Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа
Решения в деятельности предпринимательских организаций приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, приводящих к положительному или отрицательному исходу принимаемых индивидуумами решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться в условиях всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории особое внимание уделяют исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.
Введение
Глава 1: Теоретические основы предпринимательских рисков
Сущность предпринимательского риска
Классификация предпринимательских рисков
Факторы, влияющие на уровень предпринимательских рисков
Глава 2: Направления нейтрализации предпринимательских рисков
2.1 Анализ предпринимательских рисков 2.2 Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
2.3
Заключение
Список используемой литературы
• стихийные бедствия;
• аварии в энергетических сетях;
• пожары и взрывы;
• смерть руководителя и ведущих специалистов;
• внезапное появление сильных конкурентов;
• враждебное отношение правительства и прессы.
Среди других причин, вызывающих увеличение уровня риска, указывались также нарушение авторских прав, забастовки, мошенничество, недобросовестная конкуренция.
Анализ современного состояния экономики позволяет выделить следующие причины, усугубляющие предпринимательский риск:
- необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов всех видов;
- нечеткость и непрерывная изменчивость законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
- высокие темпы инфляции;
- политическая нестабильность;
- отсутствие реального хозяйственного права, что препятствует снижению общего уровня риска через контрактные отношения;
- отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает уровень риска любой сделки;
- неправильное безграничное вмешательство политиков в экономику;
- резкое увеличение численности работников аппарата управления;
- неустойчивое налоговое законодательство;
- недобросовестная конкуренция;
- низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства.
Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды и субъективную в результате принятия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи предпринимательской фирмы следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов. Одни из них являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие — внутренними.
Под внешними факторами следует понимать те условия, которые предприниматель, как правило, не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел.
Необходимо
отметить, что с каждым годом увеличивается
число внешних факторов, оказывающих
влияние на уровень риска и
требующих учета в
На наш взгляд, логичным является разделение внешних факторов на две группы:
- факторы прямого воздействия;
- факторы косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия:
- Налоговая система. Экономическая практика свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% его доходов — тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения инвестиций в экономику. Если же налоги лишают 40—50% прибыли — это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства.
Во всех развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов на доходы предпринимателей. На сегодняшний день в Республике Казахстан налоговая ставка на доход предпринимателей составляет от 2 до 3%. В нашей стране действует 13 видов различных налогов, среди которых наиболее существенное значение для развития предпринимательства имеют налоги на : прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, акцизы и другие.
Постоянно вносимые поправки и дополнения лишают предпринимателей уверенности в надежности своей деятельности. Таким образом, уровень предпринимательского риска увеличивают не только высокие ставки налогов, но и нестабильность налогового законодательства.
- Взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Следующий фактор, оказывающий значительное влияние на уровень предпринимательского риска, — это взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Усиливать уровень риска в этом случае могут нарушения договорных обязательств, с одной стороны, поставщиками, с другой — покупателями. Предпринимательская фирма рискует получить заказы на изготовление и сбыт продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям. При этом их платежеспособность может выявиться в процессе выполнения фирмой своих обязательств по изготовлению и поставке, когда изготовитель, поставщик уже произвел необходимые затраты, которые не окупятся. В данном случае предпринимательской фирме приходится искать альтернативных партнеров и источники покрытия возникающих задолженностей, идти на дополнительные издержки, откладывая таким образом получение прибыли. То же происходит и в случае невыполнения своих обязательств поставщиками предпринимательской фирмы.
Основная проблема — это невыполнение договорных обязательств и по срокам, и по качеству. Данная ситуация объясняется тем, что в Казахстане не существует механизма, обеспечивающего выполнение договорных обязательств. Это, как правило, касается всех видов договоров, несмотря на строгие формулировки в них. При этом следует отметить, что разрешение хозяйственных конфликтов официальным путем часто не имеет смысла: арбитражные суды перегружены, рассмотрения дела можно ожидать несколько месяцев, а результат неэффективен даже в случае положительного решения вопроса, так как законодательство не предусматривает полного возмещения ущерба.
Однако часто договоры не выполняются по независящим от предпринимателя причинам — из-за крайне сложной экономической ситуации в стране, политической нестабильности, разрыва хозяйственных связей и так далее. Одной из причин невыполнения договорных обязательств является несовершенство законодательства в сфере договорных отношений, а также неспособность законодательства регулировать практическую деятельность предпринимательских фирм.
В результате роста неплатежей усиливается спад производства. Внутренний рынок гибнет вследствие необеспеченности денежными средствами, при том, что спрос остается неудовлетворенным, а производственные мощности предприятий-поставщиков незагруженными.
