Предпринимательская деятельность на примере развития аптек сети 36,6

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:16, реферат

Описание работы

«…Формат «36,6» предполагает определенную структуру ассортимента. А это значит, что местные жители должны быть готовы покупать не только лекарства, но и товары для красоты и здоровья. Готовность должна выражаться в размере среднего чека. В наших московских аптеках покупатели тратят в среднем $10,5, а в аптеках некоторых городов - всего $3.» - Бектемиров Артем

Работа содержит 1 файл

36_6.DOC

— 53.50 Кб (Скачать)

         ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

         ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

         ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

         РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА  И СЕРВИСА

         (ФГОУВПО «РГУТИС»)

         ИНСТИТУТ  ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

         (г.  Москва) (филиал) РГУТиС 

         Кафедра «Экономика на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Доклад

         по  предмету: организация  предпринимательской  деятельности 

         на  тему: «Предпринимательская деятельность на примере развития  сети Аптек 36,6» 
 
 

           

         Выполнила: студентка Э4-1

         Иванова Елена

         Проверил: к. э. н., доцент

         Яковлев Г.А 
 
 
 
 
 
 
 

                                      

         МОСКВА  – 2009  г. 
 
 

Бектемиров  Артем -  история сети Аптек 36,6 

    «…Формат  «36,6» предполагает определенную структуру  ассортимента. А это значит, что  местные жители должны быть готовы покупать не только лекарства, но и товары для красоты и здоровья. Готовность должна выражаться в размере среднего чека. В наших московских аптеках покупатели тратят в среднем $10,5, а в аптеках некоторых городов - всего $3.» - Бектемиров Артем 
 
   Совладелец аптек 36,6 Артем Бектемиров из того поколения бизнесменов, которое принято называть яппи. Хорошее образование, успешный бизнес, семья, занятия спортом. Однако в отличие от большинства представителей бизнес-элиты главное увлечение господина Бектемирова — не яхты или дорогие автомобили, а работа. 
 
       Генеральный директор и совладелец ОАО Аптечная сеть 36,6 Артем Бектемиров родился в 1969 году. Отец, по профессии геофизик, занимался поиском нефтяных месторождений, газовых пластов, в том числе работал какое-то время за границей. 
 
 В 1993 году закончил МГИМО. Служил в армии (ракетные войска стратегического назначения). Занимается бизнесом с 1991 года. Женат, трое детей.

    Сильное влияние, по словам господина Бектемирова, на него оказал спорт: Я с детства очень много занимался спортом — современным пятиборьем: плавание, фехтование, стрельба, бег и конный спорт. Занимался очень серьезно, у меня было по две тренировки в день, причем ездить приходилось на другой конец города. 
 
 Спортом я и сейчас занимаюсь. Езжу иногда на лошади, катаюсь на доске. Кроме того, у меня есть своя практика, которую я сам для себя синтезировал после довольно долгих поисков и изучения различных практик. Это нечто среднее между даосской йогой и йогой сознания. Занимаюсь я этим почти каждый день. Для меня это своего рода механизм саморегуляции.

    В 1987 году поступил в МГИМО, а через  год призвали в армию — это  был как раз период, когда всех студентов отправили на военную службу.

    Служба  в армии стала первым серьезным опытом ответственности за других людей. После учебки я попал на целину, на уборку урожая,— рассказывает господин Бектемиров.— В моем подчинении было двадцать пять бойцов, за которых я отвечал. А это было непросто, потому что убирали мы сахарную свеклу, из которой в каждом деревенском доме делали брагу. Самогон там потребляли ведрами — просто беда. Я в жизни потом ничего подобного больше не видел. И моя задача была не допустить, чтобы кто-нибудь себя угробил. Из армии я вернулся в институт в 1989 году уже совсем не тем человеком, которым уходил.

    Вернувшись  в МГИМО, Бектемиров практически  сразу стал заниматься предпринимательством. В основном, как и все в те годы, торговал компьютерами. Когда  я вернулся из армии,— рассказывает Бектемиров,— в стране как раз активно начались процессы, связанные с предпринимательством. Рынка никакого не было. Для того чтобы купить компьютер в одном месте и продать дороже в другом, ума много не надо было. Но на этом можно было что-то заработать. 
 
