Принципы финансового права

Автор: k****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 07:44, реферат

Описание работы

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений и связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 331.85 Кб (Скачать)

 Формирование  финансовой основы местного самоуправления  и совершенствование системы  бюджетного регулирования признаны государством как важнейшие условия для реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий.  

 Но  финансовая самостоятельность местного  самоуправления законодательно ограничена вопросами местного значения и не может выходить за полномочия, предоставленные нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня и субъекта РФ.  

Принцип социальной направленности финансовой деятельности Российской Федерации вытекает из ст. 7 Конституции РФ, где сказано,  что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.   

 Социальная направленность финансовой деятельности государства ориентирована на все субъекты и проявляется в различных аспектах: страхование за счет бюджетных средств лиц, выполняющих профессиональные обязанности перед государством; государственное регулирование минимальной бюджетной обеспеченности и гарантирование бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам минимального бюджета; установление принципа учета фактической способности налогоплательщика к уплате налогов и т. д.  

 Финансировать  социальные функции государство  способно, только опираясь на  мощную и стабильную финансовую  систему. Формирование государственных доходов находится в прямой зависимости от участия каждого субъекта права в публичной финансовой деятельности.   

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей. Этот принцип заключается в том, что финансовая деятельность демократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения государственных полномочий между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них в сфере финансовой деятельности исполняется самостоятельно соответствующими органами государственной власти.  

 На  федеральном уровне организации  государственной власти распределение функций в области финансовой деятельности выглядит следующим образом.   

 Законодательный  (представительный) орган — Федеральное Собрание РФ — принимает финансовые законы, определяет нормативную базу деятельности всех финансовых органов государства.   

 Правительство  РФ осуществляет исполнительную  власть, организует исполнение финансовых  законов, осуществляет в пределах  своей компетенции нормотворчество  по вопросам финансовой деятельности  государства. К исключительной  компетенции Правительства РФ относится разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения, представление отчета об исполнении федерального бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.                                                                      I 

 Судебная  система - Конституционный Суд  РФ, Верховный Суд РФ и Высший  Арбитражный Суд РФ в пределах  своей компетенции рассматривают  конкретные дела, вытекающие из  финансовых правоотношений, разрешают финансово-правовые конфликты, а также им принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.   

 Президент  РФ являясь главой государства, формально не относится ни к одной из трех ветвей власти, обеспечивает проведение единой финансовой политики, согласовывает и координирует деятельность всех ветвей власти, что позволяет эффективно действовать всему финансово-правовому механизму.   

Принцип гласности в финансовой деятельности государства отражает признак демократического общества. В финансовом праве гласность обеспечивается открытым обсуждением финансовых законопроектов, проектов бюджетов всех уровней на очередной финансовый год, обязательным опубликованием в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также доступностью иных сведений (за исключением секретных статей) по решению представительных органов власти или органов местного самоуправления.   

Принцип плановости в финансовой деятельности проявляется в законодательно установленных требованиях для всех субъектов финансового права осуществлять процессы аккумулирования, распределения или использования денежных средств на основе финансовых планов. Финансовое планирование направлено на достижение баланса доходов и расходов как территориальных, так и коллективных субъектов.   

 Планирование  финансовой деятельности осуществляется  внебюджетными фондами, страховыми компаниями, кредитными организациями, государственными и муниципальными предприятиями.   

 Реализация  принципа плановости позволяет  субъектам учитывать результаты предыдущих периодов финансовой деятельности, прогнозировать свое финансовое развитие и таким образом осуществлять аккумулирование, распределение и использование денежных средств более эффективными методами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принципы финансового права