Предпринимательская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:26, доклад

Описание работы

Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо. Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями.

Работа содержит 1 файл

семинар.docx

— 53.36 Кб (Скачать)

Главной составляющей сотрудничества в сфере предпринимательства  является сделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка - это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеется коммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена - удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение в результате обмена ценностями пользы, выгоды.

Сделка считается заключенной  сразу же после подписания договора, содержание и форма которого зависят  от направления и формы сотрудничества партнеров.

Основными направлениями  сотрудничества могут быть сфера  производства, сфера товарообмена, сфера торговли, сфера финансовых отношений.

В сфере производственных отношений используются такие формы сотрудничества, как организация совместных предприятий; организация смешанных предприятий; производственная кооперация; лизинг; проектное финансирование; лицензирование; управление по контракту; подрядное производство и др.

Основными формами сотрудничества в сфере товарообмена (встречная торговля) являются: бартер, бартерные операции; встречные поставки; коммерческая триангуляция (бартерные операции, в которых участвуют три стороны и более).

В сфере торговли применяются следующие формы взаимоотношений: обычная сделка; форвардная сделка; сделка о передаче информации; сделка об установлении прямых производственных связей; сделка спот; сделка об экспорте товара; сделка об импорте товара.

Взаимодействие предпринимателей в сфере финансовых отношений в основном сводится к факторингу и коммерческому трансферту в зависимости от сферы, в рамках которой осуществляются отношения предпринимателей (национальная, межнациональная или международная).

Осуществлять предпринимательскую  деятельность (заниматься предпринимательством) могут:  
а) граждане России, не ограниченные по закону в своей деятельности; 
б) граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законами РФ; 
в) объединения граждан – коллективные предприниматели (партнеры).

Российское законодательство запрещает занятие предпринимательской  деятельностью военнослужащим, должностным  лицам органов прокуратуры, суда и других правоохранительных органов, лицам, призванным в системе органов  государственной власти осуществлять контроль над деятельностью организаций, а также лицам, которым запрещено  заниматься этой деятельностью по приговору  суда.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим  собственником, так и лицом, управляющим  его имуществом на праве хозяйственного ведения.

Объектами предпринимательства являются, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. при неразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями.

Объектами предпринимательской  деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

В конкурентной экономике  учитываются не только внешние затраты (оплата счетов поставщиков и зарплата по тарифным соглашениям), но и внутренние (потенциальный доход от альтернативного  использования капитала - сдачи в  аренду, ссуды и т.д.). Затраты при  этом рассматриваются как плата, достаточная, чтобы сохранить за предпринимателем финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Они включают и нормальный предпринимательский  доход. Поэтому даже минимальная  прибыль сверх этих совокупных затрат обеспечивает стабильное положение  организации на рынке. Не останавливает  производство и временная нерентабельность, если размеры убытка меньше постоянных затрат, на которые приходится идти независимо от объема работ (% по прежним  ссудам, содержание зданий, управленческого  аппарата и т.д.).

Доход вместе с субвенциями (целевым финансированием определенного мероприятия) из бюджета и благотворительных фондов обеспечивают самоокупаемость, включение в затраты среднего предпринимательского дохода – высокую оплату менеджеров, а достижение социального эффекта – престиж в обществе и снижение коммерческого риска. Общественные и религиозные организации создают предприятия, которые не распределяют свой доход среди учредителей в виде дивидендов и т.д., а используют его для социальных и благотворительных целей. В результате они освобождаются от многих налогов. Имеет место и бесприбыльное предпринимательство, особенно в сфере экологии, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, образования.

Таким образом, современное  предпринимательство нельзя сводить  к усилиям изолированных частных  собственников любыми средствами приумножить  свой капитал. Сегодня речь идет о  высококвалифицированном и весьма интенсивном труде распорядителей интеллектуальной и материальной собственности  по организации цикла.

Правовой фундамент предпринимательства  составляют:

·     Конституция РФ от 12.12.1993 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

·     Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21.10.94, ч. II – 26.01.1996) – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.

·     Федеральные законы Российской Федерации специального назначения: «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №202-ФЗ; «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; «О производственных кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.

·     Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г., «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.; «Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.; «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.; другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.

Не рассматривая критически существо этих документов, отметим, что  в России создана современная, достаточная  и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности (Приложение1).

Осуществление предпринимательской  деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды. Это прежде всего рынок [7] , рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным [8] .

Предпринимательская среда (рис. 1.4) - общественная экономическая  ситуация, включающая степеньэкономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.

Эффективность функционирования и развития предпринимательства  в значительной степени обусловлена  внешней средой (табл. 1.4.): 
· государственной политикой в данной области;  
· деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти; 
· внешними условиями конкретных регионов. Необходимо определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления.

Для развития предпринимательства  необходим переход к более  тонкому и эффективному регулированию  данного процесса, адекватному сложившимся  условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

Предпринимательство как  особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости  части населения и создания новых  рабочих мест пользуется правительственной  поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует  поддержка предпринимательства  со стороны государства, большое  распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к  выработке конкретных мер по трем направлениям: 
· консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации); 
· оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения); 
· оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские  структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных  предпринимательских организаций.

Для российской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства  государством, прежде всего малых  его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки  различны:  
а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т.п.; 
б) налоговые льготы и послабления; 
в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.


Информация о работе Предпринимательская деятельность