Правовая охрана товарных знаков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

Понятие и признаки товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара. а) Товарный знак. Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц (ст. 1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

Содержание

1. Правовая охрана товарных знаков……………….………………. ……..3 стр.

2. Правовая охрана знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров……………….………………..……………….………………. ……..7 стр.

Список использованной литературы……………….………………. ……..12 стр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 19.35 Кб (Скачать)

коллективный товарный знак в качестве единственного средства для обозначения

товара либо применять его наряду со своим  индивидуальным товарным знаком. В-четвертых, необходимым условием регистрации  коллективного товарного знака  является наличие у товаров, которые  будут обозначаться этим знаком, единых качественных или иных общих характеристик. В-пятых, объединение, на имя которого зарегистрирован коллективный товарный знак, обладает правом контроля за его использованием. В-шестых, указанные выше условия использования коллективного товарного знака отражаются в специальном правовом документе, именуемом уставом коллективного товарного знака. Он разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию коллективного товарного знака.

По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные.

В качестве обычных  товарных знаков выступают любые  новые оригинальные

обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности. Общеизвестным 

товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу

потребителей  благодаря его использованию  для обозначения определенных товаров. Вопрос о том, является ли товарный знак на территории России общеизвестным  или нет, решается российским Патентным  ведомством, а в случае возникновения спора судебными органами.

Обозначения, не признаваемые товарными знаками, знаками  обслуживания и 

наименованиями  мест происхождения товаров. Прежде всего учитывается, что 

обозначения, заявляемые в качестве знаков охраны, должны обладать различительной способностью, поскольку только при этом условии они могут выполнять возлагаемые

на них функции. В этой связи не регистрируются в качестве товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения  товаров обозначения,

которые в силу тех или иных обстоятельств такой способностью не обладают. Другим

общим основанием к отказу в регистрации обозначения выступает  необходимость охраны субъективных прав и законных интересов третьих  лиц, которым может быть нанесен  вред в случае закрепления за заявителем прав на заявляемое обозначение. Наконец, причиной отказа в регистрации могут выступать соображения охраны публичного порядка и общественных интересов, которые хотя и не персонифицированы применительно к отдельным лицам, но носят вполне конкретный характер.

 

 

 

Обозначения, признание которых  товарными знаками может нанести  ущерб третьим 

лицам, относятся  к группе обозначений, не регистрируемых по иным основаниям.

К обозначениям, не регистрируемым ввиду их неспособности  выполнять функции

товарных знаков, относятся:

1) обозначения,  не обладающие различительной  способностью. Строго говоря, по 

этой же причине  не охраняются и другие обозначения, не способные выполнять функции  товарных знаков и знаков обслуживания. В данном случае отсутствие у обозначения различительной способности понимается в более узком смысле, а именно как отсутствие у обозначения признаков оригинальности и индивидуальности.

2) обозначения,  представляющие собой государственные  гербы, флаги и эмблемы, 

официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Например, Госкомизобретений СССР отклонил в свое время заявку японской фирмы на регистрацию в качестве товарного знака, предназначенного для маркировки обуви, обозначения, включающего государственный

знак Мавритании".

3) обозначения,  вошедшие во всеобщее употребление как название товаров

определенного вида.

Примерами могут служить  такие словесные обозначения, как  рубероид, нейлон,

целлофан, анастезин, новокаин и т.п.

4) обозначения,  являющиеся общепринятыми символами  и терминами. 

5) обозначения, указывающие  на вид, качество, количество, свойства, назначение,

ценность товара, а также на место и время  их производства и сбыта. Такие описательныезнаки составляют объективную товарную характеристику изделия и не могут его индивидуализировать. Примерами подобных обозначений могут служить словесные знаки "Elegant", "Premier" и др.

Исключение  рассмотренных выше обозначений  из сферы правовой охраны не

препятствует, однако, их использованию в качестве составной части товарных знаков, если они не занимают в них доминирующего положения. Но при регистрации товарного знака указывается, что такие, обозначения исключаются из сферы охраны, если они композиционно не связаны с другими элементами, или что товарный знак охраняется в целом, без предоставления отдельной охраны входящим в его композицию обозначениям. Исключение из охраны неохраняемых элементов, входящих в состав товарного знака, оформляется в виде специальной записи при внесении товарного знака в Государственныйреестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ, а также при публикации товарного знака в официальном бюллетене Патентного

ведомства.

К обозначениям, нерегистрируемым в качестве товарных знаков по соображениям

охраны публичного порядка и общественных интересов, относятся:

 

1) обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение

потребителей  относительно товара или его изготовителя. Не подлежат, в частности,

регистрации знаки, содержащие вымышленные дату основания  фирмы или имя ее

основателя, ложные сведения о качествах или свойствах товара, месте его

происхождения и т.п.

 

2) обозначения,  противоречащие по своему содержанию  общественным интересам, 

принципам гуманности и морали. К этой категории знаков относятся, в частности, рисунки  порнографического характера, оскорбительные надписи, воинствующие или расистские призывы и лозунги и т.п.

 

К обозначениям, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарного 

знака ввиду  того, что это нарушало бы права  и законные интересы третьих лиц,

относятся:

 

1) обозначения, которые являются тождественными или сходными до степени их

смешения с  уже охраняемыми на территории России товарными знаками,

наименованиями  мест происхождения товара, а также  с сертификационными знаками,

зарегистрированными в установленном порядке. Например, правом на включение в

товарный знак наименований типа «петербургский», «карельский», «уральский» и т.п.

