Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:32, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основ предпринимательства и бизнеса в России, проблем развития, а также государственного регулирования их деятельности.
Задачей исследования является:
1.Изучение теоретических основ предпринимательства.
Здесь я рассмотрел историю возникновения предпринимательства; виды и формы предпринимательства; основные функции предпринимательства.
2. Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Саха (Якутии). Здесь были рассмотрены основные этапы развития предпринимательства; масштабы и уровни развития предпринимательства; государственное предпринимательство; проблемы развития предпринимательской деятельности.
Введение…………………………………………………………………….3
1. История возникновения предпринимательства. Основные этапы развития……………………………………………………………………………5
2. Программа развития предпринимательства 2012 – 2016 годы в РС(Я)……………………………………………………………………………....7
3. Указ Президента Республики Саха (Якутия) О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года №980 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»…..23
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………27
На развитие малого бизнеса
республики влияет высокая степень
монополизированности экономики при
высокой себестоимости и низкой
конкурентоспособности
За 2010 год сократилось производство продовольственных потребительских товаров индивидуальными предпринимателями (98,8 % от показателя прошлого года). Незначительным остается рост производства непродовольственных потребительских товаров индивидуальными предпринимателями (100,1 %).
Производство
потребительских товаров в
Таблица 5
Продовольственные потребительские товары |
Непродовольственные потребительские товары |
ИТОГО: | ||||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 | |
Крупные и средние предприятия |
2808891 |
2942159,4 |
1113807 |
1059290 |
4106121 |
4212079,4 |
Малые предприятия |
1023582 |
1253086,7 |
544197 |
747017 |
1567779 |
2000104 |
ИП |
1746644 |
1726097,3 |
255498 |
255672 |
2002142 |
1981769,3 |
Неформальный объем |
161114 |
152797,7 |
192731 |
200247 |
353845,3 |
353044,8 |
Сельхозпродукция |
4711773 |
5167135,2 |
4711773 |
5167135,2 | ||
ИТОГО: |
10452004 |
11241276,3 |
2106234 |
2262226 |
12741660 |
13714133 |
Низкая конкурентоспособность также обусловлена ограниченным рынком сбыта при низкой производительности труда.
Проблема привлечения финансовых ресурсов характеризуется высокими процентными ставками, необходимостью залогового обеспечения, что является неприемлемым для стартующего и производственного бизнеса. Негативное влияние оказывает неразвитость и дороговизна привлечения долгосрочных кредитов.
Несмотря на принятые государством меры по снижению административных барьеров, по экспертным данным Общероссийской Общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ», расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему остаются на высоком уровне и достигают 10% выручки от реализации. Так, значительные средства затрачиваются на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации, паспортизации. Кроме того, немалую долю в расходах все еще занимают и «неналоговые платежи», взимаемые контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями за выдачу различных разрешений и справок. Такие тенденции имеют место и в республике.
Тарифная политика естественных монополий, вызванная отсутствием конкурентной среды на рынке сбыта энергоресурсов, приводит к проблемам доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к технологическим сетям, усложненности процедуры присоединения и отсутствия дифференцированного ценообразования в данном секторе.
Несмотря на принимаемые государством меры по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, в данном направлении по-прежнему остается ряд проблем. В частности, предусмотренный переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов. Данный факт может привести к значительному снижению количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, прозрачности их деятельности и окажет дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
Остаются низкими показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих, технологий. Достаточно высоким является износ основных средств в сфере производства и агропромышленном комплексе. Коэффициент их обновления по отраслям местного производства в целом не превышает 4 процентов.
Основными ограничивающими факторами, сдерживающими динамику развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия), являются:
- высокая степень монополизированности экономики, при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства;
- низкая внутренняя транспортная доступность, зависимость от сезонного фактора, которая во многих районах осложнена труднодоступностью и отдаленностью наслегов;
- недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- административные барьеры;
- тарифная политика естественных монополий и т.д.
Подводя итоги развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия), приведем краткий анализ основных конкурентных преимуществ и проблем развития малого и среднего предпринимательства (SWOT-анализ).
Таблица стратегического (SWOT) анализа развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия)
Таблица 6
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений развития экономики Республики Саха (Якутия). - Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в республике. - Положительная динамика оборота субъектов малого и среднего предпринимательства. - Рост среднесписочной численности работников сферы малого и среднего предпринимательства. - Рост числа занятых в малом и среднем бизнесе. - Рост инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства. - Увеличение показателей производства продовольственных товаров. - Развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. - Наличие муниципальных программ развития предпринимательства во всех муниципальных образованиях республики. - Принятие Плана по реализации Стратегии развития малого и среднего бизнеса на период до 2020 года. |
- Экстремальные природно-климатические условия. - Низкая плотность населения, очаговый характер расселения, значительно влияющие на спрос, также обуславливающие ограниченный рынок сбыта. - Отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, обуславливающее изолированность республики от магистральных транспортных сетей и слабую внутреннюю доступность с сильной зависимостью от сезонного фактора. - Выраженные диспропорции в уровне развития муниципальных образований республики. - Низкая конкурентоспособность товаров и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства, обусловленная высокими затратами субъектов малого и среднего предпринимательства за тепло-, электроэнергию, влияющими в дальнейшем на высокую себестоимость товаров и услуг. - Износ основных фондов. - Дефицит свободных площадей для размещения объектов малого бизнеса. - Повышенные затраты в капитальном строительстве. - Недостаток финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса. - Низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства - Недостаток квалифицированных кадров. |
Возможности |
Угрозы |
- Наличие незанятого в экономике трудоспособного населения и возможность его вовлечения в производственную деятельность.
- Повышение качества производимой продукции. - Рост эффективности производства. |
- Рост числа безработных граждан. - Отток населения, в т.ч. молодежи, из сельских населенных пунктов из-за отсутствия работы. - Уменьшение производства потребительских товаров, в том числе социально-значимых товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства. - Повышение инвестиционных рисков. |
За последние годы
малое и среднее
В Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), утвержденной Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) №411 от 6.09.2006 года, развитие малого и среднего предпринимательства отнесено к приоритетным направлениям развития экономики Республики Саха (Якутия).
В целях приведения в соответствие с условиями Федерального конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, п о с т а н о в л я ю:
1. Внести в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», утвержденную Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 980, следующие изменения:
1.1. В пункте 10 паспорта
государственной программы в
строке «2012» в столбце
1.2. В девятом абзаце раздела 3 цифру «5 353 025,20» заменить цифрой «5 258 689,20», цифру «1 549 171,33» заменить цифрой «1 550 992,32», цифру «1 332 415,87» заменить цифрой «1 236 258,88».
1.3. В таблице 7 раздела 3 в строке «Всего» в графе «Базовый вариант» цифру «5 353 025,20» заменить цифрой «5 258 689,20», в строке «Федеральный бюджет» цифру «1 332 415,87» заменить цифрой «1 236 258,88», в строке «Государственный бюджет Республики Саха (Якутия)» цифру «1 549 171,33» заменить цифрой «1 550 992,32», в строке «- бюджетные ассигнования» цифру «1 549 171,33» заменить цифрой «1 550 992,32».
1.4. В приложении №
1 «Подпрограмма «Повышение
1.4.1. В пункте 7 паспорта подпрограммы в строке «2012» в столбце третьем цифру «1 011 174,35» заменить цифрой «931 992,92».
1.4.2. Во втором абзаце раздела 3 цифру «4 780 775,68» заменить цифрой «4 701 594,25», цифру «1 011 174,35» заменить цифрой «931 992,92», цифру «1 120 988,57» заменить цифрой «1 119 964,13», цифру «1 188 349,11» заменить цифрой «1 110 192,12».
1.5. В приложении №
2 «Подпрограмма «Создание
1.5.1. В пункте 7 паспорта подпрограммы в строке «2012» в столбце третьем цифру «77 672,6» заменить цифрой «60 682,44».
1.5.2. Во втором абзаце раздела 3 цифру «408 690,52» заменить цифрой «391 700,40», цифру «77 672,56» заменить цифрой «60 682,44», цифру «264 623,76» заменить цифрой «265 633,64», цифру «144 066,76» заменить цифрой «126 066,76».
2. Изложить приложения № 3, № 6 и № 9 к государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» согласно приложениям № 1, № 2 и № 3 к настоящему Указу.
3. Опубликовать настоящий
Указ в официальных средствах
массовой информации
Заключение
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство - важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.
Высокий уровень развития
предпринимательства выступает
необходимым слагаемым
Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно выступает в роли своеобразного "возмутителя спокойствия" и переводит экономику в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста.