Проблемы и основные направления развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:30, реферат

Описание работы

Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Дать определение малому предпринимательству
Выявить его особенности
Определить место малого предпринимательства в экономике
Рассмотреть его эволюцию
Классифицировать проблемы малого бизнеса
Продумать возможные пути решения этих проблем

Работа содержит 1 файл

Проблемы и основные направления развития малого предпринимательства..docx

— 50.15 Кб (Скачать)

Развитие мелкого  и среднего предпринимательства  создает благоприятные условия  для оздоровления экономики, поскольку  развивается конкурентоспособная  среда, создаются дополнительные рабочие  места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию мастных сырьевых ресурсов.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики  многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), в США, в Японии на малые и средние предприятия  приходится около 50% в общей численности  занятых. Их доля в ВВП превышает 50 %. 
 
 
 

Таблица 1.  Масштабы развития малого предпринимательства  в России и в зарубежных странах. 

Как видно из табл. 1, малое предпринимательство  в России существенно отстает  в сравнении с развитыми странами. В составе важнейшего итогового  экономического показателя – ВВП  доля малых и средних предприятий  в России составляет лишь 10-11 % , в  то время как в развитых странах  эта величина равны 50-60 %.

Таблица 2. Число  малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение 
по видам экономической деятельности
 
 
 

В I полугодии 2010г. на малых предприятиях (без микропредприятий) число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 5999,8 тысячи. 
 
 
 
 
 

4. Проблемы.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие предпринимательства:

1) причины общеэкономического  характера, заложенные в экономической  политике государства;

2) причины частного, преимущественно организационного  характера.

Главная особенность  российской экономической политик  – изначальное отсутствие четкой концепции развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в процессе становления рыночных отношений возможны два варианта формирования регулируемого или  формирование стихийного рынка, носящего спекулятивный характер.

Отсутствие понимания  этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы  экономического регулирования привели  к тому, что в России становление  рыночных отношений прошло по второму  варианту.

Особенности стихийного рынка – функционирование, главным  образом, в сфере обращения, а  не в сфере материального производства. Большие доходы здесь имеет лишь небольшая часть населения, тогда  как большинство населения характеризуется  низкой покупательской способностью.

Характер рынка  непосредственно влияет и на характер капиталовложений. Еще одна особенность  стихийного рынка: основу капитала составляет спекулятивные деньги, получившие в  среде предпринимательства название «коротких»: они делаются в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них, «длинные» деньги вкладываются в производство на длительный срок, требуют определенных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

Одна из причин наличия в России именно деформированного типа рынка – некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное  перенесение его в отечественную  практику. Именно так произошло с  реализацией модели «шоковой терапии». Реализация этой стройной модели оказалась результативной в ряде стран. Однако в России при проведении «шоковой терапии» еще не сформировалось малое предпринимательство – главное условие получения положительного результата.

Особенностями регулируемого рынка являются, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные  сферы; во-вторых, государственное регулирование, которое заключается не в воздействии  на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций; в третьих, необходимость создания совершенного механизма регулирования покупательского  спроса, т.е. формирования повышенного  дохода, а следовательно, и более высокой покупательской способности у населения, что выступает движущей силой производства.

Из этого следует  вторая причина сдерживания производственного  предпринимательства: снижение покупательского  спроса и свертывание внутреннего  потребительского рынка. Для каждого  общественного строя наличие  определенных общественных групп. В  России складывается ситуация, характерная  именно для стихийного рынка, когда  большинство населения располагает  ограниченными покупательскими  возможностями.

Таким образом, сдерживающие фактором развития промышленного  предпринимательства является сужение  внутреннего потребительского рынка  в силу все более ощутимого  сокращения общей платежеспособности населения.

С другой стороны, из-за постоянного роста цен увеличивается  доля расходов на приобретение продовольственных  товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращение расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

В условиях свертывания  внутреннего рынка отечественный  производитель промышленных товаров  вынужден ориентироваться на экспорт. Но пробиться на мировой ранок  со своей продукцией из-за ее слабой конкурентоспособности и заполненности рынка нелегко. И это один фактор, отрицательно влияющий на развитие отечественного производственного предпринимательства. Усугубляет ситуацию неплатежеспособность промышленных предприятий.

Третья причина, сдерживающая развитие предпринимательства  в промышленной сфере – существующая система налогообложения. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

Налоговая политика в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер и  обеспечивает интерес заниматься любым  видом деятельности, кроме производственной. Главные недостатки:

- чрезмерно высокий  уровень налогов, который не  стимулирует рост производств,  что в условиях его падения  является необходимым;

- нестабильность  самой налоговой системы, которая  часто меняется.

