Министерство образования
и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Тамбовский государственный
технический университет»
Кафедра: «ОП и БД»
Реферат на тему: «Ответственность
за нарушение налогового законодательства
в предпринимательской деятельности»
Выполнил: студент гр.СБД-51
Разгильдяев А.Н.
Проверил: Доцент к.ю.н
Дворецкий М.Ю.
Тамбов 2012 г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общие положения налоговой ответственности………………………………5
1.1 Понятие налоговой ответственности………………………………………5
1.2 Виды налоговых правонарушений…………………………………………..6 2. Меры ответственности за совершение налогового
правонарушения…………………………………………………………………12
2.1 Налоговые санкции и их применение……………………………………....12
2.2 Административная ответственность за нарушение налогового
законодательства……………………………………………………………...…13
2.3 Уголовная ответственность за нарушение налогового
законодательства………………………………………………………………...16
3. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой
ответственности…………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….....24
Список литературы………………………………………………………………25
Введение
Налоги представляют собой
обязательные сборы, взимаемые государством
с хозяйствующих субъектов и
с граждан по ставке, установленной
в законном порядке. Налоги являются
необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента
возникновения государства. Развитие
и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
В современном цивилизованном
обществе налоги - основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой
функции налоговый механизм используется
для экономического воздействия
государства на общественное производство,
его динамику и структуру, на состояние
научно-технического прогресса.
Во всех тонкостях налогового
дела способны разобраться только специалисты.
В то же время каждый человек должен
реально представлять, как складываются
его отношения с государством
по поводу налогообложения. Знание налоговых
проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса.
Меняются ставки налогов,
объекты налогообложения, отменяются
одни льготы и вводятся новые, уточняются
источники уплаты налогов. Многочисленные
изменения и дополнения вносятся
в инструктивный и методический
материал по налогам. Все это резко
увеличивает поток информации по
налогообложению, за которым сложно
уследить, но необходимо своевременно
получить. Незнание законов не освобождает
от ответственности за их невыполнение.
Процесс формирования норм
налогового законодательства выявил особую
актуальность установления ответственности
за налоговые нарушения. Прямая зависимость
государственного бюджета от налоговых
поступлений сделала такого рода
ответственность одной из главных
составляющих системы налоговых правоотношений
и потребовала ее глубокой правовой регламентации.
В условиях формирования в России рыночных
отношений, многообразия форм собственности,
становления защиты экономических прав
человека правовая ответственность основывается
на новых принципах. Дальнейшее развитие
налогового законодательства невозможно
без комплексного и системного подхода
к применению норм об ответственности
за налоговые нарушения. Для понимания
пределов полномочий налоговых органов,
прав и обязанностей налогоплательщиков
важно анализировать их правовой статус
в целом, а не ограничиваться только нормами санкций.
Ответственность за налоговые
нарушения формируется в рамках
специального регулирования имущественных
отношений при налогообложении.
Нередко создается противоречивая
ситуация, порожденная гражданско-правовым
характером имущественных отношений
и административно-правовым характером
налоговых отношений, что должно
быть разъяснено нормами специальных
налоговых законов.
1.Общие положения налоговой ответственности
1.1Понятие налоговой ответственности.
Налоговая система не может
функционировать без института
ответственности. В соответствии с
Законом об основах налоговой
системы исполнение обязанностей налогоплательщика
обеспечивается мерами административной
и уголовной ответственности, а также
финансовыми санкциями. Традиционно в
теории права выделяют административную,
уголовную, дисциплинарную, гражданскую
и материальную ответственность. Однако
в последнее время ряд авторов поставили
вопрос о существовании специального
вида ответственности - финансовой. В научной
литературе высказываются различные точки
зрения о правовой природе финансовой
ответственности. Одни авторы полагают,
что недопустимо само применение термина
"финансовая ответственность". Другие
считают, что финансовая ответственность
по предмету и методу регулирования является
разновидностью административной ответственности,
поскольку стороны находятся в неравном
положении, однако она обладает присущими
только ей специфическими признаками.Проанализировав
имеющиеся по данному вопросу мнения,
И. Хаменушко пришел к выводу, что о понятии
"финансовая ответственность" можно
говорить только с достаточной степенью
условности, выделение же ее в качестве
самостоятельного вида юридической ответственности
в настоящий момент ничем не обосновано.
