Предпринимательство и его формы в рыночной экономике. Проблемы развития предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Статья 34 Конституции Российской Федерации, закрепляет: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Тема моей курсовой работы – «».

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Экономическое содержание «предпринимательства»…………………………………...............5
1.1 Подходы к определению понятия «предпринимательство» в представлении разных экономистов………………………………………………...............5
1.2 Понятие предпринимательства в современной экономике, его роли и функции…………………………………………………….7
1.3 Виды и формы предпринимательства………………………………......................14
2. Особенности развития предпринимательства в России……………………………………………………………...27
2.1 Возникновение предпринимательства в России и основные проблемы развития……………………………………………………………27
2.2 Пути решения проблем предпринимательства………………………….............................29
Заключение………………………………………………………..32
Список используемой литературы…………………………………………………….......34
Приложения…………………………………………………….....35

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭТ.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой  системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают  всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90-е годы стабильно  росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).

В развитии малого предпринимательства  за последние годы наметились кардинально  новые тенденции, выразившиеся в  первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост, как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил, лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Пути решения проблем предпринимательства.

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных  властей. Государство и местные  власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и формам поддержки  предприятий-производителей  относят:

А) организационную помощь в скором и эффективном решении  всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями  во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции  за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

 - Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки.

* Налоговые освобождения (также освобождения по сборам  и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

* Налоговые льготы. При  этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

* Налоговый кредит  должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные»  и «среднеперспективные». Цель  налогового кредита – закупка  нового оборудования, расширение  производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

- Поддержку новых производств.

 Вновь создаваемые  производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

*Если предприятие  создается на производственной  базе и с участием старого  производственного предприятия  в качестве соучредителя, то

- старое предприятие  не может полностью войти в  состав нового (например, просто  перерегистрировавшись),

-  переданные новому  предприятию производственные мощности  не могут превышать трети производственных  мощностей старого предприятия;

- на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.

*Новое производственное  предприятие, чтобы оно могло  пользоваться предоставленным освобождением,  должно либо приобрести в собственность  участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

В) Информационную поддержку предприятий-производителей.

 

1.     Сведения о производственных предприятиях города:

- основные данные о  предприятии (полное название, правовой  статус, юридический и фактический  адрес, состав руководства, телефоны  служб),

- данные о номенклатуре  и кодификации изготавливаемой  продукции,

- данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),

- сведения о временно  незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в  аренду, проданы, переданы в качестве  учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),

- сведения о промышленном  оборудовании, которое предприятие  готово продать, сдать в аренду, в лизинг.

2. сведения о государственных  или муниципальных ресурсах:

- сведения о муниципальном  и областном заказах,

- сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,

- утвержденный на текущий  год бюджет, включая лимиты финансирования  отдельных департаментов и служб,

- утвержденный на год  объем зачетов.

Механизм реализации данных предложений заложен в  поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):

1.Группировка предприятий  по категориям (по роду деятельности, по перспективности);

2. Нормативно-правовое  обеспечение:

- разработать положение  о видах поддержки МП в зависимости от их категорий;

3. формирование производственной  инфраструктуры:

- имущественная поддержка  малых предприятий : аренда на  льготных условиях производственных  площадей и оборудования предприятий-должников  в областной бюджет;

4. Информационно-консультационное обеспечение:

- развитие единой системы  информационного обеспечения на  территории области;

- обеспечение МП высококвалифицированными  и доступными услугами по различным  аспектам предпринимательской деятельности;

- проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.

Итак, развитие предпринимательской  деятельности в России – сложный  и противоречивый  процесс, имеющий  ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Предпринимательство, как  показывает опыт развитых стран, действительно  является незаменимой силой хозяйственной  динамики, конкурентоспособности и  общественного процветания. Ведь предприниматель  – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.

Современный предприниматель  должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль.

Все эти свойства предпринимателя  составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики.

Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом  множество сложных задач, среди  которых важное место занимает предпринимательство.

Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства  заставляет заимствовать западный. Это  естественно. Но при этом следует помнить замечание видного представителя российской научной мысли историка В. О. Ключевского. В 1911 г. он записал в своем дневнике: "Закон жизни отсталых государств или народов среди опередивших: нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необходимость ускоренного движения вдогонку к перениманию чужого наскоро". Действительно, попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать наступления длительного периода, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса. Пройдет немалое время, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

Для развития предпринимательства  в России нужна специальная программа, которая должна включать:

1) создание стабильного  хозяйственного законодательства;

2) образование государственно-общественных  инвестиционных, страховых и информационных  фондов для содействия предпринимателям;

3) построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);

4) введение соответствующего  налогового, валютно-ценового и антимонопольного  регулирования, которое сделало  бы невыгодным обман партнеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция РФ, ст. 34
  2. Гражданский кодекс РФ, ст.2
  3. Беляев М.. - /Журнал/ Предпринимательство и адаптивность региона к инвестициям. - М.,2002г. -  С. 52
  4. Видяпин В. – Экономическая теория. – М., 2005г. – С. 203
  5. Океанова З. – Экономическая теория. -  М.,  2003 г. – С. 168
  6. Радиковский В. , Русакова Г.- Экономика предприятия. – М.,2003 г. – С. 98
  7. .Янборисова Р.В., Синельников С.М., Соломоник  - Энциклопедический словарь предпринимателя. – СПб:”АЯКС”, 1992г . – С. 137 - 138
  8. http://psbatishev.narod.ru
  9. http://www.ref.by/refs/66/14609/1.html
  10. www.docme.ru
  11. www.bibliotekar.ru
  12. www.economuch.com
  13. www.opac.mpei.ru
  14. www.rapidlinks.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Таблица 1

Отраслевая структура  малого предпринимательства (в %)

 

 

Отраслевая структура числа МП

Отраслевая  структура полной численности занятых  на МП

Структура производства продукции (работ, услуг) по основным отраслям МП

Промышленность

14,6

24,0

20,0

Сельское хозяйство

1,1

0,8

0,3

Лесное хозяйство

0,05

0,05

 

Транспорт и связь

2,3

2,2

 

Строительство

16,6

29,9

16,3

Торговля и общественное питание

42,7

24,6

50,5

Материально-техническое

снабжение и сбыт

1,8

1,3

6,0

Информационное обслуживание

0,8

0,5

0,2

Общая коммерческая деятельность

4,8

3,9

2,5

Прочая деятельность в материальном производстве

1,5

1,4

0,7

Бытовые услуги, жилищное хозяйство

1,8

1,1

3,3

Здравоохранение, спорт, Социальное обеспечение

1,9

1,3

0,1

Народное образование

0,9

1,0

0,04

Культура и искусство

0,9

0,7

0,06

Наука и научное обслуживание

5,6

5,3

 

Финансы, пенсионное Обеспечение

1,3

0,9

 

Прочие

1,05

3,15

 

Информация о работе Предпринимательство и его формы в рыночной экономике. Проблемы развития предпринимательства в России