Предпринимательский потенциал России и его характерные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Отечественное предпринимательство имеет свою историю, которая была прервана более чем на 70 лет. В посткоммунистической России новые формы хозяйственной жизни еще только пробивают себе дорогу сквозь завалы и буреломы, оставленные рухнувшей командно-административной экономикой. Как никогда ранее страна нуждается в тех людях, которые, вобрав в себя лучшее из мировой и отечественной практики, начали бы трудную, но плодотворную работу по созданию действительно эффективной экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Предпринимательство как экономический ресурс……………………4

1. Формирование теории предпринимательства……………………..4

2. Понятие предпринимательского ресурса. Мировой опыт предпринимательства…………………………………………………………6
2. Сущность предпринимательской деятельности…………………………10

1. Установление субъектов и объектов предпринимательства……..10

2. Функции бизнеса……………………………………………………12

3. Предпринимательство как метод хозяйствования……………......14

4. Предпринимательство как особый тип экономического мышления…………………………………………………………………….17

5. Преимущества малого предпринимательства……………………..19

6. Недостатки малого предпринимательства…………………………20

3. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты…………………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     Наиважнейшие  характерные черты, которые должны быть присущи предпринимателю, чтобы  можно было гарантировать ему  успех даже в самом рискованном предприятии:

     1) энергия, умение заставить себя работать;

     2) умение думать;

     3) умение строить взаимоотношения с людьми;

     4) знание техники и технологии.

     Что характеризует преуспевающих предпринимателей: 
- видение или мечта, которую они ежедневно преследуют; 
- безграничная вера в их продукты или виды услуг; 
- изобретательность;

- упорство, настойчивость;

- нацеленность  на успех;

- понимание  своих сил и слабостей;

- понимание  значения тонких изменений, их  влияния на успех в бизнесе; 
- желание расти;

- понимание  главенствующей роли потребителя;

- понимание,  что проблемы неизбежны, а их  появление предсказуемо. 
 

2.5 Преимущества  малого предпринимательства.

      Как показывает мировая практика, малое  предпринимательство играет большую  роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определённые преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской  и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

      Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства, гибкость и оперативность в принятии решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность \быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных руынков; относительно высокая оборачиваемость собственного капитала.

      Так, в докладе Международного бюро труда  отмечается, что малые и средние  предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчёте на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

      Собственники  малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наёмных работников. Малые предприятия способствуют большему росту занятости по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг). 

2.6 Недостатки  малого предпринимательства.

      Как показывает практика деятельности малых  предприятий, малому предпринимательству  присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

- более  высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

- зависимость  от крупных компаний;

- недостатки  в управлении собственным делом;

- повышенная  чувствительность к изменениям  условий хозяйствования;

- слабая  компетентность руководителей;

- трудности  в заимствовании дополнительных  финансовых средств и получении  кредитов;

- неуверенность  и осторожность хозяйствующих  партнёров при  заключении  договоров (контрактов) и др.

      Недостатки  и неудачи в деятельности субъектов  малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. В регулярно проводимых опросах в среде малого бизнеса США главными причинами неудач чаще всего называют:

- некомпетентность;

- несбалансированный  опыт (например, опытный инженер,  но неопытный коммерсант);

- нехватка  опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах;

- неумение  налаживать и поддерживать деловые  связи и контакты.

      Частыми причинами банкротства малых  фирм являются:

- запущенность  бизнеса;

- плохое  здоровье или вредные привычки руководителя фирм;

- катастрофы, пожары, воровство, мошенничество  и др.

      Шансы малого бизнеса на успех повышаются по мере взросления. Фирмы, долго не меняющие владельцев, приносят более  высокий и стабильный доход. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм, более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают предприниматели, которые много работают. Если в управлении участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трёх или четырёх лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе их существования. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у неё возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

      Постоянный  поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное  приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем. Однако в силу объективного наличия менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, поэтому нуждаются в государственной поддержке в соответствии с федеральной и региональными программами поддержки и развития малого предпринимательства.

