Автор: d*********@inbox.ru, 26 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа
Таким образом, хочу отметить, что важную роль в развитии экономики на современном этапе играет повышение научного уровня планирования и дальнейшее совершенствование его систем. Это в одинаковой степени относится как к народнохозяйственному, так и к отраслевому и внутризаводскому планированию, заключительным этапом которого есть оперативное планирование.
Итак, данная работа состоит из введения, двух глав, в которых отражены теоретические аспекты планирования на предприятии и оперативное управление основным производством, а также заключения и списка использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Современное предприятие
Получается, что план предприятия
должен быть, с одной стороны,
достаточно детальным, чтобы
Планирование хорошо работает
в условиях стабильной, четкой, формализуемой
и прогнозируемой среды. В
Однако планирование может
Таким образом, хочу отметить, что важную роль в развитии экономики на современном этапе играет повышение научного уровня планирования и дальнейшее совершенствование его систем. Это в одинаковой степени относится как к народнохозяйственному, так и к отраслевому и внутризаводскому планированию, заключительным этапом которого есть оперативное планирование.
Итак, данная работа состоит из введения,
двух глав, в которых отражены теоретические
аспекты планирования на предприятии
и оперативное управление основным производством,
а также заключения и списка использованной
литературы.
ГЛАВА
1: Теоретические
аспекты планирования
на предприятии
Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель должен решить три задачи: что, как и для кого производить. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.
А. В. Волков в учебнике «Экономика предприятия» определяет планирование как предвидение цели фирмы, результатов ее деятельности; ресурсов, необходимых для достижения определенных целей. В этом определении планирование определяется через понятие «предвидение».
Планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.
Рынок не отрицает плановость, он перемещает ее в первичное производственное звено — предприятие. Да и в масштабе страны в целом планирование не заменяется полностью регулирующей функцией рынка. В зарубежных странах, где развита рыночная экономика, государство формирует стратегическое направление своего экономического развития, крупные социальные и научно-технические программы, бюджет страны, расходы на оборону и др.
На уровне хозяйствующего субъекта осуществляется
как стратегическое
(долгосрочное) планирование, так и текущее
технико-экономическое планирование,
а также оперативно-производственное
планирование как детализация разработок
текущих планов предприятия в целом, его
крупных цехов и малых производственных
подразделений вплоть до рабочего места.
В текущих технико-экономических планах (годовых, квартальных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным планом. Текущие технико-экономические планы (производственные бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержатся расчеты затрат на производство, расчеты прибыли, рентабельности, расходы на реконструкцию производственно-технической базы предприятия.
План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования предпринимательской идеи, ее перспективности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
Таким образом, планирование —
это процесс обработки информации по обоснованию
предстоящих действий, определение наилучших
способов достижения целей. Планировать
свое предпринимательство необходимо.
Часто бывает, что технологически предпринимательство
просчитывается безупречно, однако экономические
расчеты не выполняются, что и приводит
к неудачам в предпринимательстве. Необходимо
заранее составить план экономической
деятельности предприятия. Важно экономически
грамотно разработать план закупки сырья,
материалов, топлива, комплектующих деталей
и полуфабрикатов.
От этого зависят эффективность
производства, размер налога на добавленную
стоимость, оборачиваемость оборотных
средств, рентабельность производства.
Непродуманная политика закупок ведет
к переплате НДС, неэффективному использованию
оборотных средств. Неправильно спланированные
реальные затраты на производство и реализацию
продукции приводят к банкротству хозяйствующего
субъекта.
Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, поэтому и в рыночной экономике от него не отказываются.
Проводимая в стране экономическая реформа предоставила экономическую свободу предприятиям, и многие руководители попытались частично или даже полностью (главным образом это относится к средним и малым предприятиям) освободиться от планирования, считая его «оковами» для себя. Однако принятие решений на базе интуиции, импровизации, как правило, не приводит к оптимальным результатам и в условиях нормальной, некриминальной экономической деятельности. Тем более, в условиях развития рыночных отношений, роста и усиления конкуренции возрастает роль планирования.
Руководители предприятия должны учитывать, что планирование — это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.
Планирование можно классифицировать по различным направлениям:
1. По степени охвата сфер деятельности:
2. По содержанию (видам) планирования:
3. По объектам функционирования:
4. По периодам (охвату отрезка времени):
В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:
В странах с развитой рыночной экономикой выделяют следующие фазы планирования:
Итак, рассмотрев общее понятие
планирования, перейдём уже к
более конкретным её видам.
Весь процесс планирования в экономической
организации можно разделить на две основные
стадии: разработка стратегии деятельности
фирмы
(стратегическое планирование) и определение
тактики реализации выработанной стратегии
(оперативное, или, что то же самое,
тактическое планирование).
Стратегия фирмы — это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей.
Другими словами, разрабатывать стратегию действия фирмы — значит определять общие направления ее деятельности.
Стратегией не может быть простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — это еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия — это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.
Обычно стратегическое планирование бывает
рассчитано на длительный период, хотя
во многих организациях стратегия основывается
на среднесрочном планировании (второй
способ более приемлем для российских
фирм, действующих в условиях предельно
высокой неопределенности). Вместе с тем
стратегическое и долгосрочное планирование,
как уже отмечалось, процессы неоднозначные.
Стратегия — это не функция
времени, а функция направления. Она не
просто сосредоточена на данном периоде
времени, а включает в себя совокупность
глобальных идей развития фирмы.
Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата действий менеджером. Плановая команда обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений о будущем фирмы.
Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.
Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего управленческого звена.
Основной вопрос стратегического планирования — чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием — это разница между целями и средствами.