Поддержка инновационной деятельности в предпринимательстве

Автор: a*****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Инновационное развитие современной мировой экономики происходит в основном за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Малый бизнес объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов. Однако рыночные инновационные механизмы в России полноценно пока не заработали, существующие экономические реалии, бюджетное и налоговое законодательство ограничивают возможности доступа малого предпринимательства в сфере инноваций к необходимым ресурсам и препятствуют государственной поддержке венчурных проектов в силу их принципиально высокорискового характера.

Содержание

Введение
1. Перспективы развития малого бизнеса в России
2. Поддержка инновационной деятельности в предпринимательстве
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

к.р.иннов.в предпр.-ве.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Поддержка инновационной  деятельности в предпринимательстве 
 
 
 

Содержание

Введение

1. Перспективы развития малого бизнеса в России

2. Поддержка  инновационной деятельности в  предпринимательстве

Заключение 

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Инновационное развитие современной мировой экономики происходит в основном за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Малый бизнес объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов. Однако рыночные инновационные механизмы в России полноценно пока не заработали, существующие экономические реалии, бюджетное и налоговое законодательство ограничивают возможности доступа малого предпринимательства в сфере инноваций к необходимым ресурсам и препятствуют государственной поддержке венчурных проектов в силу их принципиально высокорискового характера.

      В развитии предпринимательского  сектора российской экономики  выделяются направления и отраслевые  зоны, приоритетность которых обусловлена  проводимой государством политикой и общемировыми тенденциями. Государственное регулирование и поддержка экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства.

         Сегодня большинство антикризисных мер направлено на стимулирование инновационной активности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Перспективы развития малого бизнеса в России

     Значение малого бизнеса, его роль в экономике не оставалась неизменной на протяжении истории.

     Если сейчас посмотреть на тенденции мирового развития, то можно сделать однозначный вывод о хороших перспективах для развития малого бизнеса во всем мире. В развитых странах малый бизнес уже создает более половины валового внутреннего продукта, обеспечивает работой до 70% активного населения. В развивающихся странах малый бизнес способствует развитию промышленности и переходу сельскохозяйственного населения в города. В странах с переходной экономикой малый бизнес создает конкуренцию и способствует укреплению рыночной экономики.

     Посмотрим, каковы сейчас основные мировые тенденции развития и как вписывается в них малый бизнес. Самое главное, что сейчас происходит в мире, — это переход от индустриального общества к постиндустриальному и новой экономике. Новая экономика характеризуется прежде всего развитием знаний и информации. На первый план выходит сфера услуг, которая уже сейчас в развитых странах подоле в ВВП существенно обгоняет материальное производство.

        Современная сфера услуг весьма многообразна. Условно ее можно разделить на две большие группы: это личные услуги (образование, здравоохранение, бытовые, торговые и банковские услуги и др.) и деловые услуги (счетно-бухгалтерские, аудиторские, подбор, расстановка и обучение кадров, информационно-вычислительные, программное обеспечение, рекламные и юридические и множество других). Уже из перечисления этих услуг видно, что многие из них требуют индивидуального обслуживания, например бытовые услуги, а значит, малый бизнес всегда найдет здесь свое место.

      Еще одно новое явление, которое появилось сравнительно недавно, — это аутсорсинг. Аутсорсинг означает передачу определенных функций внешним специализированным организациям. Это касается в первую очередь деловых услуг, особенно с развитием информационных технологий. К аутсорсингу прибегают и крупные, и мелкие фирмы. Крупные — потому, что это выгоднее и дешевле, чем содержать множество специализированных отделов, мелкие — потому, что не могут себе позволить нанимать высококлассных специалистов по широкому кругу вопросов. Фирмы деловых услуг — это, как правило, небольшие фирмы, отличающиеся узкой специализацией и большим профессионализмом, основанным на личном мастерстве и высокой квалификации специалистов.

     Новая экономика — это и новые технологии, и новые технически более сложные изделия, состоящие из множества компонентов, деталей и узлов. А это еще одно поле деятельности для малого бизнеса. Мы уже видели, что малые субподрядные предприятия справляются с производством компонентов успешнее и экономичнее, чем собственные цеха на предприятии.

     И, наконец, еще одна очень важная черта малого бизнеса — это гибкость и быстрая приспособляемость к меняющимся условиям конъюнктуры, рынка, моды, вкусов потребителей.

     Именно эти особенности позволяют малым независимым предприятиям успешно конкурировать с крупным бизнесом и добиваться успеха.

      Таким образом, мы видим, что перспективы у малого бизнеса не только хорошие, но и долговременные. Поэтому наша задача — развивать малое предпринимательство в России, помогать или хотя бы не мешать его развитию, довести этот очень важный сектор экономики до уровня высокоразвитых стран рыночной экономики.

        В современных условиях уровень  развития ведущих экономик связан  не с естественными, а приобретенными  преимуществами, в основном посредством  инноваций.  
 
 

2. Поддержка  инновационной деятельности в предпринимательстве

     Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

     Научно-технический прогресс в литературе все чаще связывают с инновационным процессом. Это единственный процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерциализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производство, обмен, потребление.

      Существует множество форм управления инновациями на разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, осуществляющего специальную экономическую политику. Эта политика неодинакова в разных странах, но подчинена единой цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

        В современных условиях, когда инновационное предпринимательство стало важным фактором обеспечения конкурентоспособности не только отдельных фирм, но и страны в целом, государственные ассигнования заняли важное место в финансировании инвестиций.

     В частности, по федеральной целевой научно-технической про грамме «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002—2006 гг. использовано бюджетных средств 369,8 млн. руб., а по федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2002—2006 гг. использовано 474,0 млн. руб.

      Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления.

     Как определено Основами политики Российской Федерации и области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.

    Для достижения этой цели должны быть решены следующие основные задачи:

- создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

- совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

- рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

- совершенствование системы подготовки научных и инженерных работников высшей квалификации;

- поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

- укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

- активизация деятельности по передаче знаний и технолог между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования;

- ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;

- разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса;

- совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе с международным.

      К важнейшим направлениям государственной политики в области развития науки и технологий относятся:

- развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

- совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

- формирование национальной инновационной системы;

повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

- сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

- интеграция науки и образования;

- развитие международного научно-технического сотрудничества.

       Для совершенствования государственного регулирования в области развития науки и технологий предусматривается:

- формирование механизмов государственной поддержки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий федерального, регионального и отраслевого значения;

- реформирование государственного сектора науки и высоких технологий с учетом имеющихся финансовых, человеческих и иных ресурсов;

- повышение эффективности функционирования государственного сектора науки и высоких технологий, развитие направлений негосударственного сектора науки и высоких технологий, которые нацелены на решение важнейших социально-экономических и оборонных задач страны;

- создание условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям с учетом особенностей организации фундаментальных исследований в стране;

- создание современных корпораций (холдингов, федеральных центров науки и высоких технологий, межотраслевых центров науки), обеспечивающих решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоение секторов наукоемкой продукции мирового рынка;

- совершенствование деятельности государственных научных центров на основе интеграции академического и вузовского секторов науки и производства для создания конкурентоспособной наукоемкой продукции;

- совершенствование финансирования государственного сектора науки и высоких технологий преимущественно путем расширения масштабов перехода на конкурсной основе к адресному финансированию научных исследований и экспериментальных разработок, осуществляемых государственными научными учреждениями;

- развитие Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также внебюджетных фондов поддержки научной и научное технической деятельности;

Информация о работе Поддержка инновационной деятельности в предпринимательстве