В 1990 году в МГИМО Бектемиров познакомился со своим основным партнером по бизнесу — Сергеем Кривошеевым, с которым они до сих пор вместе. МГИМО — это не то чтобы клуб, но своего рода общность,— говорит Бектемиров.— Если посмотреть объективно, то мои ближайшие друзья и партнеры — это те, с кем я вместе учился.  
 В 1991 г. мы с Сергеем Кривошеевым основали компанию Время и с тех пор занимаемся предпринимательством. В декабре 1991 г. мы занялись продажей оргтехники, в основном в московские больницы. Система госпоставок развалилась, и больницам не хватало самых элементарных вещей. Мы привезли аспирин британского происхождения, здесь его продали в больших количествах и постепенно перешли на импорт лекарств. Потом мы стали покупать нефасованую продукцию, заказывали фасовку на российских заводах и продавали уже упаковки. У нас было что-то вроде совместного предприятия с Мосхимфармпрепаратами - мы доставали для них субстанции, а они делали лекарства, антибиотики. Так мы познакомились с ситуацией на российских фармзаводах, а в 1993 - 1995 гг. приняли участие в приватизации.

    Денег у нас столько не было, а кредит нам никто давать не хотел. Но в  конце концов кредит получили в Эра-банке, в который пришли открывать счет. Поговорили с председателем банка, он проникся и кредит нам дал —  на три месяца под 100%. Сейчас такие проценты и представить сложно — 400% годовых! Тем не менее мы закупили аспирин, продали, заплатили проценты, и у нас еще $100 тыс. осталось. 
 
 Деньги мы вложили в расширение бизнеса — стали закупать не только аспирин, но и другие лекарства. Потом мы поняли, что имеет смысл фасовать эти лекарства в стране, и пошли на заводы. Оказалось, что у фармпроизводств полно проблем. Они не знают, что производить, не умеют продавать свою продукцию, не знают, где покупать сырье, и так далее. Мы стали заниматься сбытом их продукции, поставлять сырье, размещать заказы. В декабре 1991 года мы зарегистрировали АО 'Время', в которое сначала вошел завод 'Мосхимфармпрепараты', а потом мы приобрели Воронежхимфармзавод и 'Белгородвитамины'. В 1994 году мы уже продавали лекарств на миллионы долларов. 
 
 Однако останавливаться на достигнутом партнеры не собирались. В 1996 году мы обратились в 'Маккинзи',— рассказывает Бектемиров.— Нам хотелось понять, какую выбрать стратегию, куда нам дальше двигаться. И они, проанализировав наши производственные активы и дистрибуцию, которой мы тогда активно занимались, а также ситуацию в стране, пришли к неким выводам. Это позволило нам определиться — чем стоит заниматься, а от чего имеет смысл отказаться. Мы решили сократить дистрибуцию и начать развивать розницу: фактически этот сектор был еще никем не занят, не было никаких игроков, и можно было быстро и эффективно расти. Причем мы решили не просто открывать аптеки, а создать сильный розничный брэнд, который впоследствии стал бы нашим конкурентным преимуществом: ведь рано или поздно на рынок должны были прийти и другие серьезные игроки. Так появились аптеки '36,6'. 
 
 За основу аптек 36,6 был взят формат английской аптечной сети Boots. Еще в 1990 году, будучи на стажировке в Англии, я был восхищен этими аптеками,— говорит Бектемиров.— Это было необычно, красиво, удобно — фактически идеально. Когда мы занялись розницей, я себе представил именно такую модель. Меня потом даже обвиняли в том, что я Boots идеализирую и в реальности эти аптеки гораздо хуже, чем в моем воображении. 
 
 

    Первоначально формат '36,6' был откровением —  ничего подобного на российском рынке не было, и формат был краткосрочным конкурентным преимуществом. Мы понимали, что этого недостаточно, и, чтобы обеспечить успех в будущем, надо серьезно заниматься строительством брэнда. Причем основная задача была изменить отношение к аптеке как к месту, куда ходят больные люди. Мы хотели сделать '36,6' местом, где продаются товары для здоровья и красоты, мы шли именно к этому. И в общем-то мы этого добились. Мы и сейчас продолжаем активно заниматься строительством брэнда, например, выпускаем продукты под собственной маркой, открываем центры лечебной косметики. Это, кстати, новое направление нашего бизнеса. 
 
