Понятие предпринимательства, его сущность, цели и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия предпринимательства, его сущности, целей и видов.
Объектом исследования в работе является предпринимательство как социально- экономическое явление.
На основании поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- определить теоретические подходы к сущности предпринимательства;
- определить функции и цели предпринимательской деятельности;
- определить виды и формы предпринимательства;
-определить особенности развития предпринимательства в России за рубежом;
-определить значение предпринимательства в социально-экономической жизни страны;
- выяснить роль государства в регулировании предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Предпринимательство и его основные формы…………………………….5
Предпринимательство-сущность и значение……….……………………………………...5
Основные функции предпринимательства……………………………………………….11
Виды и формы предпринимательства…………………………………………………….16
РАЗДЕЛ 2. Государственная поддержка предпринимательства в условиях рыночной экономики……………………………………………………………………………………...22
2.1 Основные проблемы развития предпринимательства в РФ и за рубежом…..…………22
2.2 Развитие предпринимательства в ПМР…………………………………………………...27
2.3 Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..34СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……………………36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Предпринимательство - понятие, сущность. Гос. поддержка в условиях рыночной экономики. Давыдова.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

В регулировании предпринимательства  ПМР задействованы многие государственные органы, в функции которых прямо входит осуществлять процесс управления предпринимательской системы: Кабинет министров, Верховный Совет, а также специальные комитеты и комиссии.

В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства и частного бизнеса в Приднестровье, а также повышения конкурентоспособности товаров, производимых в республике, на специальные комиссии и комитеты возложены функции по координации работ в области развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства в ПМР, включая проведение комплексной экспертизы нормативных документов в этой области.

Сопоставляя малый бизнес в  ПМР и за рубежом, можно идентифицировать «западную» его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.

Как западные, так и малые российские предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей. (13.c.395)

Что же касается малого предпринимательства  в ПМР, то его приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов.

 Для этой формы характерны:

1) редкое использование начального заемного капитала;

2) высокие административно-управленческие  издержки;

3) слабое задействование преимуществ  быстрого перепрофилирования;

 4) дискриминационные отношения с посредниками по сбыту продукции;

5) исключительно сильная зависимость от местной власти и от местного рынка.

При этом приднестровское предпринимательство явно недостаточно охвачено официальными статистическими наблюдениями.

Указанные особенности требуют если не обязательного учета при разработке общих условий государственной поддержки приднестровского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет - один из основных факторов замедления развития малого бизнеса в ПМР.

Приоритетными направлениями дальнейшего  развития малого и среднего предпринимательства в Приднестровье являются поддержка инновационных и экспортных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках.

Опыт развития предпринимательства в ПМР позволяет утверждать, что для создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы:

-самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

-радикальное усовершенствование налоговой системы;

-специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку малого предпринимательства, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей.

 

2.3 Государственное регулирование предпринимательской деятельности

 

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования  и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы  взаимодействия государственных органов  с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования  предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

- разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.(15.c.400)

Характеризуя государственное  регулирование экономики в современных  условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Государственная политика регулирования  экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная  политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни  патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Важным инструментом финансового  регулирования предпринимательской  деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств.

Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов  и осуществление внешнеэкономической  политики страны.(14.c.182)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, предпринимательство  выступает в качестве особого  вида экономической деятельности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей – результатом  мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Основным субъектом  предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, но в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель  функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерским связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.

Предпринимательство в рыночной экономике  составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Предпринимательство является важным фактором в решении экономических  и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых товаров или предоставляемых услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных или обслуживающих производств, поддержание инновационной активности.

Учитывая проблемы и  перспективы развития  предпринимательства  в РФ, можно сделать вывод о том, что и в государстве должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке  предпринимательства, и специальные фонды, которые должны быть созданы государством.

 В целом же приднестровское находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.

Кроме того, малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного  рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКВ

 

  1. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 20.07.1993г.
  2. Акулов В.Б., Экономическая теория, Петрозаводск, 2002г.,458с.
  3. Антология экономической классики, В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М.: 2006г., 480с.
  4. Бардалкин С.В., Прошлое и настоящее экономических систем, Профиль.М: 2006г.,390с.
  5. Беляевский И. К., Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз, М.: Финансы и статистика, 2004г.,560с.
  6. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: Учебник, М.: Юристъ, 2002г.,286с.
  7. Блауг М. А., Экономическая мысль в ретроспективе, М., 2004г.,600с.
  8. Булатова А.С., Экономика: учебник / под ред. доц.  А.С. Булатова. 2-е изд.,
  9. перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2007г.,390с.
  10. Вершигора Е.Е., Менеджмент. Уч. пособие 2-ое изд..перераб. и дополн., М:. ИНФРА М, 2004г., 400с.
  11. Видяпин В.И. , Журавлева Г.П., Экономическая теория, М: 2002г.,330с.
  12. Гукасян Г. М., Экономическая теория: ключевые вопросы, Учебное пособие. / Под ред. Добрынина А. Н.,М.: ИФРА-М, 2000г.,470с.
  13. Журавлёва Г. П., Общая экономическая теория. Курс лекций, М., 2005г.,500с.
  14. Кейнс, Дж. М., Общая теория занятости процента и денег: антология экономической классики / Дж.М. Кейнс, М.:Эконов, 2002г.,450с.
  15. Казаков А.П. , Минаева Н.В., Экономика - курс лекций, М., 2005г.,540с.
  16. Липсиц И.В., Экономика, книга-1, М:2007г.,610с.
  17. Мамедов О.Ю., Современная экономика. Ростов-на-дону, Феникс, 2001г.,425с.
  18. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс : принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд., М.: ИНФРА М, 2002г.,700с.
  19. Милитинский О.С., Сфера производства и сфера обращения: сходства и различия, Экономист, М:2005г.,580с.
  20. Поповская Е. В., Розанова Н.М., Цепина Л.В., Оценка монополизации российской экономики. //Проблемы прогнозирования, М: 2004г.,420с.
  21. Райзберг Р.Б., Рыночная экономика, М., 2003г.,360с.

Информация о работе Понятие предпринимательства, его сущность, цели и виды