Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:35, реферат
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ.
Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике.
Понятие малого предприятия.
1.2. Понятие малого
предприятия.
Малые предприятия — это не организационно-правовая
фор¬ма, термин «малое» характеризует
лишь размер предприятия, а критериями
отнесения предприятия к малым являются
чис-ленность работающих и доля государственной,
муниципальной собственности и собственности
общественных объединений в ус¬тавном
капитале этих предприятий, которая должна
составлять не более 25%. Численность работающих
на МП определяется по среднесписочной
численности основного производственного
персонала и сотрудников, работающих по
договорам и совме¬стительству. К малому
бизнесу относятся предприятия с чис¬ленностью
работающих не более 200 человек в промышленности
и строительстве, до 100 человек — в науке
и научном обслу¬живании, до 50 человек
— в других отраслях производственной
сферы, до 15 человек — в непроизводственной
сфере.
1.3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ.
Организационно-правовая форма МП устанавливается
в со¬ответствии с Законом «О предприятиях
и предпринимательской деятельности».
Они могут существовать в виде индивидуальных
(семейных) частных предприятий, товариществ,
акционерных об¬ществ, государственных
(муниципальных) предприятий.
МП как хозяйствующий субъект обладает
самостоятельно¬стью в осуществлении
своей хозяйственной деятельности, рас¬поряжении
выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся
после уплаты налогов и других обязательных
платежей. МП, как и любое другое предприятие,
действует на основании ус¬тава, где определены
организационно-правовая форма предпри¬ятия,
его наименование, местонахождение, предмет
и цели деятельности, органы управления
и контроля, порядок образо¬вания имущества
предприятия, его выкупа (если оно приватизи¬руется),
условия реоганизации и прекращения деятельности
и др.
Предприятия, осуществляющие несколько
видов хозяйствен¬ной деятельности (многопрофильные),
относятся к малым по тому виду деятельности,
который занимает наибольшую долю в объеме
реализации продукции (работ, услуг).
Можно определить три пути создания малых
предприятий:
переход малых предприятий из государственной
в частную собственность путем приватизации;
выделение малых предприятий из крупных
путем демонопо¬лизации, разукрупнения
и приватизации;
создание новых малых предприятий.
В современных условиях первый путь является
основным, так как практически все действующие
МП были созданы в рамках государственной
собственности, и механизм их преобра¬зования
в частную собственность определен законодательством
о приватизации. Второй путь тесно связан
с первым, но также определяется темпами
демонополизации в различных сферах де¬ятельности.
Третий — сдерживается незаинтересованностью
предпринимателей в инвестировании, что
связано с неблаго¬приятной общей экономической
ситуацией.
1.4. Значение и функции малого бизнеса
в рыночной экономике.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике,очень
велико. Без
малого бизнеса рыночная экономика ни
функционировать, ни развиваться не в
состоянии. Становление и развитие его
является одной из основных проблем экономической
политики в условиях перехода от административно-командной
экономики к нормальной рыночной экономике.
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий
сектор, определюящий темпы экономического
роста, структуру и качество валового
национального продукта; во всех развитых
странах на долю малого бизнеса приходится
60 - 70 процентов ВНП.
Поэтому абссолютное большинство развитых
государств всемерно поощеряет деятельность
малого бизнеса.
В мировой экономике функционирует огромное
количество малых фирм, компаний и предприятий.
Например, в Индии число МП превышает 12
млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес,
например,только в США дает почти половину
прироста национального продукта и две
трети прироста новых рабочих мест.
Но дело не только в этом... Малое предпринимательство,
оперативно реагируя на изменение конъюктуры
рынка, придает рыночной экономике необходимую
гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес
в формирование конкурентной среды, что
для нашей высокомнополизированной экономики
имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия
оказывают меньше воздействие и на экологическую
обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление
пророрыва по ряду важнейших направлений
НТП, прежде всего в области электроники,
кибернетики и информатики. В нашей стране
эту роль трудно переоценить, имея в виду,
развернувшийся процесс конверсии. Всеэти
и многие другие свойства малого бизнеса
делают его развитие существенным фактором
и составной частью реформирования экономики
России.
