Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Решения в деятельности предпринимательских организаций при-ходится принимать в условиях неопределенности, когда необходи¬мо выбирать направление действий из нескольких возможных ва¬риантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать), как говорится, на все 100%. Риск присущ любой сфере человечес¬кой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, приводящих к положительному или отрицательному исходу прини¬маемых индивидуумами решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться в условиях всеобщности товарно-денежных отноше¬ний, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появ¬ляются различные теории риска, а классики экономической тео¬рии особое внимание уделяют исследованию проблем риска в пред¬принимательской деятельности.
Состояние экономики. На результаты предпринимательской деятельности оказывает влияние как экономическая ситуация в стране деятельности, так и экономическое положение отрасли деятельности. Конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию изменяться циклически. Высокий уровень спроса сменяется периодамидепрессии, когда предприятию становится трудно продавать произведенные продукты по приемлемым ценам. Многие фирмы очень чувствительны к такого рода подъемам и спадам, поэтому кризисы перепроизводства всегда приводят к увеличению степени предпринимательского риска.
Последнее
десятилетие характеризуется
Отдельной предпринимательской фирме не под силу бороться с кризисами, имеющими национальные масштабы, но в ее возможностях проводить гибкую политику, способствующую снижению негативных последствий общего спада.
Значительное
влияние на уровень риска
Инфляция искажает все экономические расчеты, делает неопределенными перспективы развития, усиливает риск, связанный с новыми инвестициями. Растущая неуверенность, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен становятся причинами отказа от долгосрочных проектов. Одновременно делается невыгодным предоставление долгосрочного кредита, поскольку возврат долгов осуществляется обесценившимися деньгами, что несет потери для предпринимательской деятельности.
Однако предпринимателю необходимо учитывать не только экономические изменения, происходящие в стране деятельности, но и экономическое положение отрасли деятельности, так как негативные процессы, происходящие в отрасли, оказывают значительное влияние на уровень предпринимательского риска.
Политические условия. Такой фактор косвенного воздействия, как политическая нестабильность, вызывает повышенную неуверенность предпринимателя не только в успешности результатов деятельности, но и в возможности ведения дела. Политическая нестабильность не позволяет наладить надежные и долговременные связи с партнерами, что постоянно ставит проблему выбора партнера (и поставщика, и потребителя) в качестве важнейшего условия успеха дела. Низкая договорная дисциплина, усиливаемая разрушением некогда единого экономического пространства, внутри республиканских и межреспубликанских связей приводит к возникновению рисков срыва договоров, нарушению сроков поставок, что в условиях недостаточности ресурсов, характерных для стран СНГ, ведет к нарушению циклов производства и другим рискам. Таким образом, политическая нестабильность усиливает общий уровень предпринимательского риска, причем как для отечественных предпринимателей, так и для их партнеров за рубежом.
К
факторам косвенного воздействия, влияющим
на уровень предпринимательского риска,
относятся также такие факторы,
как: международные события, стихийные
бедствия, научно-технический прогресс.
3.2 Внутренние факторы, влияяющие на уровень риска.
Не
менее многочисленны и
• стратегия фирмы;
• принципы деятельности фирмы;
• ресурсы и их использование;
• качество и уровень использования маркетинга. Следует заметить, что эти четыре группы факторов включают в себя десятки конкретных, действующих в каждой фирме избирательно факторов.
По различным американским данным, около 90% неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или служебными некомпетентностью и несоответствием. Очень велико влияние на степень риска тажх факторов, как: отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы, слабые общеэкономические знания руководства и персонала фирмы, финансовые просчеты, плохая организация труда сотрудников, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.
Утечка конфиденциальной информации — еще один внутренний фактор, усиливающий уровень риска предпринимательской фирмы. По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Для эффективной работы любой предпринимательской организации, особенно с высоким уровнем развития, со сложной структурой и со значительным уровнем диверсификации наряду с прочими важными факторами, требуется некоторый уровень сохранения того множества сведений, которые при попадании в руки конкурентов, а также нелояльно настроенных к организации лиц могут привести к экономическому, социальному и моральному ущербу различной степени.
На практике довольно часто предприниматели не вполне четко представляют себе, что входит в понятие «коммерческая тайна», как ее следует охранять и как утечка информации может влиять на экономическое положение фирмы, в результате чего предпринимательский риск возрастает.
Под коммерческой тайной предприятия следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и дцугой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу.
Перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну, включает в себя:
1. Производственную информацию:
• способы производства и технология;
•
объем выпуска и планы
• уровень складских запасов;
• планы инвестиций в новое строительство и реконструкцию производства;
• методы и организация управления;
• система организации труда;
• планы рекламной деятельности;
• предполагаемое время выхода на рынок;
• характер и условия заключенных контрактов;
• сведения о поставках, потребителях, посредниках.
2. Финансовую информацию:
• структура капиталов;
•
размер прибыли и уровень
• механизм формирования цен на продукцию;
• банковские и торговые операции;
• состояние расчетов с торговыми клиентами;
• уровень платежеспособности предприятия;
• фактическое состояние рынков сбыта;
• сведения об эффективности экспорта и импорта;
• сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников;
• сведения о планируемых кредитах, их размерах и условиях предоставления;
• планируемое создание совместных, смешанных, акционерных предприятий.
3. Научно-техническую информацию:
• характер исследовательских работ;
• применяемые (готовящиеся к внедрению) технологии;
• направления расширения (свертывания) производства;
• ведущая НИОКР, проектные работы и их результаты;
• модификация и модернизация применяемой ранее техники, технологии;
•
анализ конкурентоспособности
• содержание патентов и лицензий.
В Украине в настоящее время отсутствует действенная законодательная защита коммерческой тайны, не практикуется широкое применение мер экономической ответственности при решении этой проблемы, не наработана соответствующая судебная практика. Именно поэтому в реальной деятельности предпринимательских организаций процветает явное и тайное заимствование интеллектуальной собственности и коммерческой информации. В общем виде потери предпринимателей от несоблюдения условий конфиденциальности сводятся к тому, что:
• снижаются возможности продажи лицензий на собственные научные разработки, теряется приоритет в освоенных областях научно-технического прогресса, растут затраты на переориентацию деятельности исследовательских подразделений;
• появляются (или искусственно создаются конкурентами) трудности в закупках сырья, технологии, оборудования;
• ограничивается сотрудничество предпринимателей сде-ловыми партнерами, снижается вероятность заключения выгодных контрактов, возникают проблемы в выполнении договорных обязательств;
• растут затраты предпринимательской организации на создание новой рыночной стратегии, изменение структуры маркетинговых исследований и др.
Однако
в силах предпринимательской
фирмы снизить до минимума потери,
связанные с утечкой
Уровень предпринимательского риска усиливается не только в случае похищения коммерческой тайны конкурентами, но и в том случае, если предпринимательская фирма сама незаконным путем получает сведения, составляющие коммерческую тайну, в целях использования их в процессе деятельности.
Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до пяти месяцевлибо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
Следующий внутренний фактор, оказывающий значительное влияние на уровень предпринимательского риска, — это качество продукции, услуг. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности коммерческой организации. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость предпринимательских фирм в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства. Соответственно ухудшение качества продукции приводит к снижению конкурентоспособности фирмы и как следствие к увеличению уровня риска.
Нарушение качества продукции может быть следствием как внешних (поставка некачественного сырья), так и внутренних (нарушение технологического цикла) факторов. Поэтому на предприятии должна действовать четко организованная система управления качеством, ориентированная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.