Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 08:57, курсовая работа
В период истории нашего государства с 1917 по 1991 годы, гражданского общества как такового фактически не существовало. Вся так называемая частная жизнь была насквозь пронизана партийно-государственным воздействием, и вся экономика была партийно-государственной, поскольку любое решение любого предприятия или иной хозяйственной организации должно было соответствовать конкретным директивным плановым указаниям государственных органов, а в редких случаях их отсутствия - общим партийно-государственным идеологическим и иным установкам.
Введение. ___________________________________________________ 3 стр.
Глава I. Предпринимательство сущность и формы._________________ 5 стр.
Глава II. Организационно-правовые формы предприятий.___________ 11 стр.
§ 1. Общая характеристика организационно-правовых форм предприятий._________________________________________________ 11 стр.
§ 2. Хозяйственные товарищества._______________________________ 14 стр.
§ 3. Хозяйственные общества.___________________________________ 15 стр.
§ 4. Производственные кооперативы._____________________________ 20 стр.
§ 5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.____ 21 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ______________________________________________ 23 стр.
Список используемой литературы_______________________________ 24 стр.
2
Институт Государственного Администрирования
Факультет экономики и управления
Кафедра государственного администрирования
Курсовая работа по дисциплине
« Экономическая теория»
Тема: Предпринимательство: сущность и формы. Организационно-правовые формы предприятий и их характеристика.
Выполнил: студент заочного отделения
Фаизов Рустем Рашидович
( фамилия, имя, отчество)
Курс: 1
Научный руководитель: ______________________________
( ученое звание, ученая степень)
Казань, 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. ______________________________
Глава I. Предпринимательство сущность и формы._________________ 5 стр.
Глава II. Организационно-правовые формы предприятий.___________ 11 стр.
§ 1. Общая характеристика организационно-правовых форм предприятий.__________________
§ 2. Хозяйственные товарищества._________________
§ 3. Хозяйственные общества._____________________
§ 4. Производственные кооперативы.__________________
§ 5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.____ 21 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ______________________________
Список используемой литературы____________________
ВВЕДЕНИЕ.
В период истории нашего государства с 1917 по 1991 годы, гражданского общества как такового фактически не существовало. Вся так называемая частная жизнь была насквозь пронизана партийно-государственным воздействием, и вся экономика была партийно-государственной, поскольку любое решение любого предприятия или иной хозяйственной организации должно было соответствовать конкретным директивным плановым указаниям государственных органов, а в редких случаях их отсутствия - общим партийно-государственным идеологическим и иным установкам.
После распада Советского Союза картина кардинально меняется, и, прежде всего потому, что принципиально изменяется экономическая основа жизни каждого человека и всего общества в целом: каждый человек вправе иметь в собственности любое имущество (как предметы потребления, так и средства производства) без ограничения его количества, может владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, может свободно использовать свое имущество и свои личные способности для любой, не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе и предпринимательской. Под предпринимательской понимается деятельность, направленная на извлечение прибыли; она может осуществляться и с применением наемного труда. Однако наемный труд находится под защитой Конституции и может применяться, конечно, только с учетом норм трудового законодательства и правил об охране труда.
Рыночная экономика основана на свободе индивида - человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях.
Признание государством равенства всех видов собственности, как государственной, так и частной, значительное изменение законодательной базы, привело к бурному росту субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью. В течение нескольких лет законодатель определил все возможные виды организационно-правовых форм предприятий, и разработал нормы регулирующие деятельности каждой из них.
В настоящей работе была произведена попытка, раскрыть понятие предпринимательства, и дана краткая характеристика организационно-правовым формам предприятий, существующим в РФ. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
При написании данной курсовой работы использовалась учебная литература, нормативные акты, комментарии к ним, статьи из периодических изданий, а также судебная и иная юридическая практика.
Глава I. Предпринимательство сущность и формы.
Конституция Российской Федерации предоставила всем своим гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Предпринимательская деятельность в соответствии со ст. 2 ГК РФ - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, в установленном законом порядке.
Под "имуществом" Конституция, вероятнее всего, понимает не только вещи и иные объекты гражданского права, указанные в ст. 128 ГК. Имущество используется в качестве собирательного понятия, включающего не только предметы материального мира, имущественные права на них, но и информацию, энергию, результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них, а также имущественные комплексы, природные богатства и пр. Необходимо отметить, что имуществом являются не только включенные в гражданский оборот предметы, права и свойства объектов материального мира. Помимо гражданского оборота существует несколько оборотов имущества специального назначения: медицинский, военный, государственного резерва, налоговый, таможенный и т.п. В них происходит обращение имущества, подчиняющегося специальным правовым режимам и исключенного или ограниченного в обороте гражданском. В силу этого конституционный термин "имущество" отражает не только принадлежность имущества конкретному собственнику с возможностью использования его в предпринимательской деятельности, но определяет значение имущества для Российской Федерации, не замыкая его рамками гражданского законодательства и гражданского оборота. В этом смысле природные ресурсы, сосредоточенные, например, на континентальном шельфе, но еще не включенные в гражданский оборот, также можно отнести к имуществу.
"Иная экономическая деятельность", не включаемая в предпринимательство, представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов. Особенность данной деятельности - в том, что ее природа имеет экономическую основу, хотя она может быть связана как с духовным миром человека, так и с его физической природой. Представляется, что к экономической не может быть отнесена деятельность, связанная с вероисповеданием, идеологией и т.п., но к ней вполне можно отнести творчество архитектора, изобретателя, занимающегося частной практикой врача или педагога.
