Понятие, значение, предмет и методы предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 01:13, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательское права РФ - это совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм.

Эти нормы группируются по институтам.

Институт предпринимательского права - совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений. Так, например, можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг.

Содержание

Введение

1.Понятие, значение, предмет и методы предпринимательского права

1.1.Понятие и значение предпринимательского права.

1.2. Предмет предпринимательского права

1.3.Методы предпринимательского права

Заключение

Практическая часть

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

сделано))предп.право конт.раб..docx

— 55.26 Кб (Скачать)

     В юридической науке спорным является вопрос о том, может ли быть в отрасли права только один или несколько методов правового регулирования. Использование одного метода регулирования характерно для давно сложившихся и более «простых» с точки зрения состава отраслей права.

     Но  это невозможно в такой сложной  отрасли, какой является предпринимательское (хозяйственное) право, в котором  сочетаются частноправовые и публично-правовые элементы. Здесь неизбежно применение нескольких связанных между собой  методов регулирования.

     В предпринимательском (хозяйственном) праве используются следующие методы правового регулирования:

     — метод автономных решений (метод  согласования);

     — метод обязательных предписаний;

     — метод рекомендаций.

     При использовании метода автономных решений субъект управомочен самостоятельно решать те или иные вопросы.

     В случаях, когда они решаются по согласованию с другой стороной правоотношения, метод автономных решений выступает как метод согласования.

     Метод согласования применяется, например, при заключении предпринимательских договоров, условия которых определяются сторонами.

     Поскольку при переходе к рыночной экономике роль договора существенно повышается, метод согласования в настоящее время становится основным методом регулирования в предпринимательском праве.

     В случае использования метода обязательных предписаний одна сторона правового отношения дает другой указание, обязательное для последней, независимо от ее заинтересованности в выполнении такого указания.

       Данный метод применяется в  отношениях, складывающихся при государственном и ином регулировании предпринимательской деятельности.

     Он  используется, например, в отношениях, складывающихся между предприятием и антимонопольным органом, основными  и дочерними предприятиями, в других случаях, когда один субъект управомочен давать другому субъекту обязательные указания.

     Например, федеральное правительство устанавливает  определенный порядок деятельности федеральных предприятий и рекомендует органам исполнительной власти субъектов Федерации установить аналогичный порядок для принадлежащих им предприятий.

     При использовании метода рекомендаций в нормотворческой  деятельности применяются особые виды правовых норм — рекомендательные нормы.

     Такие нормы содержатся в нормативных  актах, именуемых примерными (примерные договоры, примерные положения).

     Их следует отличать от типовых актов (типовых договоров, типовых положений), которые содержат императивные нормы, т.е. нормы обязательного характера.

     Метод рекомендаций является гибким, его  использование позволяет регулировать деятельность предпринимателей в мягкой форме, не стесняя их хозяйственной самостоятельности. Казалось бы, при переходе к рыночной экономике такой метод регулирования должен был получить широкое распространение.

     Однако  в условиях существующего в нашей стране правового нигилизма, когда зачастую не соблюдаются даже императивные предписания, этого не случилось. Потенциальные возможности метода рекомендаций в регулировании предпринимательских отношений используются в недостаточной степени.

     Рассматриваемые методы правового регулирования  тесно связаны между собой и используются в сочетании. Было бы неверно связывать тот или иной метод с определенным видом предпринимательских отношений, например, метод автономных решений — с отношениями в процессе хозяйственной деятельности, а метод обязательных предписаний — с отношениями при ее организации.

     В действительности дело обстоит гораздо сложнее. Так, поставка по общему правилу регулируется методом согласования, но при поставке продукции для государственных нужд казенными предприятиями используется метод обязательных предписаний.

     С другой стороны, метод обязательных предписаний применяется главным образом в отношениях предприятий с государственными и иными органами, но в холдингах он используется в отношениях между двумя предприятиями — основным и дочерним.

     Поскольку используемые в предпринимательском (хозяйственном) праве методы регулирования тесно связаны между собой, применяются в сочетании и во взаимодействии, некоторые ученые предлагают рассматривать их как элементы единого метода.9

       При этом подходе подчеркивается  единство различных методов регулирования. Однако даже если признать их единым методом, в его рамках все равно сохранятся указанные три способа правового воздействия на хозяйственные отношения. 
 
 

Заключение

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  выводы, что как отрасль права  предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской  деятельности, а также тесно связанные  с ними отношения, в том числе  отношения по государственному регулированию  предпринимательской деятельности.

     Также предпринимательское право можно  рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность).

     Предметом отрасли предпринимательского права  являются:

     1) отношения, возникающие в ходе  осуществления предпринимательской  деятельности;

     2) отношения некоммерческого характера,  тесно связанные с предпринимательскими;

     3) отношения по государственному  регулированию отдельных аспектов  предпринимательской деятельности.

     В предпринимательском (хозяйственном) праве используются следующие методы правового регулирования:

     — метод автономных решений (метод  согласования);

     — метод обязательных предписаний;

     — метод рекомендаций. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Ст. 2 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 14 ноября 2002 № 138 – ФЗ СПС «Консультант Плюс: Версия Проф».
  2. Анохин В. С. Предпринимательское право: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 392с.-
  3. Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. С. 656с.
  4. Предпринимательское право: Учеб. пособ. / Под ред. С.А. Зинченко и Г.И. Колесника. Ростов н/Д, 2001.
  5. Предпринимательское (хозяйственное) право. (Учебник) Под ред. Лаптева В.В., Занковского С.С. М., Изд.Волтерс Клувер ,2006. С. 560.
  6. Мамутов В. К. Кодификация хозяйственного законодательства Украины в новых экономических условиях/Государство и право. 1994. № 6. Подробнее о научных взглядах представителей теории хозяйственного права Украины см.: Экономика и право. Сб. науч. тр. Киев, 2003.
  7. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право-Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во "Зерцало", 2006.
  8. Предпринимательское право.  Ершова И.В. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006. — 560 с. 
  9. Предпринимательское право Российской Федерации. (Учебник) Под ред. Губина Е.П., Лахно П.Г.  М: Юристъ, 2005.-1001с.
  10. Предпринимательское право. (Учебник) Ершова И.В. , 4-е изд., М.:-2006- 560с.
  11. Предпринимательское право.   Под ред. Коршунова Н.М., Эриашвили  Н.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2003 -463 с. 
  12. Предпринимательское (хозяйственное) право. (Учебник) Под ред. Лаптева В.В., Занковского С.С. М.: Волтерс Клувер, 2006 - 560с.  
  13. Российское предпринимательское право. (Учебник) Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К.  М.: Велби, Проспект,2010- 1072с.

Практическая  часть 

     Задача  № 1. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц

     Кредиторами общества с дополнительной ответственностью (ОДО) «Мир» Василеостровского района г. Санкт-Петербурга предъявлен иск  в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области о  ликвидации ОДО в связи с его  несостоятельностью. В состав имущества, подлежащего распределению между  кредиторами, истцы просят включить активы двух дочерних обществ ОДО  «Мир», а также имущество, закрепленное за представительствами и филиалами  ОДО в других городах.

     Возражая  против предъявляемых требований, представитель  ответчика заявил, что дочерние общества – самостоятельные юридические  лица, и по долгам предприятия –  учредителя не отвечают. Иногородние  филиалы согласно положениям о филиалах также являются юридическими лицами и не должны ликвидироваться. Кроме  того, ликвидация ОДО в связи с  его банкротством возможна только после  применения комплекса санационных процедур, предусмотренных законодательством, поскольку остается возможность его финансового оздоровления.

     Ответьте  на вопросы:

  1. Охарактеризуйте правовое положение филиалов и представительств юридического лица?
  2. Как формируется «конкурсная масса» предприятия - должника?
  3. Очередность удовлетворения требований кредиторов?
  4. Опишите основные этапы конкурсного производства?
 
     Решение: 

     В соответствии со ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26.10.2002 № 127-ФЗ в Российской Федерации  под «несостоятельностью» («банкротством») — понимается признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.  
1. Охарактеризуйте правовое положение филиалов и представительств юридического лица.

     В соответствии со ст.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26.10.2002 № 127-ФЗ: 

     1. Правом на подачу заявления  о признании должника банкротом  обладают конкурсные кредиторы  и уполномоченные органы.  
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)  
Таким образом кредиторы общества с дополнительной ответственностью «Мир» были правы предъявив иск в Арбитражный суд о ликвидации обще¬ства в связи с его несостоятельностью (банкротством). При этом, для возбуждения дела о банкротстве необходимо чтобы ОДО «Мир» обладал признаками банкрота:

     • неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев 

     • сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей

     Истцы просили включить в состав имущества  активы двух дочерних обществ ОДО  «Мир», а также имущество, закрепленное за представительствами и филиалами ОДО в других городах.  
В данном случае представитель ответчика был прав, заявив, что дочерние общества являются самостоятельными юридическими лицами и по долгам предприятия-учредителя не отвечают, т.к. в соответствии со ст.105 Гражданского кодекса:

     2. Дочернее общество не отвечает  по долгам основного общества (товарищества).  
Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. 

     В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного  общества (товарищества) последнее  несет субсидиарную ответственность  по его долгам.

     Статья 55 ГК РФ дает такое определение представительствам и филиалам:  
1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.  
2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.  
3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. 

     Руководители  представительств и филиалов назначаются  юридическим лицом и действуют  на основании его доверенности.  
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

     Таким образом, представитель ответчика был неправ заявив, что иногородние филиалы также являются юридическими лицами. Имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет.

     Представитель ответчика был прав, сказав, что  ликвидация общества в связи с  его банкротством возможна только после  применения комплекса санационных процедур. Данная стадия включается в процедуру банкротства и применяется к должнику в целях восстановления его платёжеспособности.       

    2. Как формируется «конкурсная масса» предприятия - должника?

     Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного  производства, составляет конкурсную массу.

     Из  конкурсной массы исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные  права, связанные с личностью  должника, в том числе права, основанные на лицензии на осуществление отдельных  видов деятельности. Не включается в конкурсную массу также жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона. Эти объекты по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий подлежат передаче уполномоченным органам местного самоуправления.

     Обязанности по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается  на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента  получения уведомления от конкурсного  управляющего. Источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.

       Должностные лица уполномоченных  органов местного самоуправления  несут административную и иную  ответственность за неисполнение  обязанностей по приему, содержанию  и финансированию указанных объектов. Конкурсный управляющий готовит  документы о передаче объектов: - проектно-сметная документация; - паспорта  объектов; - уведомление о передаче  объектов социальной сферы. 

     Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного  производства (в т.ч. права требования), за вычетом стоимости объектов, исключенных  в соответствии с Законом о  банкротстве из состава имущества  должника, составляет конкурсную массу.

     Например, конкурсный управляющий может расторгнуть  договоры аренды некоторых видов  имущества. Особое внимание при формировании конкурсной массы в сельскохозяйственной организации нужно уделить вопросу  включения в конкурсную массу  арендованных у граждан земельных  долей, участков.

     Собственники  земельных долей, участков должны быть поставлены в известность, что имущество  организации, в т.ч. и право аренды земельных долей/ участков, будет  выставлено на торги и перейдет покупателю.

Информация о работе Понятие, значение, предмет и методы предпринимательского права