- множество налогов,  в которых предприниматель просто  теряется.

В старее существует источник обогащения вне сферы производства, дающий огромные прибыли на вложенный  капитал, инвестиций в отечественное  производство не будет. Подорвана значимость труда, которая еще со времен классиков  буржуазной политической экономии Д. Риккардо и А. Смита признавался единственным источником богатства.

Четвертая причина  сдерживания развития предпринимательства  – общая криминализация экономики, которая приобретает устойчивый характер. Отличительной особенностью малого предпринимательств продолжает оставаться его высокая доля в теневом секторе экономики – по разным оценкам от 30 до 50 % реального оборота всех субъектов малого предпринимательства.

Криминализация  экономики обостряет проблему личной безопасности предприятий.

Сложности становления  предпринимательства в России обусловлены  также его специфическими особенностями: сам процесс формирования предпринимательского сообщества имеет разнополюсный характер.

Одну группу составляют предприниматели, организующие свое дело на общепринятой основе за счет займов, кредитов, и т.д., их деятельность осуществляется в рамках принятых законодательных  норм. В другую группу входят предприниматели, стартовую деятельность которых  составляет капитал, заработанный в  теневой экономике. по данным опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей, 49% бизнесменов являются выходцами из теневой экономики, подтвердившими нелегальную основу организации своего дела. Из этой среды формируется категория предпринимателей, стремящихся, прежде всего к личному обогащению. Все это дискредитирует предпринимательство и создает неблагоприятную социальную почву для его эффективного функционирования.

Среди причин организационного характера выделяют следующие причины:

первая причина  – наличие множества положений  и правил, предусмотренных законодательством  и подзаконными актами, которые существенно  затрудняют образование новых предприятий, такое же влияние оказывают различные  постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней.

Серьезные административные барьеры возникают в связи  с субъективным пониманием и толкованием  правовых актов мастными властями, что ведет к произволу и  установлению своих правил вхождения  в предпринимательство. Особенно жесткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность, когда необходимо не только предоставлять многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы, но и оплачивать по завышенным ценам услуги по оформлению учредительных документов.

Вторая причина  затруднения создания и развития предпринимательского направления  – отсутствие в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Политика поддержки предпринимательств не базовых отраслей, приводит к  серьезным парадоксам в структуре  его развития и не обеспечивает максимально  возможных результатов.

Третья причина  затруднения развития предпринимательской  деятельности – отсутствие необходимой  достоверной информации, прежде всего  информации, дающей возможность глубоко  анализировать деятельность предпринимательских  структур. Сама отчетность предприятий  малого бизнеса далека от полной достоверности  – из-за желания снизить удушающие  налги, боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасения утечки сведений к конкурентам.

Ограниченная  и малоубедительная информация не дает полного представления о предприятии, что усложняет взаимный выбор  партнеров и установление между  ними эффективной связи.

Четвертая причина  сдерживания предпринимательской  деятельности - отсутствие морально-этических  норм и правил, обеспечивающих доверительные  отношения.

Пятая причина, прежде всего в производстве, - слабое кадровое обеспечение в сфере  предпринимательской деятельности. Большинство современных предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что  нередко становится причиной разорения  и банкротства предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Система государственной поддержки и регулирования малого

бизнеса 

Взаимоотношения бизнеса и власти имеют многоуровневый характер. В условиях рыночной экономики  эти отношения симметричны, т.е. власть имеет в своем распоряжении действенные  инструменты, позволяющие направить  предпринимательскую инициативу в  требуемое русло.

В России на федеральном  уровне проводится политика минимального финансирования программ развития малого бизнеса, ограниченного вмешательства  в деятельность на региональном уровне.

Организационной основой управления малым предпринимательством является закон от 14.06.1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательств в Российской Федерации», который устанавливает критерии отнесения хозяйствующих субъектов  к категории малого предпринимательства.

В законе перечислены  направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства:

- формирование  инфраструктуры его поддержки  и развития;

- создание льготных  условий использования субъектами  малого предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок  и технологий;

- установление  упрощенного порядка регистрации  субъектов малого предпринимательства,  лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления  государственной статистической  и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  развитию их торговых, научно-технических,  производственных, информационных  связей с зарубежными государствами;

- организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров для малых  предприятий. (Федеральный закон «О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Ст. 7)

В законе раскрывается содержание основного инструмента  государственной поддержки малого бизнеса – государственных программ. Они разделены на четыре вида:

федеральная программа;

региональные  и межрегиональные программы;

отраслевые и  межотраслевые программы;

Информация о работе Проблемы и основные направления развития малого предпринимательства