Чтобы глубже и подробнее разобраться
и понять необходимость малого бизнеса,
безусловно, необходимо рассмотреть опыт
ведущих зарубежных стран по развитию
малого бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально
развитой рыночной экономикой существует
мощная государственная поддержка малого
бизнеса. Например, в Германии субсидии
малым предприятиям составляют около
4 млрд. марок ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса
заняты два комитета. Во главе стоит Администрация
по делам малого бизнеса. В каждом штате
есть региональные отделения по 30-40 человек.
Цель Администрации - поддержка малого
бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество
малых предприятий, специально выделены
те из них, которые в условиях рыночной
экономики без помощи государства развиваться
не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого
бизнеса является налоговая политика
государства.
Суть налоговой политики заключается
в поэтапном уменьшении предельных ставок
налогов и снижении прогрессивности налогообложения
при достаточно узкой налоговой базе и
широкой сфере применения налоговых льгот.
Уменьшение ставки налогов в зависимости
от размеров предприятия является одним
из методов налогооблажения малых предприятий.
Например, в США действуют льготные ставки
налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный
налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный
на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует
максимальная ставка - 34 процента.
Малые предприятия выполняют в капиталистической
экономике разнообразные функции. Как
правило, они специализируются на изготовлении
отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия
ведут сборку готовых изделий. Иногда
малые предприятия осуществляют промежуточную
сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся
одной из крупнейших фирм по производству
авиационных двигателей имеет около 4500
фирм, которые делают различные детали.
Среднее время жизни малых предприятий
где-то 6 лет. Но число новых предприятий
превышает число закрывшихся.
Все малые довольно быстро реагируют на
внешние условия и видоизменяют конечную
продукцию, следуя за спросом, осваивая
новую продукцию. Например, малые предприятия
в Японии способны завершить опытное производство
в течении недели, в то время как на крупных
предприятиях это заняло бы гораздо больше
времени. Малые предприятия специализируются
и на выпуске конечной продукции, ориентированной
в основном на местные рынки сбыта. Во
основном, это скоропортящиеся продукты,
ювелирные изделия,одежда, обувь и т.д.
и т.п.
В общем, стоит еще раз отметить, что в
развитых странах именно малому бизнесу
уделяются внимание в государственном
масштабе. Государство поддерживает малый
бизнес как и деньгами, так и различными
льготами, в сфере налоговой политики.
Однако, с большим сожалением, приходится
констатировать, что именно больше всего
не повезло в ходе развернувшихся в России
экономических преобразований малому
бизнесу. Действенной системы стимулирования
образования малых предприятий не существует,как
и нет хозяйственного механизма их поддержки.
Не разработана государственная программа
развития малых предприятий. Современная
структура рыночной экономики в масштабах
Россиии предполагает 10-12 миллионов малых
предприятий, работающих на предпринимательских
началах, в то время, как их фактически
насчитывается 300-400 тысяч. Это означает,
что малое предпринимательство как особый
сектор рыночной экономики еще не сформировался,
а значит, фактически не используется
его потенциал.
По закону, малые предприятия могут создаваться
на основе любых
форм собственности и осуществлять все
виды хозяйственной деятельности, если
они не запрещены законом.
Можно указать на четыре недостатка правительственной
программы, тормозящих сегодня развитие
малого бизнеса.
Первый фундаментальный недостаток - это
сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей
и населения, которыми правительство пытается
обеспечить финансовую сбалансированность
и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство
душат многочисленные налоги и поборы,
нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В
результате малые предприятия становятся
на грань банкротства независимо от их
народнохозяйственной значимости.
Второй фундаментальный недостаток реформы
связан с логикой развертывания преобразований.
