Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение предпринимательской деятельности необходимыми финансовыми ресурсами возможно в следующих правовых формах: финансирование и кредитование предпринимательской деятельности, самофинансирование, а также использование добровольных взносов от иных субъектов. ч.1 работы Правовое регулирование финансирования предпринимательской деятельности, ч.2.Правовое регулирование кредитования предпринимательской деятельности

Работа содержит 1 файл

Копия контрольная.doc

— 81.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

  по  дисциплине «Российское предпринимательское право»

       на  тему: «Правовое регулирование финансирования и     

       кредитования предпринимательской деятельности» 
 

                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  г. Нижний Новгород

  2011

       Правовое  регулирование финансирования

       предпринимательской деятельности

       Обеспечение предпринимательской деятельности необходимыми финансовыми ресурсами  возможно в следующих правовых формах: финансирование и кредитование предпринимательской деятельности, самофинансирование, а также использование добровольных взносов от иных субъектов.

       Использование бюджетных средств в форме  финансирования осуществляется в основном в рамках приоритетных государственных  программ развития промышленности, сельского  хозяйства, транспорта и иных сфер, связанных с удовлетворением социальных потребностей. В основе финансирования заложены публичные интересы государства. Вместе с тем бюджетное финансирование предпринимательской деятельности необходимо субъектам, которые находятся на начальном этапе осуществления предпринимательской деятельности и нуждаются в поддержке государства, а также тем, чья деятельность является заведомо убыточной.

       Понятие "финансирование" не получило нормативного определения, хотя наукой финансового  права данное понятие подвергается анализу с позиции правового регулирования государственных расходов.

       Финансирование  предпринимательской  деятельности - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления предпринимательской деятельности. Целью финансирования является обеспечение нормального функционирования субъекта предпринимательской деятельности. В соответствии с БК РФ можно выделить основные направления получения и использования бюджетных средств:

       - получение бюджетных средств в счет оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (ст. ст. 72 - 73 БК РФ);

       - получение финансовой помощи  из бюджета на безвозмездной  и безвозвратной основе в форме  субвенций и субсидий (ст. 78 БК РФ);

       - получение бюджетных средств  на возмездной и возвратной  основе в форме бюджетных кредитов (ст. 93.2. БК РФ).

       Одним из наиболее важных направлений бюджетного финансирования является обеспечение  денежными средствами государственных и муниципальных нужд. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

       Общие правовые и экономические принципы, а также порядок финансирования государственных и муниципальных  нужд установлены ГК РФ, БК РФ, а также Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Законодательные положения развиты подзаконными нормативными правовыми актами, в частности, Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"  и т.д.

       Для реализации государственных нужд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимаются федеральные  и региональные целевые программы. Федеральная целевая программа - определенный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающий эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации. Федеральная целевая программа включает в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет средств федерального бюджета.

       Разработка  федеральных целевых программ организуется федеральными органами исполнительной власти.

       Федеральная целевая программа, претендующая на финансирование из федерального бюджета  должна соответствовать следующим  принципам:

       - решение приоритетных социально-экономических,  оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;

       - согласование финансовых, материальных  и трудовых ресурсов в целях  их наиболее эффективного использования;

       - комплексность и экономическая  безопасность разрабатываемых мероприятий;

       - согласованность решения федеральных и региональных задач;

       - достижение требуемого конечного  результата в установленные сроки.

       Для организации работы по выполнению федеральных  целевых программ и обеспечению  поставок продукции для федеральных  государственных нужд Правительство  РФ утверждает государственных заказчиков (Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"). Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

       Заказы  для обеспечения государственных  и муниципальных нужд размещаются посредством заключения государственными и муниципальными заказчиками контрактов. Государственный или муниципальный контракт - договор, заключаемый между государственным или муниципальным заказчиком и физическим, в том числе индивидуальным предпринимателем, и (или) юридическим лицом в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. С момента заключения контракта государственный или муниципальный заказ признается размещенным. Размещение заказа может осуществляться следующими способами: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах. Понятие и особенности конкретных способов размещения заказов регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

       Финансовая  помощь и поддержка со стороны  государства может заключаться в финансировании определенных затрат организаций (селективное санирование) или отраслей в целом путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

       Данные  формы финансирования позволяют  оказывать поддержку тем отраслям экономики или отдельным организациям, деятельность которых является социально значимой и необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны.

       Порядок предоставления субсидий и субвенций  коммерческим организациям, функционирующим не на государственной или муниципальной формах собственности, регламентируется ст. 78 БК РФ. В соответствии с указанной статьей субсидии и субвенции юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями или бюджетными учреждениями, допускаются:

       - из федерального бюджета - в  случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

       - из бюджетов субъектов Федерации  - в случаях, предусмотренных федеральными  целевыми программами, федеральными  законами, региональными целевыми  программами и законами субъектов  Российской Федерации;

       - из местных бюджетов - в случаях,  предусмотренных федеральными целевыми  программами, федеральными законами, региональными целевыми программами,  законами субъектов Федерации  и решениями представительных  органов местного самоуправления.

       В качестве одного из направлений бюджетного финансирования можно рассматривать возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым в российских кредитных организациях. Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 90 утвержден порядок предоставления в 2011 г. из федерального бюджете субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

       Правовое  регулирование кредитования

       предпринимательской деятельности

       Обеспечение потребности в финансовых ресурсах посредством кредитования представляется возможным для организаций, имеющих определенную финансовую устойчивость, занимающих стабильное положение на рынке товаров, работ и услуг.

       В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный  кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

       Отличительными  признаками бюджетного кредитования является прежде всего его льготный характер. В качестве льготы, предоставляемой государством за пользование бюджетными средствами на возвратной и платной основе, можно рассматривать возможность продления в некоторых случаях срока возврата бюджетных средств.

       Второй  чертой бюджетного кредитования следует  отметить целевое предоставление средств. При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их  предоставления, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

Информация о работе Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности