Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:01, контрольная работа
Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и много вариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
Возникновение прогнозирования и планирования в стране.
а) Прогнозирование и планирование в бывшем СССР.
б) Планирование и преобразования в период нэпа.
Список используемой литературы.
Однако индикативное
планирование само по себе не является
панацеей в решении всех социально-экономических
проблем. Успех его реализации, как свидетельствует
мировой опыт, определяется многими факторами.
Важнейшими среди них являются: законодательное
обеспечение экономического развития;
адекватность проводимой руководством
страны экономической политики содержанию
планов; мотивация субъектов хозяйствования
на достижение поставленных целей; соблюдение
законности в области хозяйственною права
как органами власти, так и хозяйствующими
субъектами.
а) Прогнозирование и планирование в бывшем СССР.
В последнее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах. Повсеместно стала острее осознаваться практическая ценность “предсказательной функции научных теорий с целью принятия обоснованных решений. Возрастает актуальность повышения качества прогнозных исследований, что требует более углубленного изучения и разработки основных проблем, возникающих в прогнозировании. Решению этих проблем в определенной мере будут способствовать изучение и использование мирового опыта. Целесообразно взять на вооружение все, что уже наработано, — теоретические и методологические основы прогнозирования и планирования, а также практический опыт разработки прогнозов, планов, программ и их осуществления.
Всякое экономическое явление может быть познано в развитии. В связи с этим представляет интерес исторический аспект развития прогнозирования, методологии и практики планирования, раскрывающий их объективные корни и формирование конкретных условий их становления. Прогнозирование и планирование не являются специфическими атрибутами социалистической экономики. История свидетельствует, что прогнозирование возникло много столетий назад. Прогнозировали развитие своего хозяйства и феодалы. Однако совершенства планирование и управление производством на основе плана внутри фирмы достигли при капитализме. План как система экономических мероприятий в хозяйстве (крупном или мелком) возник вместе с появлением разделения и кооперации труда и служит программой хозяйствования в определенный временной период. При углублении разделения общественного труда появляется необходимость установления и поддержания пропорций. Планомерность как общественная категория возникает по мере становления общественно-государственной, муниципальной собственности. Экономическая мысль в поисках путей становления системы планирования претерпевала колебания, вступала в противоборство, допуская ошибки и избавляясь от них под влиянием реальных явлений хозяйственной жизни.
В России, а затем
в СССР планирование на макроуровне
возникло в 20-е гг. С целью организации
планового руководства
Первый долгосрочный
план, представляющий интерес с точки
зрения общей методологии
План ГОЭЛРО имел огромное методологическое значение. Это был первый опыт научного перспективного планирования. Разработанные комиссией ГОЭЛРО методологические принципы послужили основой для дальнейшей работы в области планирования. По существу впервые был составлен топливно-энергетический баланс страны. Наряду с балансом по отдельным видам ресурсов была определена общая смета затрат.
Методы прогнозирования и планирования, становление которых началось с плана ГОЭЛРО, получили в дальнейшем значительное развитие. Это касается методов экспертных оценок, экстраполяции, балансового метода. Например, использование балансового метода для согласования проектировок по плану ГОЭЛРО явилось первым практическим применением его на государственном уровне. В последующие годы он становится ведущим методом планирования. С планом ГОЭЛРО связаны и истоки разработки макроэкономических моделей.
В дальнейшем с планом ГОЭЛРО должны были согласовываться краткосрочные планы. Однако последние иногда резко отходили от плана ГОЭЛРО, поскольку разрабатывались в основном методом экстраполяции и представляли собой “прогнозы”, сформированные лишь на основе тенденций развития экономики в прошлом и настоящем. Не случайно в методологии планирования спорным был вопрос о соотношении объективного и субъективного начал в формировании плана.
Известные теоретики 20-х гг. Н.Д. Кондратьев в работе “План и предвидение” и В.Н. Базаров в работе “Принципы построения перспективного плана” в качестве отправного пункта методологии рассматривали так называемые генетические и телеологические (целевые) начала создания плана. По мнению Н.Д. Кондратьева, предпочтительным является генетический подход, который исходит из учета объективных условий, из анализа прошлого опыта других стран и экстраполяции выводов на будущее. Для планирования это означало его опору на научное предвидение, вытекающее из прошлого без учета конкретных потребностей общества и изменяющихся условий. А.Н. Ковалевский в брошюре “К методологии перспективного планирования” (1924) отмечал, что план восстановления и реконструкции национального производства должен строиться не генетически, а телеологически, не путем проектирования в будущее фактической динамики настоящего, а посредством целевого построения преобразований. Следовательно, хозяйствование, не подчиненное общественной цели, предполагает стихийность развития. Однако на выборе цели, ее обосновании сказывается субъективная позиция того или иного ученого, специалиста, государственного идея задачи разрабатывались в рамках АСПР, ОАСУ и АСУП квалифицированными специалистами НИИ, но носили в силу указанных причин в основном экспериментальный характер.
Важным этапом
совершенствования планирования явилась
реформа 1965 г., когда начал осуществляться
переход к экономическим
В 1987 г. был разработан и принят сборник документов “О коренной перестройке управления экономикой”, среди которых одним из важнейших явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования”. Деятельность Госплана подверглась резкой критике. Был намечен ряд мер по повышению научной обоснованности планов, улучшению работы плановых органов, переходу от преимущественно административных к экономическим методам, обеспечению условий для деятельности предприятий на принципах полного хозрасчета и самофинансирования. Сократилось количество утверждаемых показателей. С 1988 г. предприятиям стали доводиться контрольные цифры-ориентиры, государственный заказ, лимиты и экономические нормативы. Контрольные цифры отражали общественные потребности в продукции, производимой предприятием, и минимальный уровень эффективности производства. Они не утверждались, а носили ориентирующий характер.
Последующие этапы
совершенствования
б) Планирование и преобразования в период нэпа.
Планирование и преобразования в период нэпа. Нэп началась с резкой перестройки в отношениях с крестьянством и с решения продовольственной проблемы. Разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража с 1921 г. стала заменяться натуральным налогом. Налог устанавливался не в виде процентного отчисления производимых в хозяйстве продуктов, а в зависимости от размера пригодной для пахоты земли. Излишки зерна и других продуктов после сдачи налогов находились в распоряжении земледельцев. Допускался обмен в пределах хозяйственного местного оборота. Это возродило экономическую ответственность и заинтересованность крестьянина в увеличении производства зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Характерно, что уже в 1922 г. объем сельскохозяйственного производства в стране вырос по сравнению с предыдущим годом на 12%, в 1924 г. — на 25, в 1925 г. — на 19%. Несколько позднее разверстка была заменена налогом и в отношении с промышленными, строительными и прочими предприятиями.
Развертыванию рыночных отношений вначале 20-х годов предшествовало проведение радикальной денежной реформы, в результате которой в течение трех лет была создана твердая валюта в виде червонца и новых казначейских билетов. Параллельно коренным образом были перестроены финансовая и кредитная системы. Финансовым органам удалось укрепить курс казначейских билетов путем сдерживания эмиссии. Были выпущены и реализованы среди населения первые государственные займы: хлебные, сахарный и выигрышные. Одновременно правительство проводило жесткие меры по сокращению государственных расходов. Так, число лиц, получавших зарплату за счет бюджета, сократилось к концу 1924 г. до 1, 1 млн. чел. против 5, 7 млн. в 1921 г. Все это позволило отказаться от массовой эмиссии совзнаков, которая еще год - два назад была основным источником доходов. Старые денежные знаки были изъяты из обращения путем выкупа.
Комплексный характер нэпа выражался также в изменении форм взаимодействия макро - и макроуровней управления народным хозяйством. Это сопровождалось созданием хозрасчетных трестов, наделенных широкой самостоятельностью. Реализация продукции производилась па основе биржевых (рыночных) цен. Поначалу многие тресты попытались достигнуть увеличения прибыли путем повышения цеп, в результате чего столкнулись с трудностями сбыта продукции. Потребовалось усиление контроля и регулирования цен со стороны государственных органов. Все это заставило промышленные предприятия заняться режимом экономии. Не отвечало изменившимся условиям сложившееся к тому времени в системе ВСНХ фондированное распределение конкретных видов продукции. Стали образовываться синдикаты — органы оптовой торговли средствами производства и товарами для населения. Их основные функции состояли в том, чтобы способствовать в реализации готовой продукции своих трестов пайщиков и обеспечении их материалами, сырьем, |топливом, а также оказывать коммерческий кредит членам, а иногда получать такой кредит от них. Создавались синдикаты на основе паевых взносов заинтересованных трестов и кредитов банков. Деятельность синдикатов строилась на коммерческой основе.
Госплан, созданный
одновременно с провозглашением
нэпа, начав решение текущих и
оперативных проблем
Рассматривая
в историческом аспекте сложный
процесс выработки и реализации
новой экономической политики, нельзя
обойти молчанием и сопровождавшие
ее негативные явления. Речь идет не просто
о возрождении и активизации частого капитала,
что было неизбежно и допустимо, а о крупномасштабном
обогащении дельцов "теневой экономики"
за счет государственного сектора.
Список использованной
литературы.
Информация о работе Планирование и прогнозирование развития АПК