Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:13, реферат
Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.
Самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности не означают их своеволия, поэтому законодательством устанавливаются меры государственного регулирования предпринимательской деятельности и ответственности предпринимателей за нарушение соответствующих правовых актов, что и экономически, и в правовом отношении абсолютно оправданно. Вопрос лишь в том, каковы пределы ограничения экономической свободы, стабильности действия законодательных актов. Главным при установлении таких пределов должен стать основополагающий принцип: предпринимательство развивается на основе самостоятельного принятия его субъектами решений в рамках закона, а государство не должно вмешиваться в конкретную деловую жизнь предпринимателей.
3.3.
Внешняя предпринимательская
среда
Состояние
внешней предпринимательской
Внешняя
предпринимательская среда
Приведем краткую характеристику отдельных подсистем, в совокупности составляющих интегрированную внешнюю предпринимательскую среду. Так, существенное значение для развития в стране предпринимательства имеют позитивное экономическое положение, характеризующееся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для развития их деятельности. На развитие предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты:
Успешному
развитию предпринимательства
В России
для становления
Несомненно, что для развития предпринимательства требуются стабильность политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества. Важно, чтобы в России наконец-то всем обществом была безоговорочно поддержана идея о том, что в стране формируется социально-ориентированная экономика и что экономическим реформам нет альтернативы.
Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправных действий государственных (муниципальных) органов, должностных лиц, криминальных структур. Необходимо четкое установление ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В стране должен «править бал» его Величество закон, а не чиновники, пусть даже очень высокого ранга, не олигархи, не рэкетиры и не криминальные элементы. Если это положение станет правилом, а не исключением, то можно с уверенностью сказать, что предпринимательство в России будет развиваться поступательно.
За последние годы (1995 – 2000 гг.) приняты и начинают положительно влиять на формирование предпринимательского слоя такие важнейшие федеральные законы, как Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2), Арбитражный и Арбитражно-процессуальный кодексы РФ, Уголовный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ (ч. 1 и 2), федеральные законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о народных предприятиях, о производственных кооперативах, Налоговый кодекс РФ (ч. 1 и 2) о налоговой системе, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в новой редакции), о банках и банковской системе, о рынке ценных бумаг, о внешнеторговой деятельности, о мерах по государственной поддержке малого предпринимательства и др. Однако многие правовые акты декларативны, не имеют прямого воздействия на развитие предпринимательства. Главный же недостаток большинства правовых актов – они не исполняются. Другим существенным недостатком является изобилие подзаконных актов (инструкций, положений, указаний), фактически тормозящих развитие предпринимательства.
В связи с вышеизложенным, на нынешнем этапе развития экономики большое значение, на наш взгляд, имеют усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, обеспечение им гарантий как гражданам и организациям.
Как уже отмечалось, особая роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит федеральным законам, многие из которых осуществляют не только косвенное, но и прямое регулирование. Важная роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит таким высшим государственным органам, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, а также Конституционный, Арбитражный и Верховный суды РФ, Генеральная прокуратура РФ и ее органы в субъектах РФ, другие правоохранительные органы, а также федеральные органы по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, финансов, экономике, юстиции и другим. Определенная роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит представительной и исполнительной властям субъектов РФ, о чем, в частности, свидетельствует опыт поддержки и развития малого предпринимательства в Москве, Московской области и других регионах.
Не рассматривая
все другие подсистемы внешней предпринимательской
среды, дадим краткую характеристику институционально-
Несомненно,
значительная роль в развитии предпринимательства
принадлежит федеральным и
3.3.1. Рынок
– среда существования
Если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимателей, и наоборот, поскольку предприниматели (фирмы, кампании) являются ведущими субъектами рыночной экономики, наряду с домохозяйствами и государством, которое в развитой рыночной экономике является коллективным предпринимателем.
Анализ
множества определений рынка, представленных
в научной литературе, позволяет
сделать вывод, что рынок является
формой взаимоотношений между
ческих связей между предпринимателями
и потребителями, основанных на взаимной
купле-продаже товаров (работ, услуг). Только
на рынке проверяется истинная ценность
(стоимость) произведенных товаров, ведь
если они не будут проданы, предприниматель
не получит планируемый объем прибыли.
Следовательно, рынок есть не только среда
(сфера) функционирования предпринимателей,
но и важнейший фактор развития предпринимательства
в стране при условии, что существуют и
развиваются рынки всех факторов производства.
Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приобретении. Никто не может административно (юридически) заставить кого-либо что-то производить, что-то приобретать. Рынок есть сообщество самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, а предприниматель – самостоятельно хозяйствующий субъект. Рынок, по образному выражению американских ученых Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения. Миллионы потребителей принимают самостоятельное решение, какие товары и в каком количестве покупать, огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства делают свой собственный выбор – кому и как их продавать. Все эти процессы осуществляются посредством рынка, посредством рыночного механизма.
Свободного рынка ни в одной стране нет, так как нет для него определенных экономических условий, а действует конкурентный рынок при наличии различных форм собственности, но преобладающей является негосударственная собственность при существовании развитой рыночной инфраструктуры, включающей три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок – и соответствующие им развитые системы рыночных институтов.
Развитый конкурентный рынок характеризуется сложной структурой, сложной системой соответствующих институтов (бирж, коммерческих банков, аудиторских организаций, страховых компаний, рекламных компаний, ассоциаций (союзов) предпринимателей и пр.).
Современный рынок классифицируется по различным категориям:
а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок вторсырья; рынок информационных технологий и др.;
б) по географическому положению – местный, региональный, национальный, мировой;
в) по степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный, смешанный;
г) по отраслям – автомобильный, компьютерный, нефтяной, газовый и др.;
д) по характеру продаж – оптовый, розничный. Разумеется, любая классификация рынка носит ограниченный характер, каждая из них имеет существенное значение для понимания необходимости изменения функций государства и развития предпринимательства в различных организационно-правовых формах и сферах функционирования.