Основное противоречие сегодняшней политики
- попытка обеспечить перезод к рынку административно-командными
методами сверху, игнорируя основу рыночной
системы - интерес предпринимателя. Сама
же логика создания рыночной экономики
требует движения "снизу вверх" -
от интереса предпринимателя к централизованному
созданию рыночной инфраструктуры (налоговая,
кредитная политика, банки, биржы и т.д.)
обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий недостаток реформы - практическая
ликвидация источников формирования первоначального
капитала для малого предпринимателя
на старте. Существует три источника капитала,
необходимого для начала бизнеса: собственные
сбережения населения, кредиты, приватизационные
чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей)
был уничтожен гиперинфляцией, сократившей
данный ресурс во многие десятки раз. Второй
источник практически закрыт для малого
предпринимательства гигантским процентом
за кредит и нежеланием коммерческих банков,
вкладывать деньги в малый бизнес из-за
большого риска и отсутствия гарантий.
Третий источник, тоже пока не работает,
кроме того, нужно учитывать их уровень
- 10
тыс. рублей. Выступить инвестиционным
ресурсом они не могут, в лучшем случае
это будет маленькое единовременное социальное
пособие. Недостаток финансовых ресурсов
и сложность их легального приобретения
у государства - могут подтолкнуть малые
предприятия к контактам с теневой экономикой
и мафиозными структурами, и дать последним
возможность постепенно внедряться в
малые предприятия, постепенно подчиняя
их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток
- отсутствие систем государственной и
общественной поддержки малого бизнеса.
С большим запозданием создан государственный
орган, призванный содействовать становлению
и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки
малых предприятий и препринимательства
при Госкомимуществе РФ.
Статус этого комитета, его подчиненность
одному из российских министерств, скудность
его финансовых ресурсов свидетельствуюто
крайней огранничености возможностей,
предоставленных данному органу. Обращает
на себя внимание и некоторая неопределенностьв
ориентации деятельности данного комитета.
Судя по его наименованию, ему вменяется
в обязанность поддержка не только малого
бизнеса, но и предпринимательства в целом,
а оно, как известно, опирается не на малый
лишь, но и на средний и крупный бизнес.
Такая задача не по плечу никакому комитету.
Ее в состоянии решить лишь целенаправленная
политика правительства в целом, и притом
за весьма продолжительное время.
Местные власти отнюдь не обеспокоены
тем, чтобы снизить уровень отчислений
малых предприятий в местные бюджеты.
Власти нежелают связывать перспективы
развития собственного района с малым
бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы
в развитии наукоемких производств, так
как они не приносят районам прямой выгоды.
Местные власти охотней регистрируют
предприятия, способствующие в благоустройстве
района.
Очень часто МП предприятия создаются
на базе старых государственных предприятий.
Например, в Москве 60% кооперативных кафе
преобразовано вместо государственных
предприятий общепита.
В итоге, количество кафе не увеличилось,
а цены поднялись достаточно высоко. Такая
форма кооперации приводит не к ослаблению
государственной монополии, а к новым
формам его проявления. Государственные
научно-исследовательские и проектные
учреждения - монополисты в своей области.
Сотрудники этих организаций, объединившись
в предприятия, сами решают какие заказы
делать как государственной предприятие,
а какие как фирма, по более высоким ценам.
Эти основные недостатки, да и многие другие
сдерживают развитие малого бизнеса в
нашей стране. Достаточно сказать, что
процесс образования малых предприятий
в производственной сфере, начавший набирать
силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился.
По данным Лиги кооператоров и предпринимателей
РФ, "за 1992 год в России практически
не возникло ни единого малого негосударственного
предприятия в производственной сфере".
Для сравнения, в развитой рыночной экономике
процесс образования новых фирм идет нарастающим
потоком. Если в США в 1970 году возникло
264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году
- 532 тыс.,
а в 1988 году - 682 тысячи. Всего же, по оценке,
в американской экономике в 1992 году действовало
около 18 млн. деловых предприятий, прежде
всего в малом бизнесе.
