Права и ограничения федерального органа исполнительной власти при проведении государственного контроля (надзора)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:39, реферат

Описание работы

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Прежде чем приступить к характеристике государственного контроля за предпринимательской деятельностью, следует несколько слов сказать о понятиях контроля и надзора.

Содержание

Введение
3
Права и ограничения федерального органа исполнительной власти при проведении государственного контроля (надзора)

4
Заключение
9
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 29.89 Кб (Скачать)

Права и ограничения федерального органа исполнительной власти при проведении государственного контроля (надзора)

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

3

Права и ограничения федерального органа исполнительной власти при проведении государственного контроля (надзора)

 

4

Заключение

9

Список используемой литературы

11


 

 

Введение

 

В механизме государственного регулирования  предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской  деятельности. Прежде чем приступить к характеристике государственного контроля за предпринимательской деятельностью, следует несколько слов сказать о понятиях контроля и надзора.

Понятие «контроль» дословно означает «постоянное наблюдение, проверка чего-либо». Поэтому государственный контроль представляет собой систему проверки и наблюдения в той или иной сфере осуществления государственной власти. Государственному контролю противопоставляется общественный (негосударственный) контроль.

Наука административного права выделяет два вида контрольной деятельности: контроль и надзор. Государственный контроль, осуществляемый исполнительной властью, является одной из форм реализации функций органов исполнительной власти. Говоря о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», мы придерживаемся высказанного в литературе мнение о том, что государственный надзор есть особый вид государственного контроля1.

Учитывая тенденцию к усилению контроля за предпринимательской деятельностью, государство принимает меры по защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений со стороны контролирующих органов. В этом плане показательным является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предпринимателю очень важно знать  свои права и обязанности при  осуществлении государственного контроля, а так же права и обязанности  органа, осуществляющего данный контроль. Это поможет избежать всевозможных ошибок, нарушений, и конфликтных  ситуаций, которые могут возникнуть по «не знанию».

Ниже мы ознакомимся с  основными положениями данного  закона.

 

Права и ограничения  федерального органа исполнительной власти при проведении государственного контроля (надзора)

 

Индивидуальные предприниматели при осуществлении своей деятельности обязаны соблюдать требования к товарам (работам, услугам), установленные федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Права и обязанности индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ государственного контроля определены Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». Этот закон вводит ограничения  на периодичность и продолжительность  проверок, закрепляет права и обязанности  лиц, участвующих в проверках.

Законом № 294-Ф3 регламентируется проведение проверок органами пожарного  надзора, санитарно-эпидемиологической службой, инспекцией по торговле.

Все проверки должны проводиться  на основании распоряжения (приказа) уполномоченного органа государственного контроля (надзора). Распоряжение о проведении проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Проверка может проводиться  только тем должностным лицом, которое  указано в распоряжении о проведении мероприятия по контролю. Ее продолжительность  не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях срок проведения может быть продлен, но не более чем  на один месяц.

В отношении одного индивидуального  предпринимателя каждым органом  государственного контроля (надзора) плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два  года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка может быть проведена не ранее  чем через три года с момента  его государственной регистрации.

Внеплановой проверке, предметом  которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность индивидуального  предпринимателя при выявлении  в результате планового мероприятия  по контролю нарушений обязательных требований. 
Внеплановые проверки проводятся также в случаях:

• получения информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических  процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые  могут непосредственно причинить  вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей;

• возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения  окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении  однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

• обращения граждан, юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими обязательных требований. Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой контрольной проверки.

По результатам проверок составляется акт установленной  формы в двух экземплярах. Один экземпляр  акта с копиями приложений вручается  индивидуальному предпринимателю  или его представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля.

В случае выявления в результате проверки административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством  РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Индивидуальные предприниматели  должны вести журнал учета мероприятий  по контролю.

В журнале учета контрольных  проверок должностным лицом органа государственного контроля производится запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения проверки, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, о  выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях  и о выданных предписаниях.

Журнал учета мероприятий  по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью индивидуального  предпринимателя. 
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись. 
При проведении проверок должностные лица контролирующих органов обязаны:

• соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы индивидуальных предпринимателей;

• проводить проверки на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора);

• посещать объекты (территории и помещения) индивидуальных предпринимателей в целях проведения проверки только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения  и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении проверки;

• не препятствовать представителям индивидуального предпринимателя  присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся  к предмету проверки;

• предоставлять индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия  по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

• знакомить индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами проверок;

• при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных  мер тяжести нарушений, их потенциальной  опасности, а также не допускать  необоснованных ограничений прав и  законных интересов индивидуальных предпринимателей;

• доказывать законность своих  действий при их обжаловании индивидуальными  предпринимателями в порядке, установленном  законодательством РФ.

При обнаружении в ходе проверки нарушений проверяющие органы в пределах своих полномочий обязаны также принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

При проведении проверок должностные  лица органов контроля не вправе:

• проверять выполнение обязательных требований, не относящихся  к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

• осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

• требовать представления  документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами  мероприятий по контролю и не относятся  к предмету проверки, а также изымать  оригиналы документов, относящихся  к предмету проверки;

• требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции  в установленной форме и в  количестве, превышающем нормы, установленные  государственными стандартами или  иными нормативными документами;

• распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну  и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  РФ;

• превышать установленные  сроки проведения мероприятий по контролю. 

Самое важное право проверяемого — знать, кто и на каком основании его проверяет. Индивидуальные предприниматели или их представители при проведении проверок имеют право:

• непосредственно присутствовать при проведении проверок, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

• получать необходимую  информацию;

• знакомиться с результатами проверок и указывать в актах  о своем ознакомлении, согласии или  несогласии с ними, а также с  отдельными действиями должностных  лиц органов государственного контроля (надзора);

• обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Срок для  подачи жалобы — 10 дней.

Индивидуальные предприниматели  обеспечивают по требованию органа государственного контроля присутствие своих должностных  лиц, ответственных за организацию  и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, или своих  представителей при проведении проверок.

Вред, причиненный индивидуальному  предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов  государственного контроля (надзора) при  проведении государственного контроля, признанных  законодательством РФ, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.


 

Заключение

 

Как мы видим, в законе подробно  и доступно описаны права и ограничения  всех сторон, задействованных в осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за деятельностью предпринимателей.

Как мне  кажется, права и ограничения  органа, осуществляющего контроль, хорошо сбалансированы. Они не позволяют  ему вмешиваться в те сферы деятельности предпринимателя, которые не имеют отношения к данной конкретной проверке, и в то же время позволяют без каких-либо препятствий получить всю интересующую их информацию и документацию.

В свою очередь, права и обязанности предпринимателей так же учитывают их интересы, но и не создают препятствий для  контрольных органов.

В целом, я считаю, что вышеупомянутые положения  как хороший сценарий, помогают всем сторонам данных отношений играть свою роль не осложняя жизнь другим, конечно, если предпринимателю нечего скрывать от государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011 с изм. от 21.11.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля».
  2. http://gov.cap.ru
  3. http://i-predprinimatel.ru
  4. http://pred-pravo.ru/
  5. http://www.libsid.ru/
  6. http://www.medkirov.ru
  7. http://yur-portal.ru/

 

1 http://yur-portal.ru/

 


Информация о работе Права и ограничения федерального органа исполнительной власти при проведении государственного контроля (надзора)