      
3. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты.

     У России состояние ее предпринимательского потенциала |обусловлено переходным характером российской экономики. С  одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы и высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская 
(рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества. Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами («Газпром», «ЕЭС России» и др.). Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом. В принципе, тесная связь бизнеса и государственного аппарата может иметь как позитивное воздействие на национальную экономику (пример Японии и в меньшей степени — Южной Кореи), так и негативное (пример Индии, отчасти — 
Бразилии). Пример Японии и Южной Кореи говорит о возможности повышения эффективности национальной экономической политики путем тесного взаимодействия между предпринимателями и чиновниками на основе высокого профессионализма, большого чувства ответственности у обеих групп, а также исторически сложившихся тесных связей между ними. Пример Индии и Бразилии свидетельствует об обратном — снижении эффективности экономической политики из-за переплетения предпринимателей и чиновников на основе их коррумпированности, в результате чего доходы национального бизнеса во многом зависят не от наличия предпринимательских способностей, а от близости к государственному аппарату. Как пишет известный американский специалист по вопросам управления Питер Друкер, «опыт Японии учит нас одному: необходимо поддерживать самые тесные отношения между правительством и бизнесом. Но это возможно лишь в одном случае, если и правительство, и бизнес высокоразвиты и достаточно компетентны. В противном случае — как можно убедиться на примере Индии и Бразилии — эти отношения сведутся к панибратству и коррупции вместо выработки и проведения правильной политики и достижения успехов в развитии.

     Еще более опасной чертой российского  предпринимательстаа является его  сильная криминализация и принадлежность целых секторов экономики к теневой  экономике.

     Доля  неформального сектора теневой  экономики в России с 1997 г. оценивалась в 25% ВВП. На подпольный (криминальный) сектор тогда же приходилось 15—20% ВВП. Таким образом, доля теневой экономики в России достигла 40-45% ВВП.

     Распространенность  теневого сектора экономики в  решающей степени зависит от ее общего состояния, уровня жизни населения, устанавливаемых государством ограничений хозяйственной деятельности, а также возможностей его подавлять теневую экономику. 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, действительно является незаменимой  силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.

     Современный предприниматель должен хорошо разбираться  в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль.

     Все эти свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики.

     Переход к рыночным отношениям ставит перед  нашим обществом множество сложных  задач, среди которых важное место  занимает предпринимательство.

     Отсутствие  собственного практического опыта  предпринимательства заставляет заимствовать западный. Это естественно. Но при  этом следует помнить замечание  видного представителя российской научной мысли историка В. О. Ключевского. В 1911 г. он записал в своем дневнике: "Закон жизни отсталых государств или народов среди опередивших: нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необходимость ускоренного движения вдогонку к перениманию чужого наскоро". Действительно, попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать наступления длительного периода, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса. Пройдет немалое время, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

     Для развития предпринимательства в  России нужна специальная программа, которая должна включать:

     1) создание стабильного хозяйственного  законодательства;

     2) образование государственно-общественных инвестиционных, страховых и информационных фондов для содействия предпринимателям;

     3) построение региональной рыночной  инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);

     4) введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования, которое сделало бы невыгодным обман партнеров. 
 

     Список  литературы

     1. Вопросы экономики. №8. 1998.

     2. Гражданский кодекс Российской  Федерации. М., 1995.

     3. Джиоева В. А. Основы экономических  знаний: рынок и предпринимательство: Учеб. для экономических вузов / Под ред. акад.

     А. Г. Лобко - М.:Высш. шк., 2005.

     4. Мировая экономика: Учебник / Под  ред. проф. А. С. Булатова. –  М.:

     Юристъ, 2004.

     5. Шишкин А. Ф. Экономическая  теория: Учебное пособие для вузов. Кн.2.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

     6. В. В. Гребеник, С. В. Шкодинский «Основы предпринимательства», 2005. 

Информация о работе Предпринимательский потенциал России и его характерные черты