Так, свобода
предпринимательской деятельности
ограничивается широкой практикой
лицензирования отдельных видов
хозяйственной деятельности.
2. Конституционный
принцип признания многообразия
форм собственности, юридического
равенства форм собственности
и равной их защиты закреплен
в ст. 8 Конституции РФ: "В Российской
Федерации признаются и защищаются
равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности".
Согласно данному принципу законодательством
не могут устанавливаться какие-либо привилегии
или ограничения для тех или иных форм
собственности для субъектов, ведущих
предпринимательскую деятельность с использованием
имущества, находящегося в государственной,
муниципальной или частной собственности.
В отличие от ранее действовавших преимуществ
в защите права государственной собственности,
действующее законодательство предусматривает
правила защиты для всех субъектов одинаковые.
3. Принцип
единого экономического пространства,
то есть "свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых
средств" на всей территории
Российской Федерации также относится
к числу конституционных (ст. 8,
74 Конституции РФ). В соответствии
с данным принципом на территории
Российской Федерации не допускается
установление таможенных границ,
пошлин, сборов и каких-либо иных
препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых
средств. Ограничения могут вводиться
в соответствии с федеральным
законом, если это необходимо
для обеспечения безопасности, защиты
жизни и здоровья людей, охраны
природы и культурных ценностей.
Ни федеральные исполнительные
органы власти, ни органы исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации не вправе вводить
такие ограничения по собственной
инициативе.
4. Принцип
поддержания конкуренции и недопущения
экономической деятельности, направленной
на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции
РФ). Соблюдение данного принципа
- необходимое условие развития
рыночной экономики и осуществления
предпринимательской деятельности.
Важная роль в поддержании
конкуренции, борьбе с недобросовестными
формами ее проявления, монополистической
деятельностью отводится Закону
РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции
и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках"
- первому в истории России
антимонопольному законодательному
акту.
5. Принцип
государственного регулирования
предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование
экономики, предпринимательства
осуществляется в любом государстве.
Различными являются формы и
методы такого регулирования,
которые определяются политическими
условиями, уровнем экономического,
социального развития, историческими
традициями, национальными особенностями
и другими факторами. Переход России
к рыночным условиям хозяйствования потребовал
пересмотра системы государственного
регулирования экономики, замены административных
мер воздействия на экономические. В этом
направлении было сделано немало ошибок,
не все из которых удалось исправить и
сегодня. Самое же главное, что должно
быть достигнуто в процессе государственного
регулирования предпринимательской деятельности
- это соблюдение баланса частных интересов
предпринимателей и публичных интересов
государства и общества в целом.
6. Принцип
законности. Данный принцип является
общеотраслевым и воплощение
его в жизнь - основа построения
правового государства. Что же
касается законности в предпринимательской
деятельности, то здесь необходимо
обратить внимание на два аспекта.
Во-первых, сама предпринимательская
деятельность должна осуществляться
при строгом соблюдении требований
законодательства. Во-вторых, что не
менее важно, государством должна
быть обеспечена законность правовых
актов, законность деятельности
органов государственной власти
и местного самоуправления, регулирующих
предпринимательство. Некоторые
меры по обеспечению законности
предусмотрены действующим законодательством.
Так, ст. 13 ГК РФ определяет
условия и порядок признания
недействительным акта государственного
органа и органа местного самоуправления.
В области нормативного регулирования
укреплению законности способствует
введение правила регистрации актов
федеральных органов исполнительной власти
в Министерстве юстиции РФ.
- Место
предпринимательского
права в системе
права
В системе
права предпринимательское право
формируется из норм различных отраслей
права: конституционного (государственного)
гражданского, трудового, финансового,
административного, уголовного, налогового
и др. Нормы предпринимательского
права устанавливают правила
хозяйственной деятельности субъекта.
Основу
правового регулирования составляет
Конституция РФ. Конституция РФ гарантирует
единство экономического пространства
страны, свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств, поддержку
конкуренции, свободу экономической деятельности.
Признаются и защищаются равным образом
частная, государственная и муниципальная
формы собственности.
Установлены
гарантии свободы экономической
деятельности, закреплен механизм рыночных
отношений. Гарантированы создание
и функционирование единого общероссийского
рынка, свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств по
всей территории России, поддержка
и развитие добросовестной конкуренции,
недопущение экономической деятельности,
направленной на создание монополии.