Однако очевидно, что на сегодняшний день
сложилась ситуация, которая позволяет
сделать вывод, что в российской правовой
системе сформировалось достаточно четко
выраженное правовое явление - ответственность
за налоговые правонарушения. Поэтому
вполне обоснованно обозначение ответственности
за налоговые правонарушения применительно
к п.1 ст.13, ст.15 Закона об основах налоговой
системы и ст.22 Закона о подоходном налоге
как налоговой ответственности.
В то же время необходимо учитывать, что
по своей правовой природе налоговая ответственность сходна административной ответственностью.
Учитывая приведенный
выше анализ, можно дать определение
налоговой ответственности. Налоговая
ответственность - это применение финансовых
санкций за совершение налогового правонарушения
уполномоченными на то государственными
органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога. Закон
об основах налоговой системы использует
собирательное понятие налогов. Поэтому
налоговая ответственность, которая предусмотрена
в ст.13 указанного Закона, может применяться
по отношению как к собственно налогам,
так и к сборам, пошлинам и другим обязательным
платежам, включенным в налоговую систему
России, если иное не предусмотрено законом.
Например, Таможенным кодексом РФ установлена
специальная ответственность в отношении
таможенных платежей. В то же время, поскольку
взносы в социальные внебюджетные фонды
не предусмотрены в Законе об основах
налоговой системы, по отношению к ним
не может применяться ответственность,
предусмотренная в ст. 13 Закона.
1.2 Виды налоговых правонарушений.
Налоговая ответственность
за нарушение законодательства о
налогах и сборах. Налоговым правонарушением
признается виновно совершенное противоправное
деяние (действие или бездействие) налогоплательщика,
налогового агента и иных лиц, за которое
НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений
несут организации и физические лица в
случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ.
Физическое лицо может быть привлечено
к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Привлечение организации к ответственности
за совершение налогового правонарушения
не освобождает ее должностных лиц при
наличии соответствующих оснований от
административной, уголовной или иной
ответственности, предусмотренной законами
Российской Федерации. Привлечение налогоплательщика
к ответственности за совершение налогового
правонарушения не освобождает его от
обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Лицо
считается невиновным в совершении налогового
правонарушения, пока его виновность не
будет доказана в предусмотренном федеральным
законом порядке и установлена вступившим
в законную силу решением суда. Лицо не
может быть привлечено к ответственности
за совершение налогового правонарушения,
если со дня его совершения либо со следующего
дня после окончания налогового периода,
в течение которого было совершено это
правонарушение, истекло три года (срок
давности) Ответственность за налоговые
правонарушения предусмотрена ст.ст. 116-129.2
НК РФ. Представляется возможным вкратции
рассмотреть каждое правонарушение. 1)
Нарушение срока постановки на учет в
налоговом органе. Обязанность подать
заявление о постановке на учет в налоговом
органе установлена при осуществлении
деятельности через обособленное подразделение.
Заявление о постановке на учет организации
по месту нахождения обособленного подразделения
подается в течение одного месяца после
создания обособленного подразделения.
В соответствии со ст. 116 НК РФ при нарушении
срока подачи заявления о постановке на
учет в налоговом органе менее чем на 90
дней налогоплательщику грозят штрафные
санкции в сумме 10 тыс. руб. 2) Уклонение от
постановки на учет в налоговом органе.
В соответствии со ст. 117 НК РФ ведение
деятельности организацией или индивидуальным
предпринимателем без постановки на учет
в налоговом органе влечет взыскание штрафа
в размере 10% от доходов, полученных в течение
указанного времени в результате такой
деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если
срок составил более 90 дней, то штраф составит
20% от доходов, полученных после 90-го дня
деятельности без постановки на учет,
но не менее 40000 рублей. 3) Нарушение срока
представления сведений об открытии и
закрытии счета в банке. Налогоплательщик
обязан информировать налоговый орган
об открытии или закрытии счета в банке
(абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать
в течение 7 дней. Если данный срок нарушен,
то наступает ответственность в соответствии
со ст. 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит
5 тыс. руб. за каждый факт несообщения
сведений. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК
РФ к счетам относятся расчетные (текущие)
и другие счета в банках, открытые на основании
договора банковского счета. Налоговые
органы исходят из того, что о наличии
таких счетов необходимо информировать налоговый орган.
4) Непредставление налоговой декларации.
Для каждого вида налога установлен свой
срок подачи декларации. Если налогоплательщик
не подаст декларацию в срок, на него будет
наложен штраф в соответствии со ст. 119
НК РФ. Налоговая декларация представляется
каждым налогоплательщиком по каждому
налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком,
если иное не предусмотрено законодательством
о налогах и сборах. Согласно пункту 2 статьи
80 НК РФ налоговая декларация представляется
в налоговый орган по месту учета налогоплательщика
по установленной форме на бумажном носителе
или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Непредставление налоговой декларации
влечет взыскание штрафа в размере 5% от
суммы налога, подлежащей уплате (доплате)
на основе этой декларации, за каждый полный
или неполный месяц со дня, установленного
для ее представления, но не более 30% от
указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).Если
декларация не представлена в налоговый
орган в течение более 180 дней по истечении
установленного законодательством о налогах
срока, следует взыскание штрафа в размере
30% от суммы налога, подлежащей уплате
на основе этой декларации, и 10% от суммы
налога, подлежащей уплате на основе этой
декларации, за каждый полный или неполный
месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК
РФ). 5) Грубое нарушение правил учета доходов
и расходов, а также объектов налогообложения.
Под грубым нарушением правил учета доходов
и расходов и объектов налогообложения
подразумевается отсутствие первичных
документов, или отсутствие счетов-фактур
либо регистров бухгалтерского учета,
систематическое (два раза и более в течение
календарного года) несвоевременное или
неправильное отражение на счетах бухгалтерского
учета и в отчетности хозяйственных операций,
денежных средств, материальных ценностей,
нематериальных активов и финансовых
вложений налогоплательщика. Ответственность
за грубое нарушение организацией правил
учета доходов и (или) расходов и (или) объектов
налогообложения установлена ст. 120 НК
РФ. Так, если эти деяния совершены в течение
одного налогового периода, то на налогоплательщика
будет наложен штраф в размере 5 тыс. руб.
Если же они совершены в течение более
одного налогового периода, то влекут
взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб.
Если при этом они повлекли занижение
налоговой базы, то штраф составит 10% от
суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. 6)
Неуплата или неполная уплата сумм налога.
Если налогоплательщик не уплатил или
не полностью уплатил налог в результате
занижения налоговой базы, иного неправильного
исчисления налога или других неправомерных
действий (бездействия), то это обернется
штрафом в размере 20% от неуплаченных сумм
налога (п. 1 ст. 122 НК РФ). 7) Невыполнение
налоговым агентом обязанности по удержанию
и (или) перечислению налогов. Если налогоплательщик,
являющийся налоговым агентом, не удержал
и (или) не перечислил налог, то он понесет
ответственность в соответствии со ст.
123 НК РФ: неправомерное неперечисление
(неполное перечисление) сумм налога, подлежащего
удержанию и перечислению налоговым агентом,
влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. 8)
Несоблюдение порядка владения, пользования
и (или) распоряжения имуществом, на которое
наложен арест влечет взыскание штрафа
в размере 10 тысяч рублей. 9) Непредставление
налоговому органу сведений, необходимых
для осуществления налогового контроля.
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо
налогового органа, проводящее налоговую
проверку, вправе истребовать у проверяемого
налогоплательщика, плательщика сбора,
налогового агента необходимые для проверки
документы. Если налогоплательщик не представил
в установленный срок в налоговый орган
документы и (или) иные сведения, предусмотренные
НК РФ и иными актами законодательства
о налогах и сборах, он будет оштрафован
в размере 50 руб. за каждый непредставленный
документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если налогоплательщик
откажется представить имеющиеся у него
документы, предусмотренные НК РФ, по запросу
налогового органа, будет уклоняться от
представления таких документов, либо
представит документы с заведомо недостоверными
сведениями, штраф составит 5 тыс. руб.
