Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:36, дипломная работа
Данная дипломная работа посвящена рассмотрению вопросов, касающихся деятельности именно организаторов торговли ценными бумагами. В данной работе будут рассмотрены: теоретические и практические аспекты биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами; действующие на данном этапе в России биржевые и внебиржевые системы торговли, их структура, принципы функционирования и внутренние правила; особое место будет уделено рассмотрению роли государственного регулирования и правовым основам деятельности организаторов торговли ценными бумагами; будет затронуты также и недостатки как самих торговых систем, так и деятельности государственных структур по их регулированию.
Введение_______________________________________________________ 3
1. Понятие и цели регулирования___________________________________5
2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг_____________________8
3. Государственное регулирование российского рынка
ценных бумаг__________________________________________________10
4. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг______________14
Заключение____________________________________________________15
Список используемой литературы_________________________________16
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедр
Контрольная работа
по
дисциплине «Предпринимательское право»
на тему «Понятия
и правовые основы регулирования рынка
ценных бумаг»
Специальность
030501 Юриспруденция
Автор работы Яковлев Я.Н.
Группа ВЮ-01 з.
Руководитель работы Каймакова
Е.В.
Содержание
Введение______________________
1. Понятие и цели регулирования_________________
2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг_____________________8
3. Государственное регулирование российского рынка
ценных бумаг_________________
4. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг______________14
Заключение____________________
Список используемой
литературы____________________
Введение
В результате глубоких институциональных реформ Россия, встав в начале 1990-х на путь формирования цивилизованной экономики рыночного типа, добилась к настоящему времени поразительных результатов. Несмотря на достаточно хаотическое развитие рынка в течение этого времени, на данном этапе уже сформировалась, хотя и неполноценная, но реально функционирующая классическая система трехуровневого финансирования экономики. Такая система, как известно, состоит из бюджетного финансирования, системы банковского кредитования и прямых инвестиций через механизмы рынка капиталов. При этом, системе прямого инвестирования следует уделить наибольшее внимание, так как первые две составляющие ограничены. Ресурсы государственного бюджета предельны исходя из самой сущности его формирования; бюджетное финансирование не должно и не может служить основным источником средств для развития экономики. Банковская система в этом смысле и более мобильна, и обладает большим потенциалом, однако, несмотря на огромные аккумулированные банками средства, даже их недостаточно для полноценного финансирования всего рыночного механизма. И только механизмы прямого и косвенного инвестирования с их поистине бескрайнем потенциалом могут выступить в качестве силы, двигающей развитие различных структур, действующих на рынке, а следовательно и всей российской экономики. Но механизмы такого инвестирования могут заработать в полной мере только при условии хорошо организованной и защищенной от нерыночных рисков инфраструктуры фондового рынка, являющегося той самой системой, которая позволяет перекачивать средства заинтересованных инвесторов из одних областей экономики в другие, тем самым, развивая экономику страны.
Государство,
однако, не должно стоять в стороне
от процессов инвестирования, и здесь
государству отводится роль организатора
и регулятора системы сторонних
инвестиций. Государственные структуры
призваны выступать и в качестве
структурообразующей силы, и в
качестве регулирующих органов, прежде
всего через механизмы
Инфраструктура фондового рынка сложна и многообразна. Важной её составляющей является рынок ценных бумаг. На данном этапе рынок ценных бумаг в России в большой степени уже сформирован: есть и эмитенты ценных бумаг, многочисленные компании и предприятия, а также государство и муниципальные образования, есть и инвесторы, заинтересованные в наилучшем для себя размещении средств. Очевидным становится необходимость существования структур, которые позволяли бы с обоюдной выгодой для себя, безопасностью и удобством двум этим заинтересованным сторонам проводить операции с ценными бумагами. Здесь необходимо отметить и структуры, ведущие учет прав собственности на ценные бумаги и упрощающие процедуры перехода прав собственности при операциях с ними (реестродержатели, депозитарии и трансфер-агенты). Учитывая специфику рынка бумаг необходимо и наличие организаций, профессионально работающих на нём в качестве посредников (брокерские инвестиционные компании и банки). Важной составляющей рынка ценных бумаг является также и функционирование структур, непосредственно осуществляющих организацию торговли ценными бумагами (структуры биржевой и внебиржевой торговли).
Исторически
сложилось, что, начиная с появления
самих ценных бумаг, функцию организаторов
торговли ценными бумагами всегда выполняли
биржи, а также близкие к ним
по сущности специализированные внебиржевые
организованные системы. Наша страна не
стала исключением, и на данный момент
в России уже сформировался и
реально функционирует ряд
Данная
дипломная работа посвящена рассмотрению
вопросов, касающихся деятельности именно
организаторов торговли ценными
бумагами. В данной работе будут
рассмотрены: теоретические и практические
аспекты биржевой и внебиржевой
торговли ценными бумагами; действующие
на данном этапе в России биржевые
и внебиржевые системы
1. Понятие
и цели регулирования
Регулирование рынка ценных бумаг (р.ц.б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование р.ц.б. охватывает всех его участников:
- эмитентов;
- инвесторов;
- профессиональных фондовых посредников;
- организаций инфраструктуры
рынка…
Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.
Внешнее
регулирование – это
Внутреннее
регулирование – это
Регулирование р.ц.б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:
- эмиссионные;
- посреднические;
- инвестиционные;
- спекулятивные;
- залоговые;
- трастовые и т.п.
Регулирование р.ц.б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
-государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
-регулирование со стороны профессиональных участников р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р.ц.б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
-общественное регулирование,
или регулирование через общественное
мнение; конечном счёте именно реакция
широких слоёв общества в целом на какие-то
действия на рынке ценных бумаг является
первопричиной, по которой начинаются
те или иные регулятивные действия государства
или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:
- поддержка порядка
на рынке, создание нормальных
условий для работы всех
- защита участников
рынка от недобросовестности
и мошенничества отдельных лиц
или организаций, от
- обеспечение свободного
и открытого процесса
- создание эффективного
рынка, на котором всегда
- в определённых
случаях создание новых рынков,
поддержка необходимых
- воздействие на
рынок с целью достижения
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
-создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
-отбор профессиональных
участников рынка; современный р.ц.б., как,
пожалуй, и любой другой рынок, невозможен
без профессиональных посредников. Однако
не любое лицо или не любая организация
могут занять место такого посредника.
Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить
определённым требованиям по знаниям,
опыту и капиталу, которые устанавливаются
уполномоченными на это регулирующими
организациями или органами;
-контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
-систему санкций за
отклонение от норм и правил, установленных
на рынке; такими санкциями могут быть:
устные и письменные предупреждения, штрафы,
уголовные наказания, исключение из рядов
участников рынка.
2. Принципы
регулирования рынка ценных
Принципы
регулирования российского р.ц.
Основные принципы:
1. Разделение подходов
в регулировании отношений
2. Выделение из всех видов ц.б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;
3. Максимально широкое
использование процедур
4. Необходимость
обеспечения конкуренции как
механизма объективного
5. При Разделении
полномочий между
6. Обеспечение гласности
нормотворчества, широкое
7. Соблюдение принципа
преемственности российской
Информация о работе Понятия и правовые основы регулирования рынка ценных бумаг