Сложившаяся экономическая обстановка
подрывает стимулы к предпринимательской
деятельности, которые только и могут
привести к образованию рыночной экономики.
Ясно, что в сегодняшней экономической
ситуации одной инициативы, идущей от
малых предприятий, недостаточно. Должна
быть мощная государственная поддержка
малых предприятий. Только правильные
шаги в области экономических реформ,
могут привести к развитию малого бизнеса,
что и приведет к развитию рыночной экономики
в целом.
Социальная сфера и предпринимательство.
2.2. Социальная сфера
и предпринимательство.
Для нормального развития малых предприятий
необходимы не только определенные экономические
условия, но и социальная база.
Пока социальная политика относится к
числу наиболее слабых звеньев внутренней
политики нашего государства. Это определяется,
во-первых, низкой результативностью борьбы
с инфляцией. И во-вторых, несмотря на все
декларации, не только сохранился остаточный
принцип выделения средств на финансирование
социальной сферы, но прежде всего за счет
нее осуществляется ставшее системой
сокращение государственных доходов в
ходе выполнения федерального бюджета.
Уже не первый год самые напряженные ожидания
обострения социальной обстановки связаны
с ситуацией на рынке труда. Относительный
низкий уровень безработицы у нас по сравнению
с другими странами объясняется, с одной
стороны, тем, что мы еще не вступили в
полосу массовых банкротств предприятий
, а с другой – стремлением значительной
части директорского корпуса сохранить
трудовой коллектив, что само по себе мало
соответствует канонам предпринимательского
поведения. Поэтому никаких оснований
для самоуспокоенности нет. В любой момент
ария безработных может значительно пополниться.
Потенциал для этого довольно значительный.
Миллионы людей работают неполный рабочий
день, неполную рабочую неделю или находятся
в вынужденных отпусках. Острота положения
усугубляется неуправляемостью, стихийностью
процессов, которые происходят на рынке
труда. Министерства и ведомства, ответственные
за социальную сферу, выполняют пока лишь
функции нормативного регулирования и
в какой-то мере оперативного вмешательства
в отдельные конкретные процессы на этом
рынке. Не использует все свои возможности
Федеральная служба занятости. Нуждается
в доработке законодательство. На сегодняшний
день нет механизма решения вопросов хронической
безработицы, четких нормативных положений
относительно лиц, лишившихся по истечении
установленного срока права на получение
пособия, но не устроившихся на работу.
В связи с этим особую актуальность приобретает
быстрейшая реализация предложений Торгово-промышленной
палаты по развитию малого и среднего
бизнеса, что позволило бы создать новые
рабочие места.
Напряженный социальный климат в стране
определяется также сложным положением
с доходами населения. Временное снижение
уровня потребления провозглашалось как
неизбежная плата за переход к более высокому
уровню жизни. Однако стихийное, неуправляемое
развитие ситуации привело к непомерно
высокой в социальном плане реформ. Продолжается
резкое падение доли заработной платы
по основному месту работы в общей структуре
денежных доходов населения.( см. приложение
3). Она составляет уже менее 40% этих доходов.
Структура доходов свидетельствует о
падении роли основного места работы как
источника заработка, а тем самым как сферы
приложения труда. Это негативно сказывается
на производительности труда, отношении
к нему.
Непоследовательность принимаемых мер
в области социальной политики приводит
к новым провалам и обострению ситуации
в социально-трудовой сфере. Это сказывается
и на росте забастовочного движения. Предотвратить
перерастание социальной напряженности
в острые социально-трудовые конфликты
– задача чрезвычайной важности. На многих
предприятиях, в отраслях уже формируются
необходимые условия для полнокровного
участия всех сторон в эффективном социальном
партнерстве. Складывается также иерархия
трехсторонних комиссий, система тарифных
соглашений различного уровня и назначения,
накапливается опыт и отрабатываются
механизмы переговоров по разрешению
социально-трудовых конфликтов.