К иной экономической деятельности могут быть отнесены также: игра на бирже и участие в лотерее; инвестирование сбережений; рента и пожизненное содержание; ведение подсобного хозяйства, не носящее товарного характера; благотворительность и меценатство; организация ассоциаций и союзов без целей извлечения прибыли; экономическая деятельность общины и многое другое.
Запрет, например, для государственных служащих заниматься иной деятельностью, кроме творческой и преподавательской, касается, прежде всего, предпринимательства, а также иной экономической деятельности, могущей приносить доход в качестве основного источника существования.
Право на экономическую деятельность - общее, принадлежащее каждому право, содержащее в себе комплекс прав, обеспечивающих возможность организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права экономической деятельности - юридическое или физическое лицо (хозяйствующий субъект) - может создавать на свой риск и под свою имущественную ответственность предприятия, регистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, свободно вступать в договоры с юридическими и физическими лицами, другими хозяйствующими субъектами, приобретать и распоряжаться собственностью. Некоторые общие принципы и отдельные виды предпринимательской деятельности регулируются ГК РФ.
Включение в ГК нормы, посвященной предпринимательской деятельности, имеет двоякий смысл. Прежде всего, это связано с тем, что ряд гражданско-правовых норм (некоторые из них содержатся в самом ГК) создает в рамках гражданского права особый режим именно для предпринимателей. Примером может служить статья 401. Из пункта 1 данной статьи следует, что, если иное не предусмотрено законом или договором, должник освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в случаях, когда будет признано, что это произошло не по его вине (при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения, но обязательство осталось нарушенным). Исключение из приведенного правила содержится в п.3 той же статьи: должник, который не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет за это ответственность независимо от своей вины. Разумеется, при установлении того, какой из этих двух пунктов ст.401 следует в конкретном случае применить, суд будет руководствоваться приведенным выше определением предпринимательской деятельности.
Признание права на свободу экономической деятельности порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации предприятия или предпринимателя может быть обжалован в суд.
Переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Конкуренция - это состязательность предпринимателей на рынках, которая ограничивает возможность каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг и стимулирует производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю. Противоположность конкуренции монополистическая деятельность, т. е. действия (бездействие) предпринимателей, органов исполнительной власти, направленные на ограничение и устранение конкуренции, повышение цен.
Провозглашенное право граждан на свободное предпринимательство и осуществление экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечением проявлений монополизма. Конституция запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции.
Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы нечестными и незаконными методами. В качестве различных форм недобросовестной конкуренции можно указать следующие: распространение одним предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара; некорректное сравнение предпринимателем в рекламной деятельности производимых и реализуемых им товаров с товарами других предпринимателей; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара другого предпринимателя и т. д.
Основное средство борьбы с недобросовестной конкуренцией - это обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предпринимателям, использующим недозволенные формы конкуренции, предписания о прекращении нарушений, а при невыполнении предписаний - налагать штраф.
В случае причинения недобросовестной конкуренцией убытков предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд с иском об их возмещении.
Нормы права, запрещающие монополистическую деятельность, адресованы предпринимателям, занимающим доминирующее положение на рынке. Для признания положения на рынке доминирующим нужны два условия - доля на рынке, превышающая 35%, и возможность ограничивать конкуренцию.
Антимонопольное законодательство содержит общий запрет злоупотребления предпринимателем своим доминирующим положением на рынке, а также дает примерный перечень действий, в результате которых может существенно ограничиваться конкуренция. К наиболее часто встречающимся злоупотреблениям относятся нарушения, связанные с ценами. Запрещает закон и монопольные соглашения между предпринимателями, занимающими доминирующее положение, если такие соглашения или согласованные действия могут привести к существенному ограничению конкуренции.
Антимонопольное законодательство включает запретительные нормы не только для предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, но также и для государственных органов власти и управления. Так, органам исполнительной власти запрещено принимать акты и совершать действия, направленные на ограничение конкуренции, а также заключать соглашения, ограничивающие конкуренцию.
Злоупотребление монопольным положением, нарушение установленных запретов ведет к тем же последствиям, что и недобросовестная конкуренция, т. е. к применению различных мер воздействия.
Антимонопольный комитет Российской Федерации и его территориальные управления могут давать предписания предпринимателям, органам власти и управления прекратить нарушения, восстановить первоначальное положение, а при невыполнении предписаний - использовать административные взыскания (предупреждения и штрафы). Применяются эти меры воздействия в процессуальных формах, гарантирующих соблюдение прав и законных интересов предпринимателей, органов власти и управления, их должностных, лиц.
Любые акты антимонопольных органов, принятые с нарушением антимонопольного законодательства, могут быть обжалованы в судебные органы лицом, права и законные интересы которого нарушены.
В целом, говоря о сущности предпринимательства, необходимо в первую очередь указать, что это хозяйственная деятельность субъектов по получению прибыли. Предпринимательской деятельность осуществляется в различных формах, ею имеют право, как надлежащим образом зарегистрированные юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Соотношение частных и государственных предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью, постоянно изменяется в сторону увеличения первых. В настоящее время представить российскую экономику без ее частного сектора невозможно. В России существует огромное количество предприятий, как малого, так и среднего и даже крупного бизнеса без всякого присутствия государственного капитала. Эти предприятия удовлетворяют самые разнообразные потребности населения, предоставляют большое количество рабочих мест. В дальнейшем можно ожидать только увеличения лиц занимающихся предпринимательской деятельностью.