На
уровень риска оказывает
- Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Влияние на уровень предпринимательского риска законодательства и государственных органов противоречиво. С одной стороны, они упорядочивают деятельность предпринимательских фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Каждая предпринимательская структура имеет определенный правовой статус, и именно это определяет, как фирма может вести свои дела и какие налоги должна платить. Для предпринимателя особенно важны акты и нормы, регулирующие налоговые и финансовые отношения. Без знания норм налогового и финансового права невозможно эффективно организовать и успешно проводить предпринимательскую деятельность. Но, с другой стороны, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного, определяемого политическими соображениями изменения условий хозяйствования, создающих неблагоприятную для предпринимателя среду, а это увеличивает уровень предпринимательского риска.
- Конкуренция предпринимателей. Рынок — это жесткая система, требующая от предпринимателя большой физической и интеллектуальной отдачи. Риск и конкуренция — неразрывно связанные между собой экономические категории, оказывающие взаимное влияние друг на друга. Именно риск включает предпринимателя в систему отношений естественного отбора через острую конкурентную борьбу. С другой стороны, усиливающаяся конкуренция заставляет предпринимателя искать новые виды деятельности, выходить со своей продукцией на новые рынки сбыта, что усиливает уровень предпринимательского риска. Поэтому конкуренция предпринимателей относится к основным факторам, влияющим на уровень предпринимательского риска. Успех в конкурентной борьбе способствует лишь тому, кто определит новые потребности, выпустит новые товары и введет новые технологии. Тем самым конкуренция создает механизм экономического соревнования, заставляя предпринимателей пересматривать свою стратегию.
При создании новой фирмы, нового товара или услуги необходимо тщательно выявить и изучить возможных конкурентов; как правило, это делается на стадии разработки бизнес-плана. Однако возможность появления непредвиденных конкурентов при этом остается в следующих случаях:
- при входе в отрасль деятельности предпринимательской фирмы диверсифицирующихся фирм из других отраслей. В основном это характерно для фирм, деятельность которых нацелена на создание новой, более производительной технологии изготовления продукта, по которому на рынке есть неудовлетворенный спрос и который зарекомендовал себя как высокорентабельный, в то время как капиталовложения в организацию его производства (включая покупку необходимых лицензий) по своей величине доступны для основной массы фирм — тогда вероятна диверсификация фирм из других отраслей в сторону производства данного продукта в порядке перетока капиталов из менее прибыльных в более прибыльные отрасли;
- при появлении непредвиденных товарных или функциональных аналогов производимого товара, услуги;
- при образовании новых фирм-конкурентов. В частности, это может произойти в том случае, если из действующей фирмы по каким-либо причинам уходит ведущий специалист или группа специалистов, которые организовывают самостоятельную новую фирму аналогичной специализации;
- при появлении на местном рынке зарубежных экспертов.
На силу конкурентной борьбы предпринимательских фирм влияет множество факторов, при этом некоторые из них повторяются наиболее часто. В первую очередь борьба усиливается при увеличении числа конкурирующих фирм в том случае, если они относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Чем больше фирм, тем больше вероятность новых стратегических инициатив.
Конкурентная борьба также усиливается, если спрос на производимый товар, услуги растет медленно, так как фирмам необходимо бороться за рыночную нишу. Эта борьба приводит к выбыванию слабых и менее эффективных фирм. Борьба за рыночную долю стимулирует появление новых стратегических идей, прямо направленных на завоевание потребителей товара,услуги.
Соперничество усиливается в соответствии с размером отдачи от стратегических идей. В том случае, если они принесли положительных результат, фирмы-конкуренты будут заинтересованы использовать те же идеи в своих интересах.
Для того чтобы выдержать в конкурентной борьбе, предпринимательской фирме необходимо изучать своих рыночных соперников, знать их сильные и слабые стороны и учитывать их в своей деятельности.
Для более полного изучения своих конкурентов американские специалисты предлагают найти ответы на следующие вопросы:
- удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением;
- какие вероятные шаги или изменения в стратегии предпримет конкурент;
- в чем уязвимость конкурента;
- что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные меры со стороны конкурента.
Использование недобросовестной, недостоверной и неэтичной рекламы конкурентами предпринимательской фирмы может привести к потерям прибыли, но, с другой стороны, использование такой рекламы самой предпринимательской фирмой приводит к возникновению риска уголовной ответственности. Это, в свою очередь, грозит потерей прибыли и имиджа предпринимателя.
Факторы косвенного воздействия обычно влияют на уровень предпринимательского риска не так заметно, как факторы прямого воздействия. Однако влияние этих факторов может быть значительным, и предпринимателю необходимо учитывать это в процессе деятельности. Рассмотрим основные из них:
- Состояние экономики. На результаты предпринимательской деятельности оказывает влияние как экономическая ситуация в стране деятельности, так и экономическое положение отрасли деятельности. Конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию изменяться циклически. Высокий уровень спроса сменяется периодамидепрессии, когда предприятию становится трудно продавать произведенные продукты по приемлемым ценам. Многие фирмы очень чувствительны к такого рода подъемам и спадам, поэтому кризисы перепроизводства всегда приводят к увеличению степени предпринимательского риска.