(п. 2 ст. 126 НК РФ). 10) Ответственность свидетеля
налогового правонарушения. В соответствии
со ст. 90 НК РФ налоговые органы при проведении
мероприятий налогового контроля имеют
право вызвать в качестве свидетеля для
дачи показаний любое физическое лицо,
которому могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для
осуществления налогового контроля. При
этом физическое лицо не может отказаться
от такого вызова без уважительных на
то причин. Неявка либо уклонение от явки
без уважительных причин лица, вызываемого
по делу о налоговом правонарушении в
качестве свидетеля, влекут взыскание
штрафа в размере 1 тыс. руб. Неправомерный
отказ свидетеля от дачи показаний, а равно
дача заведомо ложных показаний влекут
взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб. 11)
Отказ эксперта, переводчика или специалиста
от участия в проведении налоговой проверки,
дача заведомо ложного заключения или
осуществление заведомо ложного перевода
влечет взыскание штрафа в размере 500 руб.
Дача экспертом заведомо ложного заключения
или осуществление переводчиком заведомо
ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. 12)
Ответственность за неправомерное несообщение
сведений налоговому органу установлена
ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщики и налоговые
агенты за непредставление налоговому
органу сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля, несут ответственность
в соответствии со ст. 126 НК РФ. Таким образом,
ст. 129.1 применяется к иным категориям
лиц, на которые возложена обязанность
сообщать налоговым органам те или иные
сведения. Например, п. 2 ст. 375 НК РФ предусматривает
обязанность уполномоченных органов и
специализированных организаций, осуществляющих
учет и техническую инвентаризацию объектов
недвижимого имущества, сообщать в налоговый
орган об инвентаризационной стоимости
каждого объекта недвижимости, находящегося
на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации. Неправомерное
несообщение (несвоевременное сообщение)
лицом сведений, которые в соответствии
с настоящим НК РФ это лицо должно сообщить
налоговому органу, при отсутствии признаков
налогового правонарушения, предусмотренного
ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в
размере 1 тыс. руб. Если эти действия совершены
повторно в течение календарного года,
то штраф составит 5 тыс. руб.
2.Меры ответственности за совершение
налогового правонарушения
2.1 Налоговые санкции
и их применение
В качестве меры ответственности за
налоговые правонарушения Налоговый
кодекс РФ называет налоговую санкцию,
которая устанавливается и применяется
только в форме штрафа. Таким образом,
налоговое правонарушение в отличие
от административного проступка
не может повлечь применения таких
мер ответственности, как предупреждение,
конфискация, исправительные работы и
т. д. Указанный штраф представляет собой
денежное взыскание в доход государства,
назначаемое в пределах, предусмотренных
Налоговым кодексом РФ. Размеры штрафа
определяются в статьях Налогового кодекса
РФ либо в твердой сумме (например, в ст.
126 НК РФ — 50 рублей, в ст. 116 НК РФ — 5000 рублей),
либо в процентах от определенной величины
(в ст. 122 НК РФ — от неуплаченной суммы
налога, в ст. 117 НК РФ — от доходов, полученных
за время уклонения налогоплательщика
от постановки на налоговый учет). Ответственность
за налоговые правонарушения носит карательный
характер. Меры ответственности, предусмотренные
Налоговым кодексом, выходят за рамки
налогового обязательства как такового.
Суммы штрафов уплачиваются правонарушителем
помимо перечисления в бюджет суммы недоимки,
а также пеней за просрочку исполнения
обязанности по уплате налога. Кроме того,
при совокупности налоговых правонарушений,
то есть совершении лицом двух и более
наказуемых деяний, налоговые санкции
взыскиваются за каждое правонарушение
в отдельности без поглощения менее строгой
санкции более строгой, а размер штрафа
определяется с учетом обстоятельств,
смягчающих или отягчающих ответственность
за совершение налогового правонарушения,
если таковые будут установлены и впоследствии
признаны судом. При этом наличие этих
обстоятельств должно подтверждаться
соответствующими доказательствами. Согласно
ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен
повторно к ответственности за совершение
одного и того же налогового правонарушения.
Поэтому нельзя говорить о совокупности
правонарушений, а значит, и о сложении
санкций, когда действия или бездействие
субъекта хотя и подпадают под признаки
разных правовых норм, но одна из них охватывает
правонарушение полностью, а все другие
— лишь отдельные его части. В таком случае
к лицу может быть применена только одна
мера ответственности.
2.2 Административная
ответственность за нарушение налогового
законадательства
1. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона
об основах налоговой системы
должностные лица и граждане,
виновные в нарушении налогового
законодательства, привлекаются в
установленном законом порядке
к административной, уголовной и
дисциплинарной ответственности. Действующее
законодательство предусматривает несколько
составов административных проступков
в сфере налоговых правонарушений. 1) ст.
