ПОДДЕРЖКА
ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Характерной
чертой инновационной деятельности является
наличие высокого риска, а также отсрочка
периода получения прибыли от внедряемых
научно-технических новшеств. Это обуславливает
необходимость со стороны государства
выработки и реализации ряда организационных,
экономических и правовых мер по стимулированию
процессов создания и внедрения инноваций
[1, c. 3]. К таким мерам относится:
- аккумулирование
средств на НИОКР и инновации;
- координация
инновационной деятельности;
- стимулирование
инноваций, развитие конкуренции в данной
сфере, страхование инновационных рисков,
введение государственных санкций на
выпуск устаревшей продукции;
- создание
правовой базы инновационных процессов,
в том числе системы защиты авторских
прав инноваторов и охраны интеллектуальной
собственности;
- кадровое
обеспечение инновационной деятельности;
- формирование
инновационной инфраструктуры;
- институциональное
обеспечение инновационных процессов
в отраслях государственного сектора;
- обеспечение
социальной и экологической направленности
инноваций;
- повышение
общественного статуса инновационной
деятельности;
- региональное
регулирование инновационных процессов;
- регулирование
международных аспектов инновационных
процессов [3, c. 105-107].
С
точки зрения уровня и форм поддержки
инновационной деятельности в мировой
практике принято выделять:
- государственные
стратегии активного вмешательства;
- стратегии
децентрализованного регулирования;
- смешанные
стратегии.
При
осуществлении стратегии активного
вмешательства государство признает
научную, научно-техническую и инновационную
деятельность главными определяющими
факторами экономического роста
национальной экономики. Так, в Японии,
руководствующейся данной стратегией,
наблюдается тесные связи между
органами государственного управления
и товаропроизводителями. Государство
не только выполняет ориентирующие функции,
но и играет активную роль в организации
и финансировании многих важных программ
и проектов.
Стратегия
активного вмешательства характерна
также для Франции, Нидерландов и других
стран [1, c. 19-20].
Стратегия
децентрализованного регулирования
– это более сложный механизм участия
государства в научной и инновационной
сфере. Государство, использующее эту
стратегию, сохраняет главную, лидирующую
роль в вопросах инновационного развития,
но при этом отсутствуют жесткие директивные
связи, характерные для стратегии активного
вмешательства.
Например,
государство создает инфраструктуру
инновационной сферы; формирует
условия, способствующие повышению
инновационной активности субъектов;
выделяет государственные ресурсы для
создания начального спроса на нововведения
и т.д. При осуществлении этой стратегии
используются налоговые льготы и прочие
стимулы инновационной активности. Данная
стратегия реализуется в США, Великобритании
и ряде других стран.
Смешанная
стратегия используется в странах,
где в экономике значительную
часть составляет государственный
сектор и государство заинтересовано
в поддержании высокого экспортного
потенциала отраслей этого сектора.
В этом случае по отношению к государственным
предприятиям государство использует
стратегию активного вмешательства, а
к остальным -стратегию децентрализованного
регулирования. Подобная практика получила
распространение в Швеции [2, c. 54-55].
В
целом для стран ЕС характерны
следующие основные направления инновационной
политики:
- единое антимонопольное
законодательство;
- система ускоренной
амортизации оборудования;
- льготное
налогообложение НИОКР;
- поощрение
малого наукоемкого бизнеса;
- прямое финансирование
предприятий, осуществляющих инновационные
проекты в области новейших технологий;
- кооперация
университетской науки и предприятий,
производящих наукоемкую продукцию [1,
c. 30-32].
1. Зарубежный
опыт поддержки инновационного
предпринимательства / Представительство
ООН в РБ.; отв.ред. Быкова Т. П. – Минск:
Интегралполиграф, 2009. – 80с.
2. Инновационный
менеджмент. Учебник для вузов
/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин
и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки
и биржи, ЮНИТИ, 1997.
3. Основы
инновационного менеджмента. Теория
и практика: Учебник / Л.С. Барютин
и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели,
2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство
«Экономика», 2004. – 518 с.