Гражданское
право -- система правовых норм, регулирующих
имущественные и связанные с ними неимущественные
отношения, базирующиеся на автономии
и имущественной самостоятельности участников
таких отношений, методом юридического
равенства сторон. Имущественные отношения,
являющиеся предметом гражданского права,
могут выражать: принадлежность имущества
определенным лицам (вещные правоотношения);
управление имуществом организаций (корпоративные
правоотношения); переход имущества от
одних лиц к другим (обязательственные
правоотношения). Неимущественные отношения,
связанные с имущественными, представляют
категорию исключительных прав (авторских,
патентных и т.п.).
Гражданское
право регулирует порядок заключения
и исполнения договоров, вопросы
наследования, авторства, изобретательства,
жилищные отношения. Главная особенность
гражданского права заключается
в том, что оно упорядочивает
отношения между равноправными
и независимыми субъектами, вступающими
в отношения друг с другом по собственной
воле.
Нормы,
регулирующие предпринимательство, т.е.
деятельность по систематическому получению
прибыли, органично слиты с гражданским
правом. Однако гражданское право --
не единственная отрасль права, регулирующая
имущественные отношения. Некоторые отношения
регулируются другими отраслями частного
и публичного права.
Наряду
с этим предпринимательскую деятельность
регулируют нормы финансового, налогового,
трудового, земельного, уголовного законодательства,
нормы которых охватываются понятием
публичного права.
Административное
право регулирует общественные отношения,
складывающиеся в сфере государственного
управления: порядок создания, реорганизация
и ликвидация исполнительных органов
всех уровней, их перечень, цели и задачи,
компетенцию, структуру, порядок функционирования.
Административное
право оказывает определенное регулирующее
воздействие и на негосударственные
организации. Это могут быть, например,
обязательная государственная регистрация,
регламентация отношений этих организаций
с субъектами государственной власти,
осуществление государственного контроля
и надзора за соответствием их
деятельности требованиям закона.
Нормы
административного права определяют
правовой статус общественных объединений,
органов местного самоуправления и
иных негосударственных формирований
в сфере административных правоотношений.
Административное
право характеризуется наличием
отношения "власть -- подчинение"
и регулирует отношения неравноправных
субъектов.
Заключение
Исходя
из вышеизложенного, можно сделать
выводы, что как отрасль права
предпринимательское право представляет
собой совокупность норм, регулирующих
отношения в сфере предпринимательской
деятельности, а также тесно связанные
с ними отношения, в том числе
отношения по государственному регулированию
предпринимательской деятельности.
Также предпринимательское право
можно рассматривать как отрасль
законодательства (совокупность нормативных
правовых актов, содержащих нормы, регулирующие
предпринимательскую деятельность).
Предметом
отрасли предпринимательского права
являются:
1) отношения,
возникающие в ходе осуществления
предпринимательской деятельности;
2) отношения некоммерческого характера,
тесно связанные с предпринимательскими;
3) отношения по государственному регулированию
отдельных аспектов предпринимательской
деятельности. Метод предпринимательского
права является комплексным, что обусловлено
спецификой предмета данной отрасли права.
Метод правового регулирования предпринимательского
права основан на сочетании диапозитивных
и императивных правовых норм.
Принципы
предпринимательского права - это основные
начала, характеризующие систему
предпринимательских отношений, определяющие
основу их строения и развития. К
ним относятся: 1) принцип свободы
экономической деятельности; 2)принцип
единства экономического пространства,
свободного перемещения товаров, услуг
и финансовых средств в Российской
Федерации; 3) принцип признания разнообразия
форм собственности, их юридического равенства
и равной защиты; 4)принцип поддержки конкуренции
и недопущения экономической деятельности,
направленной на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию. Перечисленные принципы
нашли отражение в Конституции РФ, можно
назвать еще ряд принципов, важнейшими
из которых являются принцип законности
и принцип государственного регулирования
предпринимательской деятельности.
Список
литературы
1.
Предпринимательство: учебник для
вузов/Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка,
В. А. Швандара. - 4-е изд. перераб. и доп.
- М.: "Юнити - Дана", 2005г.
2. В.
М. Мандрица. Предпринимательское право.
- М.: Спарк, 2002г.
3. Корщунова,
Эриашвили. Предпринимательское право.
- М., 2002г.
4. И.В.
Ершова, Т.М. Иванова. Предпринимательское
право. М., 2000г.
5. В.
П. Савелов. Хозяйственное (предпринимательское)
право. Учебный курс. МИЭМП, 2006г.
6. Полонский
Ю. Д. Предприниматель без образования
юридического лица. - М.: Изд-во "Ось-89",
1999.
7. Конституция
Российской Федерации.
8. Указ
Президента РФ от 16 декабря 1993г.
№ 2171 об "Общеправовом классификаторе
отраслей законодательства".