обладают лишь заявители, расположенные в данном населенном пункте или местности;

 

2) обозначения,  воспроизводящие известные на  территории Российской Федерации

фирменные наименования (или их часть), а также промышленные образцы,

принадлежащие другим лицам;

 

3) обозначения,  которые воспроизводят названия  известных в РФ произведений  науки, 

литературы  и искусства или персонажи  и цитаты из них, произведения искусства или

их фрагменты  без согласия обладателя авторского права или его правопреемников.

 

4) обозначения,  воспроизводящие фамилии, имена,  псевдонимы и производные от  них, портреты и факсимиле известных  лиц без согласия таких лиц,  их наследников, соответствующего компетентного органа или высшего законодательного органа страны, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры РФ. Так, видимо, с согласия В. В. Жириновского на имя торгово-промышленной фирмы «Содружество» (г. Лыткарино Московской области) в 1994 г. зарегистрирован комбинированный товарный знак «Водка Жириновский» с изображением его портрета и

факсимильной  подписи

1 . Субъекты пива на товарный зэк, знак обслуживания и наименование места

происхождения товара. Закон о товарных знаках устанавливает, что товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (ч. 3 ст. 2). Что касается юридических лиц, то право на товарный знак и знак обслуживания могут приобретать, естественно, те из них, которые производят товары, занимаются их реализацией, ремонтом, осуществляют их сервисное обслуживание и т.п., а также оказывают потребителям всевозможные услуги.

Физические  лица могут стать обладателями товарного знака, если они занимаются

предпринимательской деятельностью без образования  юридического лица. Иностранные юридические  и физические лица приобретают права  на товарные знаки в России на тех  же условиях и в том же порядке, что и российские предприниматели.

Следует подчеркнуть, что действующее законодательство не закрепляет авторских прав на товарные знаки за их конкретными разработчиками. Обозначения, регистрируемые в качестве товарных знаков, могут отвечать всем требованиям, предъявляемым к объектам авторского права. Однако если их авторы дают согласие на использование созданных ими произведений в качестве товарных знаков, они не приобретают в связи с этим дополнительных прав или преимуществ.

Право на пользование  наименованием места происхождения товара предоставляется

также как юридическим, так и физическим лицам, независимо от их гражданства и национальной принадлежности. При этом, однако, они  должны находиться в той стране, населенном пункте, местности или  другом географическом объекте, название которых используется для обозначения товара.

 

Использование товарного знака, знака обслуживания и наименования места 

происхождения товара. Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя  товарный знак (знак обслуживания) или  наименование места происхождения товара, приобретают право использовать их для обозначения соответствующих товаров на всей территории РФ. В обоих случаях данное право действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.1 При этом указанный срок рассматривается законом лишь в качестве начального периода охраны, который связывается с первичной регистрацией обозначения. В принципе же срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельств на товарный знак или наименование места происхождения товара может неоднократно продлеваться в порядке, установленном ст. 16, 36 Закона РФ о товарных знаках и конкретизированном в Правилах продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в РФ, внесения изменений в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания от 20 сентября 1993 г. и в Правилах продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара в РФ и внесения изменений в регистрацию и свидетельство от 16 сентября 1993 г.

Заявление о  продлении срока охраны, каждый раз  на десять лет, должно быть подано

обладателем свидетельства  в течение последнего года его  действия. По ходатайству заявителя  для продления срока действия свидетельства ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины.

Заявление вместе с приложенными к нему документами (подлинник свидетельства,

документ об уплате пошлины, заключение компетентного органа в отношении наименования места происхождения товара, доверенность патентного поверенного) рассматривается в течение трех месяцев с даты поступления в Патентное ведомство. Сведения о продлении срока действия регистрации вносятся в соответствующие Государственные реестры и свидетельства, а также публикуются для всеобщего сведения в официальном бюллетене Патентного ведомства.

Право на товарный знак является абсолютным и исключительным субъективным правом. Это означает, что только его владелец обладает монопольной возможностью

использовать  товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование  товарного знака другими лицами. Иными словами, никто не может  использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения его владельца. За обладателем права на пользование наименованием места происхождения товара каких-либо монопольных прав на данный объект промышленной собственности не признается. Закона РФ о товарных знаках исходит из того, что наименование места происхождения товара является само по себе достоянием государства. Сущность права на пользование товарным знаком и наименованием места происхождения товара состоит в возможности их неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых ими товаров.

Использование товарного знака рассматривается  законом не только как право, но и 

как обязанность  его владельца п. 3 ст. 22 Закона РФ о товарных знаках

предусматривает возможность досрочного прекращения  действия регистрации товарного  знака, которое может быть полным или частичным. Данный вопрос решается Высшей патентной палатой РФ (в настоящее время — судом) по заявлению любого заинтересованного юридического или физического лица. Основанием для этого может быть использование товарного знака непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче такого заявления.

При решении  вопроса о досрочном прекращении  действия регистрации товарного  знака в связи с его использованием могут быть приняты во внимание представленные

Информация о работе Правовая охрана товарных знаков