурентоспособность, какие имеются ресурсы для  ее реализации, определить конечные цели; определить задачи и основные направления  деятельности. На втором этапе разрабатываются  учредительные документы: устав и договор учредителей предприятия.

Государственная регистрация  предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом  по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Для регистрации предприятия  учредитель представляет следующие  документы:

- заявление учредителя,

- устав предприятия,

- решение о создании  предприятия или договор учредителей,

- свидетельство об  уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации  или отказ в регистрации предприятия  должно быть принято не позднее чем  в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства  об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной  регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия.

Отказ в регистрации  предприятия может быть обжалован  в судебном порядке. Предприниматель  может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного  отказа в регистрации предприятия.

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Предприятия ликвидируются  в случаях:

- признания банкротом,

- принятия решения  о запрете, деятельности предприятия  из-за невыполнения условий, установленных  законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности,

- признания судом недействительными  учредительных документов и решения  о создании предприятия,

- по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике Башкортостан

3.1 Показатели развития малого бизнеса в РБ на современном этапе

В Уфе (РБ) сложились  благоприятные условия для развития бизнеса. Таковы данные социологического исследования, проведенного в городе по заказу администрации башкирской столицы. – не научный стиль изложения. Необходимы ссылки!

58,8% предпринимателей  и 52,3% населения Уфы оценивают условия для развития предпринимательства в городе положительно. Не согласны с ними 28,4% бизнесменов и 17,7% жителей. - Необходимы ссылки!

 

Развитие малого предпринимательства  является одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития республики, способствует обеспечению занятости населения, быстрому насыщению рынка качественными товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений, формированию среднего класса. В 2011 году количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 10,9% и составило, по оценочным данным, 113,8 тыс. единиц. Рост числа субъектов предпринимательства обеспечен в основном за счет увеличения количества предпринимателей без образования юридического лица, число которых по итогам 2011 года выросло на 15,2% и составило 96,2 тысяч. Количество малых предприятий в 2011 году увеличилось на 14,9% и достигло 32,3 тыс. единиц. По данному показателю республика занимает 4-е место среди субъектов Приволжского федерального округа. Рост количества субъектов малого бизнеса сопровождается ростом численности занятых в данном секторе экономики. В 2011 году этот показатель составил 325,8 тыс. человек, увеличившись в сравнении с предыдущим годом более чем на 2,2 тыс. человек. В малом бизнесе занято более 20% трудовых ресурсов республики. По численности занятых на малых предприятиях Башкортостан занимает 1-е место среди субъектов Приволжского федерального округа. Малые предприятия обеспечивают более 12% республиканского объема отгруженных товаров. В 2011 году малые предприятия обеспечивали весь выпуск спичек, стальной сетки, пористых заполнителей, более 90% республиканского выпуска металлопластиковых окон и дверей, порядка 40% швейных изделий, лакокрасочных материалов, мебели. В наращивании производственного потенциала малых предприятий важную роль играют инвестиции. В 2011 году объем инвестиций в основной капитал составил 6,3 млн. рублей, превысив уровень предыдущего года на 1,7 млн. рублей. Продолжается активизация деятельности банковского сектора в кредитовании малого бизнеса. На территории республики кредитованием малого бизнеса занимаются более 30 кредитных организаций. За 2010 год общий объем выданных кредитов малому бизнесу, по данным Национального банка Республики Башкортостан, составил 69,4 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 26,9%. В целом сложившиеся тенденции позволяют сделать вывод о том, что малый бизнес становится все более значимым сектором в экономике, что является следствием достаточно успешного решения вопросов по созданию благоприятных условий для его развития на территории Республики Башкортостан. Необходимы ссылки!

 

 

3.2 Проблемы и перспективы  развития предпринимательства в  Республике какой???

Необходимы ссылки!

У ВАС РАБОТА НЕ ПО УФЕ, А ПО РБ!!! Самой большой угрозой для отечественного бизнеса, по мнению уфимских предпринимателей, является рост арендных платежей (57,3%) и слишком большие налоги (50,5%). В этом же ряду предприниматели отмечают: ухудшение общей ситуации в экономике (45,6%), необоснованные штрафы, нарушения при проверках (35,9%), незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес (27,2%). Предприниматели города считают, что наиболее актуальными на сегодняшний день для малого и среднего бизнеса являются такие проблемы, как несовершенство системы налогообложения (48,5%), коррупция (41,7%), бюрократические проволочки (39,8%), несовершенство законодательной базы (30,1%), отсутствие информации о состоянии рынка (22,3%).

Также определенную угрозу для развития отечественного бизнеса представляют административные барьеры. На первом месте налоговые  органы (72,8%), на втором - органы местной  власти (48,5%), на третьем - органы внутренних дел (23,3%). Далее следуют: пожарная инспекция (14,6%), органы санитарно-эпидемиологической службы (9,7%). Почти каждый пятый (18,4%) представитель малого и среднего бизнеса Уфы полагает, что сегодня диалог бизнеса и власти возможен, 35% считают, что диалог скорее возможен, чем невозможен, 17,5% напротив же считают, что диалог скорее невозможен, чем возможен и 8,7% высказались за отсутствие какого-либо диалога между властью и бизнесом.

Говоря об установленном  порядке предоставления муниципальных нежилых помещений в аренду в Уфе, почти половина опрошенных предпринимателей (45,7%) данный порядок вполне устраивает и оценивается ими положительно (17,5% - отрицательно, 28,2% - скорее положительно, чем отрицательно). На вопрос, кто должен осуществлять социальную политику большинство опрошенных предпринимателей считают, что социальную политику должны осуществлять государство и бизнес совместно (49%), значительно меньше тех, кто отдает эту функцию только государству (26,5%), примерно столько же респондентов затрудняются ответить на этот вопрос (21,6%).

Для того чтобы  выяснить отношение представителей бизнеса к решению проблем  города Уфы, был задан вопрос об отношении  к привлечению средств предпринимателей на решение проблем города. Более 50% опрошенных предпринимателей ничего не имеют против того, чтобы на решение проблем города (благоустройство, оказание помощи детским учреждениям, инвалидам, различные социальные вопросы) привлекались средства предпринимателей. Установлено, что 40,8% предпринимателей оказывают помощь городу в решении благоустройства, различных социальных вопросов. Причем 2,9% делают это постоянно, 37,9% периодически. Однако большая часть предпринимателей среднего и малого бизнеса (59,2%) такую помощь не оказывают совсем. Для 60,2% предпринимателей большое значение имеют моральные способы поощрения бизнеса со стороны общественности и органов власти. Опрос проводился по заказу администрации Уфы в декабре 2011 - январе 2012 года сектором социально-правовых исследований Института социально-экономических исследований УНЦ РАН. Было опрошено 206 человек, представляющих малый и средний бизнес и 881 человек из числа обычных горожан.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