156.1 Кодекса об административных правонарушениях
РСФСР' (КоАП) предусматривает административную
ответственность за уклонение от подачи
декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным
промыслом, другой индивидуальной трудовой
деятельностью либо об иных доходах, облагаемых
подоходным налогом, и в других случаях,
когда подача декларации предусмотрена
законодательством, — при несвоевременной
подаче декларации или включении в нее
заведомо искаженных данных. 2) Согласно
п. 12 ст. 7 Закона РСФСР «О Государственной
налоговой службе РСФСР» административные
штрафы налагаются: а) на должностных лиц
предприятий, учреждений, организаций
и граждан, виновных в сокрытии (занижении)
прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении)
иных объектов налогообложения, а также
в отсутствии бухгалтерского учета или
ведении его с нарушением установленного
порядка и искажении бухгалтерских отчетов,
в непредставлении, несвоевременном представлении
или представлении по неустановленной
форме бухгалтерских отчетов, балансов,
расчетов, деклараций и других документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов
и других платежей в бюджет; б) на граждан,
виновных в отсутствии учета доходов или
ведении его с нарушением установленного
порядка; в) на руководителей и других должностных
лиц предприятий, учреждений и организаций,
а также на граждан, не выполняющих перечисленные
в п. 3—6 ст. 7 Закона РСФСР «О Государственной
налоговой службе РСФСР» требования государственных
налоговых инспекций и их должностных
лиц. 3) В соответствии с Законом об основах
налоговой системы штрафы за нарушения
налогового законодательства применяются: а)
к руководителям банков и кредитных учреждений
за открытие расчетного и иных счетов
налогоплательщикам без предъявления
ими документа, подтверждающего постановку
на учет в налоговом органе, а также за
несообщение (сообщение после установленного
срока) налоговому органу об открытии
указанных счетов (ст. 4), а также за задержку
исполнения поручений налогоплательщиков
по перечислению налогов в бюджет или
во внебюджетные фонды и использование
неперечисленных сумм налогов в качестве
кредитных ресурсов; б) к руководителям
предприятий за невыполнение предприятием
обязанности удерживать подоходный налог
с доходов, выплачиваемых ими физическим
лицам, и своевременно перечислять удержанные
суммы в бюджет. 4) Отдельные налоговые
законы также могут предусматривать административную
ответственность за нарушения налогового
законодательства. Например, в соответствии
с п. Зет. 5 Закона РФ от 12 декабря 1991 г. «О
налоге с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения» за непредоставление
либо несвоевременное предоставление
документов, необходимых для исчисления
налога на наследство, переходящее в порядке
наследования или дарения, на руководителей
органов, уполномоченных совершать нотариальные
действия, налагается штраф в размере
пятикратного установленного законом
размера минимальной месячной оплаты
труда. 2. Необходимо обратить внимание
на значение правильного соблюдения процессуального
порядка наложения административного
взыскания. Нарушения такого порядка со
стороны налоговых органов серьезно ущемляют
права и законные интересы граждан и в
отличие от налоговой ответственности
являются основанием для отмены постановления
о наложении взыскания (п. 4 ст. 306, ст. 308,
ст. 330 Гражданского процессуального кодекса
(ГПК) РСФСР от 11 июня 1964 г.). Нарушениями
процессуального порядка наложения административного
взыскания могут быть: — несоблюдение
правил и порядка составления протокола
об административном правонарушении; —
рассмотрение дела о нарушении налогового
законодательства в отсутствие лица, привлекаемого
к административной ответственности; —
наложение административного взыскания
лицом, не имеющим на это права; в соответствии
со ст. 8 Закона «О государственной службе
РСФСР» право налагать административные
штрафы предоставлено только начальникам
государственных налоговых инспекций
и их заместителям; — несоблюдение порядка
составления и вынесения постановления
о наложении административного взыскания; —
несоблюдение сроков применения административного
взыскания; согласно ст. 38 КоАП, административное
взыскание может быть наложено не позднее
двух месяцев со дня совершения правонарушения,
а при длящемся правонарушении — не позднее
двух месяцев со дня его обнаружения.