В формировании системы социального партнерства
и выработке общей стратегии национального
предпринимательства особое место принадлежит
Торгово-промышленной палате РФ. Палата
сосредоточила свои усилия на формировании
совместно с соответствующими комитетами
Государственной Думы и Совета Федерации
Концепции социальной политики в России.
Была подготовлена «Национальная программа
действий в области социальной политики
и обеспечения занятости экономической
безопасности», слушания которой состоялись
в Парламентском центре России.
ТПП РФ активно участвует в подготовке
предложений по улучшению работы Российской
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, выработке
механизмов успешной реализации принимаемых
решений, создании соответствующей информационной
базы и решении других вопросов соверщенствования
партнерских отношений. Целесообразно
включение объединений предпринимателей
и в отраслевые тарифные соглашения. Палата
располагает хорошими возможностями для
анализа и мониторинга практики, форм
и процедур процесса заключения коллективных
договоров, тарифных переговоров, механизма
предотвращения или выхода из конкретных
конфликтных ситуаций, взаимодействия
с профсоюзами. Она готова также отмечаться
в годовом докладе организовать систематические
взаимные обсуждения и консультации предпринимателей,
профсоюзных деятелей, ученых, представителей
законодательной и исполнительной власти
с целью выработки общероссийской концепции
социального партнерства не только на
ближайшую, но и долгосрочную перспективу.
Заключение.
Социальная значимость МП определяется
массовостью группы мелких собственников
- владельцев малых предприятий и их наемных
работников, общая численность которых
является одной из наиболее существенных
каче¬ственных характеристик любой страны
с развитой рыночной экономикой. Именно
эта группа деятельного населения обслуживает
основную массу потребителей, производя
комплекс продуктов и услуг в соответствии
с быстро изменяющимися требованиями
рынка. При этом необходимо учитывать
следующие важнейшие социальные факторы:
• развитие МП способствует постепенному
созданию широкого слоя мелких собственников
(среднего класса), самостоятельно обеспечивающих
собственное благосостояние и достойный
уровень жизни, являющихся основой социально-экономических
реформ, гарантом политической стабильности
и демократического развития общества;
• занятие малым бизнесом является не
только источником средств к существованию,
но и способом раскрытия внутреннего потенциала
личности;
• объективно неизбежная реструктуризация
экономики вынуждает все большее число
граждан заняться самостоятельной предпринимательской
деятельностью;
• сектор МП способен создавать новые
рабочие места, а следовательно, может
обеспечить снижение уровня безработицы
и социальной напряженности в стране;
• массовое развитие МП.способствует
изменению общественной психологии и
жизненных ориентиров основной массы
населения, является единственной альтернативой
люмпенской психодогии и социальному
иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса
в различных странах достаточно велико,
поскольку эта социальная группа давно
стала основой сформировавшегося среднего
класса, наиболее представительного по
своей численности и являющегося выразителем
политических предпочтений значительной
части населения.В условиях устойчивого
социально-экономического и политического
развития общества мелкие предприниматели
отличаются наибольшей приверженностью
принципам демократии, политической стабильности
и экономической свободы. Слой мелких
собственников проявляет наибольшую активность
и даже агрессивность при возникновении
угрозы в отношении собственности, так
как в отличие от крупных и средних собственников
для владельцев малых предприятий их собственность
зачастую является единственным средством
к существованию и важнейшим способом
самовыражения. Средний класс либо сам
формирует свои политические движения,
либо становится объектом борьбы различных
политических сил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность
связи МП с интересами местных и региональных
сообществ, что обусловливает его зависимость
от национальной основы и составляет питательную
среду для его патриотических настроений.
При этом, как свидетельствует исторический
опыт России, Германии и ряда других стран,
патриотические настроения в среде мелких
собственников в условиях экономического
спада и политической нестабильности
могут принимать крайние формы и подталкивать
их к поддержке наиболее экстремистских
политических сил.
Информация о работе Понятие малого предприятия. Социальная сфера и предпринимательство