Рекордный забег

    Кризис 1998 года, по словам господина Бектемирова, хоть и притормозил развитие компании, желания продолжать начатое не изменил. Основная проблема довольно большой части предпринимателей в том, что они заблуждаются относительно собственного вкуса и умения понимать покупателей,— говорит Бектемиров.— Почва под ногами теряется, они отрываются от реальности, что неминуемо приводит к кризису бизнеса. У нас таких моментов, мне кажется, не было. Мы, как и все, тяжело пережили кризис 1998 года. До кризиса общий оборот производства, розницы и дистрибуции был порядка $150 млн. После кризиса наш рынок упал фактически в два раза, и оборот, соответственно, тоже. К тому же мы потеряли много денег по кредитным обязательствам. Производство у нас всегда было самодостаточным, а из прибыли мы развивали розницу, для чего привлекали заемные средства и для чего в том числе впоследствии делали IPO.

    После кризиса мы целиком пересмотрели свою концепцию: реорганизовали компанию, полностью отказались от дистрибуции, кардинально поменяли производственный портфель, построили новое производство по стандарту GMP и сосредоточились на рознице.

    Основными владельцами бизнеса всегда оставались мы с Сергеем Кривошеевым. В 1996-1997 годах у нас появились инвесторы. Например, фонд Russian Partners. Правда, после кризиса они вышли из бизнеса. Сейчас порядка 25% акций обращается на рынке, часть принадлежит менеджерам.

    Что касается стратегии, то мы полностью  идентифицируем себя с розничной  компанией, наша задача — построение национальной аптечной сети. Это то, чем мы занимаемся сейчас и будем  продолжать заниматься в течение  ближайших пяти-шести лет такими же темпами. Наша задача — это абсолютное лидерство. По-моему, это достойная задача. Но на самом деле никакой конечной точки в бизнесе нет — этот процесс бесконечный.

    О проекте 36,6 большинство экспертов  говорили всегда, что он создан исключительно  для продажи. Однако пока, по словам Бектемирова, ни он, ни его партнер продавать свой бизнес не собираются. Конечно, целью любого бизнеса является создание стоимости компании,— говорит Бектемиров.— Сейчас наш розничный бизнес находится в стадии агрессивного роста, и лично я уверен, что такие возможности открываются не так уж часто. Их просто нельзя упускать. Искать еще более интересный рынок с более интересными возможностями? Я пока ничего подобного не вижу.

    О себе Бектемиров говорит, что работа ему необходима: Есть две концепции: работать, чтобы жить, и жить, чтобы работать. Мне, пожалуй, ближе вторая. С годами у меня получается все лучше и лучше, но задачи все больше усложняются. 

    Аптечная  сеть 36,6 сегодня.

    Аптечная  сеть 36,6 — национальный лидер в  области розничной торговли товарами для красоты и здоровья.  
 
 ОАО «Аптечная сеть 36,6» — первая публичная российская компания сектора розничной торговли товарами для красоты и здоровья. ОАО «Аптечная сеть 36,6» занимает лидирующие позиции на рынке и объединяет в своем составе: розничный бизнес «Аптеки 36,6», производителя лекарственных препаратов «Верофарм» и магазины детских товаров «Центр раннего развития – ELC». 
 
 Чтобы удержать звание лидера и по масштабам розницы, и по сути, «36,6» каждый год заявляет о нововведениях. В конце девяностых сеть первой открыла для российского покупателя формат супермаркета здоровья и красоты. Затем был выпуск более 500 товаров под собственной торговой маркой «36,6». 
 
 В сентябре 2006 г. компания объявила о покупке 162 аптек, увеличив число торговых точек под своим управлением до 757 (в 23 регионах России). 36,6 стремится довести долю на российском рынке фармритейла до 10%. За первое полугодие 2007 г. продажи в аптечном сегменте почти удвоились (до $302,9 млн), однако бурная экспансия негативно отразилась на финансовых показателях компании: чистый убыток за этот период составил $16,9 млн. Аптеки 36,6 - единственный фармритейлер, чьи акции доступны на открытом рынке. 
 
 По итогам 2007 г., совокупный чистый долг 36,6 составил $271 млн. Это стало следствием экспансии на рынке. В связи с этим в 2008 году компания планирует рефинансировать порядка $250 млн за счет продажи непрофильных бизнесов и недвижимости, чтобы высвободить средства на дальнейшее развитие. В мае 2008 был продан медицинский бизнес - ГК Европейский медицинский центр (ЕМС) - за $110 млн. 
 
 Сейчас более 1200 аптек находятся под управлением Компании в 29 регионах России.

    Более 12000 высококвалифицированных сотрудников  и сильная менеджерская команда  с опытом работы в отрасли более 10 лет работает в компании

Информация о работе Предпринимательская деятельность на примере развития аптек сети 36,6