Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 14:03, курсовая работа
Объектом исследования являются понятия индивидуального предпринимательства, правовые нормы, правоотношения и акты реализации, относящиеся к юридическому закреплению правового статуса субъектов предпринимательской деятельности.
Целью и задачей исследования является уяснение понятия и значения индивидуальной предпринимательской деятельности, изучение системы правовых актов, системы регулирования предпринимательства.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и частные нотариусы, охранники и детективы. Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ «О нотариате» нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Из
сказанного видно, что правосубъектность
предпринимателя
Существенные изменения и правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства внесены п. 2 статьи 23 ГК. По ГК фермерские хозяйства осуществляют свою деятельность без образования юридического лица. Среди юридических лиц, которым посвящена гл. 4 ГК, они не значатся, тем не менее государственной регистрации подлежит крестьянское хозяйство, а не его глава. Эти нормы содержатся и в Федеральном законе от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
После регистрации фермерского хозяйства его глава может без доверенности совершать сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представлять его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными организациями, открывать расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждениях банков, иметь печать, участвовать в договорных отношениях и т.д. Все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и его глава, должны быть названы в соглашении о создании этого хозяйства. Фермерское хозяйство - совокупный предприниматель, имущество которого принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (ст. 257 ГК). К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.
Крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до введения в действие части первой ГК, необходимо решить вопрос об организационно-правовых формах, в которых они продолжат свою деятельность. Возможны два варианта решения: 1) крестьянское хозяйство переходит на статус индивидуального предпринимателя; 2) крестьянское хозяйство преобразуется в одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые предусмотрены гл. 4 ГК, т.е. в хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Статья 7 Вводного закона освобождает крестьянские (фермерские) хозяйства от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с приведением его в соответствие с нормами части первой ГК. Очевидно, что такие преобразования должны быть произведены до 1 января 2010 г., так как Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который утратил силу, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы указанного Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.
Для
участия в хозяйственной
Граждане Российской Федерации, а также законно находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, намеренные приступить к индивидуальной предпринимательской деятельности впервые или после прекращения такой деятельности, должны пройти процедуру государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Напомним, что зарегистрированы в таком качестве могут быть физические лица, право которых на предпринимательскую деятельность не ограничено законом или в установленном им порядке.
В то время как учредители юридического лица обращаются за государственной регистрацией для того, чтобы созданная ими организация приобрела свойства субъекта права, была наделена правоспособностью, физическое лицо уже является субъектом гражданского права с момента рождения. Процедура же государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности, а с другой - для возложения на него вытекающих из такой деятельности обязанностей по налогообложению, соблюдению правил ведения указанной деятельности. Целями государственной регистрации являются также осуществление государственного контроля за экономической деятельностью, получение статистической информации, обеспечение государственных, муниципальных и иных органов и организаций содержащимися в государственном реестре сведениями о предпринимателях и их контрагентах, других лицах.
Если гражданин совершит сделку купли-продажи, выполнит работу без регистрации в качестве предпринимателя, то это еще не означает, что такая деятельность будет считаться незаконной лишь в силу отсутствия регистрации. Гражданин в этом случае не будет иметь статуса предпринимателя, в связи с чем его действиям закон не предоставит защиту, предусмотренную для предпринимателей. Если же гражданин пожелает избежать, например, повышенной ответственности и умышленно будет уклоняться от государственной регистрации при осуществлении предпринимательской деятельности, то в соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ суд вправе применить к совершенным гражданином сделкам правила Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, за такую деятельность гражданин может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.
Следует отметить, что процедура государственной регистрации носит сугубо формальный характер. «Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы о целесообразности регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличии у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п. Его задача состоит в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов и факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере»8.
В соответствии со ст. 22.1 в регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляются:
-
подписанное заявителем
-
копия основного документа
-
копия документа,
-
копия документа,
-
копия свидетельства о
-
копия документа,
-
подлинник или копия документа,
-
для несовершеннолетних
-
документ об уплате
Отметим, что пп. «з» п. 1 ст. 22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяет специфику представления документов несовершеннолетними гражданами (в возрасте от 14 до 18 лет), не обладающими полной дееспособностью, а также несовершеннолетними, признанными в законном порядке полностью дееспособными (вступившими в брак до достижения возраста 18 лет либо прошедшими процедуру эмансипации). Вместе с тем статья не предусматривает особенностей комплекта документов, которые могли бы представляться в регистрирующий орган совершеннолетними гражданами, ограниченными судом в дееспособности, с согласия их законных представителей, хотя Гражданский кодекс не запрещает таким лицам заниматься предпринимательской деятельностью. Из содержания же ст. 22.1 можно сделать два противоречащих друг другу и при этом одинаково не основанных на праве вывода: ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не требует согласия законных представителей лиц, ограниченных судом в дееспособности, на осуществление ими предпринимательской деятельности; Закон не допускает участия указанных лиц в предпринимательской деятельности. Поэтому п. 1 ст. 22.1 следовало бы дополнить подпунктом примерно следующего содержания: «...нотариально удостоверенное согласие законного представителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, дееспособность которого ограничена судом по основаниям, установленным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Представление в регистрирующий орган указанных документов осуществляется в порядке, предусмотренном общими нормами ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация
Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя