Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:39, курсовая работа
Цель работы – на основе теоретических источников, а также практического материала рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства, проанализировать состояние малого предпринимательства в Республике Мордовия и предложить направления его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
– рассмотреть историю развития российского малого предпринимательства
– охарактеризовать современное состояние малого предпринимательства в России и за рубежом
– изучить систему государственной поддержки и регулирования малого бизнеса в отечественной и зарубежной практике
– проанализировать состояние и дать характеристику деятельности предприятий малого бизнеса в Мордовии
– исследовать проблемы малого бизнеса в Республике Мордовия
– рассмотреть развитие малого бизнеса в Республике Мордовии.
Введение
1. Теоретические аспекты развития малого предпринимательства в России и за рубежом
1.1 История развития российского малого предпринимательства
1.2 Современное состояние малого предпринимательства в России и за рубежом
1.3 Государственная поддержка и регулирование малого бизнеса в отечественной и зарубежной практике
2. Оценка развития малого предпринимательства в Республике Мордовия
2.1 Анализ состояния и характеристика деятельности предприятий малого бизнеса
2.2 Исследование проблем малого бизнеса в Республике Мордовия
3. Развитие малого бизнеса в Республике Мордовии
3.1 Стратегия развития малого предпринимательства в республике
3.2 Использование зарубежного опыта в целях развития малого бизнеса в России
Заключение
Список использованных источников
Курсовая работа Отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства Автор курсовой работы К. В. Кирюшкина Обозначение курсовой работы КР–02069964–080105–65– 9- 08 Специальность 080105–65 Финансы и кредит Руководитель работы Н. В. Жилина Саранск 2008
ГОУВПО "Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева" Факультет экономический Кафедра экономики и логистики Задание на курсовую работу Студентки 211 группы Ксении Владимировны Кирюшкиной 1. Тема: Отечественный и
зарубежный опыт развития 2. Срок представления работы к защите: "___"_______2008г. 3. Исходные данные для
курсовой работы: научно-методическая
литература, учебные пособия, 4. Содержание курсовой работы 4.1 Теоретические аспекты
развития малого 4.2 Оценка развития малого
предпринимательства в 4.3 Развитие малого бизнеса в Республике Мордовии 5. Расчетно-графическая часть: таблицы, рисунки. Руководитель работы ______________________________ Задание принял к исполнению ____________________________
Реферат Курсовая работа содержит 52 страницы, 3 таблицы, 30 использованных источников, 1 приложение. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ФАКТОРИНГ, ЛИЗИНГ, Субсидии, гарантирование займов, кредитные бюро, льготное кредитование и др. Объектом исследования является малое предпринимательство. Цель работы – на основе
теоретических источников, а также
практического материала В процессе работы использовались аналитический, статистический, экономико-математический методы и метод сравнительного анализа. В результате исследования изучен отечественный и зарубежный опыт развития малого бизнеса, проведен анализ малого бизнеса в Республике Мордовия и предложены направления его развития. Степень внедрения – частичная. Эффективность – повышение уровня качества знаний об особенностях малого бизнеса в России и за рубежом.
Содержание Введение 1. Теоретические аспекты
развития малого 1.1 История развития российского малого предпринимательства 1.2 Современное состояние малого предпринимательства в России и за рубежом 1.3 Государственная поддержка
и регулирование малого 2. Оценка развития малого
предпринимательства в 2.1 Анализ состояния и
характеристика деятельности 2.2 Исследование проблем малого бизнеса в Республике Мордовия 3. Развитие малого бизнеса в Республике Мордовии 3.1 Стратегия развития малого предпринимательства в республике 3.2 Использование зарубежного опыта в целях развития малого бизнеса в России Заключение Список использованных источников Приложение (Справочное) "Комплексная программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в республике Мордовия на 2008-2010 годы"
Введение Предпринимательство – это
стиль хозяйствования, которому, присущи
принципы новаторства, постоянной инициативы,
ориентации на нововведения в процессы
производства, маркетинга, распределения
и потребления товаров и услуг.
Это осуществление или Тема работы: "Отечественный
и зарубежный опыт развития малого
предпринимательства" Данная тема актуальная
для России на сегодняшний день,
так как переход к рыночным
отношениям в отечественной экономике
определяет необходимость организационно- Опыт ведущих стран
современного мира со всей очевидностью
доказывает необходимость наличия
в любой национальной экономике
высокоразвитого и эффективного
малого предпринимательского сектора.
Поэтому возрождение России невозможно
осуществить без Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен. Отметим, что малый бизнес развивает кредитование малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса. В данной работе мы ставим задачу - глубже охарактеризовать российский малый бизнес, кредитование малого бизнеса, выделить основные проблемы, понять причины, препятствующие развитию малого бизнеса. Объект исследования- малое предпринимательство Цель работы – на основе
теоретических источников, а также
практического материала Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – рассмотреть историю развития российского малого предпринимательства; – охарактеризовать современное состояние малого предпринимательства в России и за рубежом; – изучить систему – проанализировать состояние и дать характеристику деятельности предприятий малого бизнеса в Мордовии; – исследовать проблемы малого бизнеса в Республике Мордовия; – рассмотреть развитие малого бизнеса в Республике Мордовии.
1. Теоретические аспекты
развития малого 1.1 История развития российского малого предпринимательства Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов. Для первого этапа (1985 – 1987
гг.) характерно зарождение и деятельность
центров научно-технического творчества,
временных творческих коллективов
при общественных организациях, распространение
бригадных подрядов, малочисленность
участников предпринимательства и
его экспериментальный Во время второго этапа
(1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого
бизнеса расширяется, количество людей,
принимающих в нём участие, увеличивается;
предпринимательство Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства. Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой
широкомасштабной приватизации и развития
всех видов предпринимательства, появления
множества собственников и Тем на менее заложенные основы
рыночных отношений, сформировавшиеся
капиталы, их способность к инвестиционной
деятельности дают возможность предположить,
что очередной - шестой этап (с 1995 г.)
развития предпринимательства сможет
изменить соотношение деятельных сил
в пользу инновационных процессов.
Тогда предпринимательство Итак, развитию предпринимательства в нашей стране придается огромное значение, так как оно способствует: - изменению отраслевой структуры экономики; - переориентации экономических
отношений и формированию - разгосударствлению и
приватизации имущества - созданию новых мест; - расширению потребительского рынка; - повышению экспортного потенциала страны; - лучшему использованию местных сырьевых ресурсов; - повышению культурно- - формированию новых ценностей и идеалов; - развитию благотворительной деятельности в России. 1.2 Современное состояние малого предпринимательства в России и за рубежом Определить, что такое малый бизнес – не простая задача, но очень важная. Ведь текущие законопроекты предусматривают программы поддержки и развития малого бизнеса, правила регулирования их деятельности, особые налоговые режимы. Таким образом, причисление предприятия к категории малого бизнеса может дать ему некоторые преимущества или же, наоборот, добавить лишние ограничения. Здесь и дальше, мы будет часто употреблять термины "малый бизнес", "кредитование малого бизнеса" и т.д. Определение "малый бизнес" зачастую каждый интерпретирует на свой лад. Однако мы будем определять понятие "малый бизнес" с юридической точки зрения, со стороны государства. Принято считать так, что малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону "О развитии малого и среднего предпринимательства" микропредприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 челок. Малые предприятия – организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса. Таким образом, материалы нашего сайта подразумевают, что малый бизнес включает в себя все компании, занимающиеся предпринимательством со штатом работников до 100 человек. Это могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели. Отметим также, что в настоящий момент правительство планирует установить дополнительный критерий определения предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных товаров (услуг) и балансовой стоимости. Зачем это нужно? Дело в том, что существуют некоторые компании с оборотом в несколько миллионов рублей в день, но в штате могут находиться всего 2 по сути состоящие из 2-3 человек. Это биржевые трейдерские компании по торговле акциями, ценными бумагами и т.д. Какие преимущества могут у предприятий малого бизнеса. Прежде всего, существуют законопроекты, направленные на поддержу развития малых и средних предприятий в области инновационных технологий. Кредитование малого бизнеса предусматривается рамками государственных программ, фредов содействия малому предпринимательству. Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом [10,с.134]. 1. Низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. 2. Низкая легитимность малого бизнеса. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя "серые схемы" работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства. 3. Постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом. 4. Неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность. Выясним основные характеристики малого бизнеса в России [21,с.35]: 1. Гибкость малого бизнеса. Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности. 2. Экономичность малого бизнеса. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса. 3. Узкая специализация малого бизнеса. Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения. 4. Развитие регионального рынка. Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы. Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. С этой точки зрения больший
интерес для нас будет Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость В 1953 году в США создается
Федеральное агентство – · помощь в получении кредита для бизнеса; · техническая и информационная поддержка малых предприятий; · предоставление гарантий по кредитам для бизнеса; · непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета [9,с.25]. В США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль. Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом. Уже здесь наглядно прослеживается отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации. Малый бизнес Испании начал
формироваться и активно Доля предприятий малого бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях – в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого бизнеса – это, в первую очередь, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д. Выясним за счет чего, Испания добилась таких успехов и какие для этого условия созданы в стране. В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на те предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов. Также испанские власти делают акцент на развитие наукоемких отраслей, инновационных технологий, понимая их огромную значимость, как для внутреннего развития рынка, так и международного экономического сотрудничества. Значительную долю программ развития малого бизнеса занимают европейские программы, которые распространяются на многие страны Европы: Германию, Францию, Великобританию и т.д. В Испании государство
стимулирует множество Первую группу составляют
общества взаимного гарантирования.
Эти организации обеспечивают гарантийные
обязательства перед Во вторую группу входят общества взаимного финансирования. Эти общества непосредственно занимаются финансированием, инвестированием, субсидированием малых предприятий. Одним из таких обществ является Государственный институт официального кредитования Испании. Помимо этого в Испании функционирует ряд организаций отстаивающих интересы малого бизнеса, такие как Ассоциация малого бизнеса и торгово-промышленная палата, сеть филиалов которых есть в каждом городе. Как важный положительный
фактор развития малого бизнеса в
Испании стоит отметить минимальный
уровень бюрократии. Оформить регистрацию
предприятия, получить лицензию - все
можно сделать за 24 часа без излишней
волокиты со стороны чиновников. Причем
это может сделать даже нерезидент
страны. Настолько благоприятные
условия существует даже не в каждой
стране Евросоюза. Таким образом, даже
иностранные граждане развивают
сектор малого бизнеса. Несомненно, все
это создает благоприятный Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти. Программы содействия развитию
малого бизнеса в Германии, как
и в ряде развитых стран, предусматривают
приоритетную поддержку, прежде всего,
наукоемких отраслей производства. Льготное
кредитование малого бизнеса со стороны
государственных органов · кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность; · кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды; · кредитование малых предприятий, участвующих в развитии отсталых экономических регионов Германии; · кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем; · проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства [15,с.76]. Основными программами развития малого и среднего бизнеса являются следующие: · программа "Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса"; · программа "Стимулирование сбережений для открытия своего дела". В настоящий момент торгово-промышленные
палаты Германии участвуют в формировании
бюджетов всех уровней, развитии строительства
и промышленности, подготовке законопроектов,
касающихся регулирования деятельности
малых предприятий. Торгово-промышленные
палаты имеют большое влияние
на все стороны жизни общества,
участвуя в заседании местных
органов самоуправления, принимая важнейшие
социально-экономические Мощный технико-экономический
прорыв в послевоенные годы вывел
Японию в тройку самых развитых стран
мира. Это было достигнуто благодаря
развитию малого бизнеса при мощной
государственной поддержке. Несмотря
на то, что многие всемирно известные
компании и концерны по наукоемкому
производству автомобилей, техники, инновационной
продукции находятся именно здесь,
малый бизнес составляет значительную
долю в общих объемах промышленности
Японии (около 40%). Однако нужно отметить,
что малый бизнес в большей
степени представлен в Принимаемые правовые акты в отношении предприятий малого бизнеса определяют статус малых предприятий и льготы для них. Льготы предусматривают специальное налогообложение в зависимости от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии. Японское законодательство
довольно жестко регулирует и ограничивает
уровень повышения/понижения Государственным органам по регулированию осуществления деятельности предприятий малого бизнеса является Управление малых предприятий, подчиняющееся Министерству внешней торговли и промышленности. Данное управление контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает государственную защиту интересов малого бизнеса, ограничивает контроль собственников, определяет ответственность заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные договорные отношения. Для обеспечения механизмов кредитования малого бизнеса и предоставления займов государство предусмотрело создание Корпорации страхования малого и среднего бизнеса, а также ассоциаций гарантирования кредита (аналогично созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого бизнеса в Китае, США и др. странах). Стимулирование предприятий малого бизнеса ведется на всех уровнях, начиная от властей центрального правительства и заканчивая самостоятельными союзами и объединениями малых предприятий. Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка. Субсидии, займы, кредиты для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на следующие цели: · совершенствование, модернизация, переоснащение производственно-материальной базы наукоемких предприятий; · разработка совместно с институтами и университетами инновационных проектов, новинок, изобретений; · развитие легкой и пищевой промышленности; · разработка новых технологий (изобретений) и новых видов продукции; · создание и развитие новых предприятий малого бизнеса в промышленно отсталых регионах страны. 1.3 Государственная поддержка
и регулирование малого Постановление Правительства РФ "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий: - освобождение от - установление льготных
ставок налога на прибыль - возмещение налога на
добавленную стоимость, - освобождение от налога
на прибыль средств - предоставление льгот
по налогообложению доходов - выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля; - распространение на малые
предприятия, образованные в - сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации; - уточнение порядка и
срока взимания налога на Надо признать, что поддержка
предпринимательства требует Новый курс государственной
поддержки малого предпринимательства
в части повышения - привлечение частных,
в том числе иностранных, - отмена всех существующих
налоговых льгот, которые - переход к экономическим
(коммерческим) механизмам распределения
средств федерального бюджета
путем создания гарантийных В настоящее время в 76 регионах
РФ проекты программ поддержки малого
бизнеса находятся в разных стадиях
проработки, а более чем в 40 регионах
они утверждены и проводятся в
жизнь. Анализ этих документов и в
первую очередь федеральной программы
позволяет вскрыть ряд - несогласованность, "нестыковка" элементов программ, в частности аналитических разделов и блока практических мер; - декларативность, - чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств; Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство. До недавнего времени
поддержка малого предпринимательства
в России возлагалась на несколько
министерств и ведомств: Минэкономики,
Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП,
ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых
и сегодня остаются основными
исполнителями федеральных Система государственной
поддержки малого бизнеса на федеральном
уровне формировалась в значительной
мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные
перед ведомством, не отвечали его
основным функциям, сфере деятельности
и уровню ответственности и даже
противоречили ведомственным О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы "перестройки", однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось. В июне 1995 г. Президент издал указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП). Федеральный закон закрепил
за предприятиями, учреждениями, организациями
независимо от организационно-правовой
формы и формы собственности,
а также общественными За последние годы были
созданы различные Не следует умалять
также роль лизинговых фирм, технопарков,
бизнес-инкубаторов, производственно- Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса было создано в 1992 г. в рамках соглашения между правительствами РФ и Великобритании принепосредственном участии британского государственного фонда "Ноу-Хау" и Госкомитета по антимонопольной политике РФ. Быстрыми темпами развивается программа бизнес-консалтинга, которая предусматривает создание независимых аудиторских и консалтинговых фирм на местах. Подводя итог сказанному, следует отметить, что формирование системы негосударственных структур поддержки малого бизнеса наиболее активно идет а Воронежской, Новгородской; Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в Москве. Здесь активно задействуются внутренние финансовые ресурсы., Всего же в России создано 220 школ бизнеса, около 40 бизнес-инкубаторов, SO учебно-деловых центров, около 20 лизинговых компаний, свыше 20 региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса, более 40 информационно- аналитических центров малого предпринимательства. При известных позитивных сдвигах обнаруживаются, однако, и серьезные деформации. Во многих регионах перечисленные выше структуры отсутствуют или существуют лишь на бумаге. В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса в США. Содействие развитию малого
бизнеса в США входит в компетенцию
специальной государственной В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования. Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении в 1987 г. ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28% [9,с.26]. Поддержка малого бизнеса в Японии Малое и среднее предпринимательство
в Японии находит помощь не только
со стороны правительства и Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления: - обеспечение - поощрение структурной
перестройки, модернизации - сбор и анализ информации
об экономических показателях
и технической оснащенности Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений. Финансовая поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур. Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий. Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников. Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения
2. Оценка развития малого
предпринимательства в 2.1 Анализ состояния и
характеристика деятельности В настоящее время В малом бизнесе действует
2513 малых предприятий различных
организационно-правовых форм, в которых
занято около 17 тыс. человек, а также
более 21 тыс. частных предпринимателей
без образования юридического лица,
т.е. более 38,5 тыс. человек, или 9,5% общей
численности занятых в Наибольший прирост объёма производства в 2007 году был достигнут в отраслях: ЖКХ и непроизводственных видах бытового обслуживания - в 2,4 раза, промышленности – в 1,6 раза, строительстве – на 53%, связи – на 47%, торговле и общественном питании – на 31%. Заметно увеличился вклад малого бизнеса в транспортное обслуживание населения, производство хлеба и хлебобулочных изделий, различные службы сервиса. В среднем по отрасли одним занятым в малом предприятии ежемесячно производится продукции и оказывается услуг на сумму 7,6 тыс. рублей, на крупных предприятиях - на сумму 7,5 тыс. рублей. Доминирующим сектором малого предпринимательства является торговля. За 10 месяцев 2007 года розничный товарооборот малых предприятий и частных предпринимателей составил 2 млрд. 267 млн. рублей, т.е. более трети республиканского розничного товарооборота. Кроме того, более 26% розничного товарооборота республики приходится на рынки. Таким образом, 61% розничного товарооборота Мордовии приходится на малый бизнес. Кроме того, на малые предприятия приходится 36% республиканского оптового товарооборота. Малый бизнес является надежным источником поступления денежных средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. В последние годы существенно увеличилась доля и объем налоговых отчислений субъектов малого предпринимательства в общем объеме собственных налоговых доходов бюджетов муниципальных образований Ковылкино и Рузаевка, многих районов республики и г. Саранска. Но несмотря на позитивные тенденции развития малого предпринимательства республики в последние годы, малый бизнес продолжает испытывать серьёзные трудности, среди которых выделяются: недостаточность собственных финансовых средств, усложненность порядка получения кредитов, механизма взимания налогов и платежей, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие должной социальной защищенности работников малых предприятий. Многие малые предприятия вынуждены становиться многопрофильными в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативной правовой базы. Основная часть малого предпринимательства сосредоточена в столице республики и ряде крупных муниципальных образований. В большинстве районов Мордовии по-прежнему наблюдается недостаточный уровень развития малого бизнеса. При сопоставлении показателей
деятельности малых предприятий
республики с регионами, входящими
в Приволжский федеральный В конце 2007 года в целях
усиления государственной поддержки
малого предпринимательства, повышения
роли субъектов малого бизнеса в
социально-экономическом Кроме того, в соответствии с Указом принято считать 18 марта Днем предпринимателя Республики Мордовия. Таким образом, впервые среди всех регионов России в Мордовии на государственном уровне определена дата чествования представителей малого и среднего бизнеса республики.Кроме того, в 2008 году будет издан сборник "Малое предпринимательство Республики Мордовия. В своем ежегодном Послании
к Государственному Собранию Мордовии
Глава Республики Николай Меркушкин
особо акцентировал внимание на решении
проблем малого и среднего бизнеса,
на создании оптимальных условия
для его развития. По словам Николая
Меркушкина, объективной предпосылкой
для развития предпринимательства
является обеспечение государственной
поддержки. "До 100 млн. рублей ежегодно
планируется направлять на льготное
кредитование предпринимателей, реализующих
эффективные инвестиционные проекты.
Кроме того, предпринимательскому сектору
будет предоставлена По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Саранску и Республике Мордовия на 01.01.2007 на территории Республики Мордовия осуществляют свою деятельность 6,9 тыс. малых предприятий и 3,9 тыс. индивидуальных предпринимателей. Структура предприятий малого
предпринимательства по трем ключевым
факторам (количеству малых предприятий,
средней численности малых Таблица 2.1– Структура предприятий малого предпринимательства по трем ключевым факторам , (%) [26,27,28]
Представленные данные свидетельствуют
о неравномерности развития малого
предпринимательства в В таблице 2.2 представлена структура видов деятельности по четырем основным категориям: производственной сфере, торговле, инновационной сфере, социальной сфере и сфере услуг. Таблица 2.2 – Структура видов деятельности по четырем основным категориям,(%) [26,27,28]
Оценивая сложившуюся
структуру малого предпринимательства
по видам деятельности, необходимо
обратить внимание на то, что лидирующими
направлениями являются производственная
сфера и торговля, но при этом
доля инновационной сферы Численность занятых в
малом предпринимательстве, включая
совместителей и лиц, работающих
по договорам гражданско- За последние четыре года оборот малого предпринимательства значительно возрос (почти в шесть раз). На протяжении последних
трех лет сохраняется активная положительная
динамика роста прибыли малого предпринимательства.
Однако рентабельность продукции субъектов
малого предпринимательства по- Доля субъектов малого
предпринимательства в Статистическая информационная
база, характеризующая состояние
малого предпринимательства в 2.2 Исследование проблем малого бизнеса в Республике Мордовия Многие характерные Таблица 2.3 – Основные проблемы частного предпринимательства в России
Можно выделить следующие проблемы: - Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса; - Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере; - Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере; - Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой [30,с.5]. Если затронуть проблему финансирования, то 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности. Большинство кредитных организаций,
имеющих связи с малым Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач. Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины: - 44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность; - 17% - отсутствие управленческого опыта; - 16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве; - 15% - отсутствие опыта работы в отрасли; - 1% - небрежность в ведении дел; - 1% - мошенничество или бедствие; - 6% - иные причины, с
которыми сталкиваются Стоит также отметить, что
лишь 20% руководителей предприятий
имеют соответствующее Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства. Итак, в настоящее время перед предпринимательством в Мордовии стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все их можно решить. Недостаточная ресурсная база - материально-техническая и финансовая: причина - создание сектора предпринимательства на пустом месте; пути решения - льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики. Несовершенство Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий: причина - нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности; пути решения - разработка методик по диагностированию деятельности предприятий. Слабое материально- Кадры: причина - низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства; пути решения - их обучение и социальная дифференциация. Отсутствие возможности
производить продукцию с Слабая государственная поддержка: причина - бюджетные ограничения, бюрократическая волокита; пути решения - разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства. 3. Развитие малого бизнеса в Республике Мордовии 3.1 Стратегия развития малого предпринимательства в республике Стратегия развития малого предпринимательства (далее - Стратегия) является системой базовых принципов, основополагающих методических решений, основных стратегических подходов, совокупность которых позволит органам государственной власти территории и общественным организациям предпринимателей эффективно участвовать в развитии малого предпринимательства как одного из важнейших секторов экономики данной территории. Итак, стратегия развития
малого предпринимательства в Стратегия переходного периода
предусматривает, что в течение 2008
года главной задачей развития малого
предпринимательства в Переход к стратегии сценарного развития основывается на правовых актах концептуального и программного характера, определяющих социально-экономическое развитие Мордовии в целом на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Стратегический подход к развитию малого предпринимательства в переходный период направлен на решение ключевых проблем и предусматривает: - эффективное обеспечение
субъектов малого - эффективное стимулирование
межотраслевой ротации - повышение - структурирование и Решение данных проблем обеспечит
определенный уровень развития малого
предпринимательства, который будет
соответствовать требованиям Госкомитетом республики
по поддержке и развитию малого предпринимательства
разработана комплексная Цель комплексной Стратегии
развития и государственной поддержки
малого предпринимательства в В качестве приоритетных направлений выделены: В 2008 году: совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку; стимулирование развитие перспективных финансовых технологий и инвестиционно-кредитная поддержка малого предпринимательства; развитие системы поддержки малого предпринимательства на местном уровне (муниципальные образования, районы) развитие научно-технического потенциала и поддержка инновационного малого предпринимательства; увеличение вклада малого предпринимательства в бюджеты всех уровней. В 2009 году: дальнейшее совершенствование
нормативно-правовой базы, регулирующей
предпринимательскую дальнейшее развитие системы поддержки малого предпринимательства на местном уровне (муниципальные образования, районы, города); увеличение объема производимой
малыми предприятиями промышленной
продукции, в том числе через
организацию выпуска продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок; дальнейшее увеличение вклада малого предпринимательства в бюджеты всех уровней. В 2010 году: дальнейшее совершенствование
нормативно-правовой базы, регулирующей
предпринимательскую административно- увеличение объема производимой малыми предприятиями промышленной и сельскохозяйственной продукции; развитие кооперационных связей малого и крупного бизнеса и участие субъектов малого предпринимательства в процессе реструктуризации и финансовом оздоровлении крупных и средних предприятий; В целом для реализации Стратегии на 2008-2010 годы предполагается привлечение финансовых ресурсов в сумме 30,0 млн. рублей (в ценах 2007 года), в том числе: -федеральный бюджет - республиканский бюджет Республики Мордовия - 15510 тыс. рублей, - Федеральный фонд поддержки
малого предпринимательства –
на паритетных началах в - Фонд поддержки - ГУП Республики Мордовия "Развитие села" – 1700 тыс. рублей, - различные внебюджетные
источники и кредиты По оценке Госкомитета, в
результате реализации Стратегии развития
и государственной поддержки
малого предпринимательства в увеличить до 2010 года общее количество малых предприятий республики с 2,5 до 2,8 тысяч единиц, показатель количества малых предприятий на 1000 жителей по республике увеличится с 2,7 до 3,1 единицы; численность постоянно занятых на малых предприятиях увеличится к концу прогнозируемого периода на 9,5%; количество частных доля занятых в малом бизнесе в общем числе занятых в экономике республики достигнет 12-13%; объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) ежегодно будет увеличиваться не менее чем на 3-6 % и в 2010 году составит более 2,2 млрд. рублей в ценах 2010 года; доля малого бизнеса в
розничном товарообороте объем оптового товарооборота малых предприятий увеличится за рассматриваемый период в 1,3 раза и составит порядка 4,3 млрд. рублей; будет создано около 750 дополнительных рабочих мест. Кроме достижения количественных
показателей, реализация комплексной
Стратегии будет способствовать
привлечению финансовых ресурсов и
дополнительных средств на развитие
и поддержку малого бизнеса республики;
обеспечению условий для Целью экономической политики в сфере малого бизнеса являются увеличение вклада данного сектора экономики в сферу производства товаров и социально значимых услуг, повышение качества и конкурентоспособности производимой субъектами малого предпринимательства продукции, рост налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней, обеспечение условий для выравнивания потенциала и дальнейшего развития малого предпринимательства в районах и муниципальных образованиях республики. За период с 2008 по 2010 год общее количество малых предприятий возрастет с 2,8 до 3,6 тысячи единиц. Численность постоянно занятых на малых предприятиях составит к концу прогнозируемого периода около 32 тыс. человек, количество индивидуальных предпринимателей увеличится на 15 процентов и составит 27 тыс. человек. Общая численность занятых в малом бизнесе достигнет 59 тыс. человек. Темпы роста объемов производимой малыми предприятиями продукции (работ, услуг) должны ежегодно составлять не менее 110-115 процентов. Для достижения этих целевых
ориентиров необходимо создать предпосылки
перевода экономики Республики Мордовия
на предпринимательский тип - производственная деятельность
субъектов малого бизнеса, в
том числе глубокая - строительство хозяйственных и жилищных объектов; - развитие научно- - общественное питание,
сфера сервиса и жилищно- Государственная политика в отношении малого бизнеса будет направлена: - на создание в республике
благоприятного - применение прогрессивных
финансовых технологий - содействие поиску Этому будет способствовать решение следующих задач: - упрощение доступа субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам, производственным площадям и рынку трудовых ресурсов необходимой квалификации; - образование холдингов,
расширение кооперационных - реализация инновационных
и инвестиционных проектов - содействие развитию рынка интеллектуальных услуг; - поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств; - развитие различных форм
имущественной и - формирование хорошо
оснащенной, устойчиво работающей
инфраструктуры поддержки - содействие созданию новых рабочих мест в малом бизнесе; - выравнивание потенциала
развития малого бизнеса в
районах, муниципальных Необходимо реализовать
комплекс мер, направленных на развитие
страховых, кредитных и других институтов,
обеспечивающих доступ субъектов малого
предпринимательства к Одним из основных направлений,
упрощающих доступ субъектов малого
предпринимательства к Малый бизнес должен стать
одним из факторов оздоровления крупных
неэффективно работающих предприятий
путем налаживания Субъекты малого бизнеса
должны активно участвовать в
процессах реструктуризации крупных
предприятий. Механизмами привлечения
малого предпринимательства к Одним из перспективных направлений
качественного перехода субъектов
малого бизнеса республики на новый
структурный уровень является создание
сети холдинговых фирм и предприятий,
которые позволят объединить материально-технические,
трудовые, технологические, финансовые,
интеллектуальные ресурсы и осуществить
производство современных, качественных
товаров и продукции по европейским
стандартам, а также предоставлять
спектр сервисных услуг как Необходимо совершенствовать инфраструктуру информационной поддержки малого бизнеса. Должна получить развитие система дистанционного консалтинга для субъектов малого предпринимательства с использованием Интернет-технологий. Важнейшим фактором эффективного
функционирования предприятий малого
бизнеса является обеспечение его
высококвалифицированными кадрами. Целью
системы подготовки предпринимательских
кадров должно стать формирование профессионально
подготовленных специалистов, конкурентоспособных
на современном рынке. Необходимо систематизировать
информацию о потребностях малых
предприятий в Система поддержки предпринимательства должна получить дальнейшее развитие на уровне органов местного самоуправления, для чего необходимо разработать программы развития и поддержки малого предпринимательства. Достойное место в системе
малого бизнеса Республики Мордовия
должно занять инновационное Перспективным направлением
является государственная поддержка
развития индивидуального Эффективные инвестиционные
проекты малого бизнеса, позволяющие
создать структурно организованную
систему распределения Перспективным станет создание центра содействия по привлечению венчурных инвестиций в сферу малого бизнеса Республики Мордовия. Итак, малый бизнес Мордовии уверенно входит в число результативных секторов экономики Мордовии: его экономический эффект значительно превосходит ресурсы, которыми он располагает, и в перспективе, при соответствующей государственной политике по его поддержке и развитию, реализация его потенциала значительно возрастет. 3.2 Использование зарубежного опыта в целях развития малого бизнеса в России Немалый интерес, представляет опыт США, где действует государственное Управление по вопросам малого бизнеса США. В круг полномочий этой структуры входит широкий спектр вопросов, начиная от размещения государственных контрактов среди представителей малого и среднего бизнеса и заканчивая прямой финансовой поддержкой и выдачей гарантий по кредитам [9,с.58]. Только за последние десять лет при непосредственной поддержке агентства малые предприятия получили кредитов на сумму свыше 100 миллиардов долларов. Также небезынтересен и опыт
Германии, где действует Реальную поддержку в решении столь важных задач в России может оказать Банк развития, выделив на эти цели часть средств", – считает президент ассоциации "Россия" Анатолий Аксаков. Михаил Мамута, президент российского Микрофинансового центра, обращает внимание на региональные гарантийные фонды, которые могут выступить поручителями по кредитам малому бизнесу и взять на себя до 50% рисков. На сегодняшний день в
России только начинает формироваться
схема субсидирования кредитов, гарантий
и поручительств за малый бизнес.
Такой способ поддержки неплохо
себя зарекомендовала в ряде стран
Восточной Европы. Вместе с тем
он полностью проблему не решает. Существенным
подспорьем на пути развития кредитования
малого бизнеса может стать принятие
закона о потребительском Несмотря на несовершенство
законодательной системы, зарубежные
банки видят большие Опыт США, свидетельствует, что гарантирование займов - одна из наиболее эффективных форм государственной поддержки предпринимательства, позволяющая привлечь банковские кредиты и в сферу малого бизнеса. В США Администрация по
делам малого бизнеса (АМБ) имеет
программу гарантирования займов для
поддержки малых фирм. Кредиты
предоставляются частными банками
и другими финансовыми В качестве платы за гарантию и снижение риска банк платит АМБ отчисления, которые одновременно являются источником средств гарантийного фонда. Кредитор может включить эту плату в общую сумму обязательств заемщика. Размер платы за предоставление гарантии зависит от срока кредита и объема финансового обеспечения, предоставляемого заемщиком. По кредитам до одного года плата за предоставление гарантии - 0,25% от суммы кредита. По кредитам сроком более одного года плата за предоставление гарантии составляет 2% от суммы гарантийного обеспечения, если она составляет 80 тыс. долл. и менее, а при сумме свыше 80 000 долларов она определяется по прогрессивной шкале, начиная с 3%. Когда предприниматель обращается в финансовое учреждение с просьбой о предоставлении кредита, кредитор изучает заявку и принимает решение: соответствует ли она его собственным требованиям либо нуждается в дополнительной поддержке в виде гарантии. Обеспечение кредита гарантией может быть затребовано кредитором. В итоге малое предприятие получает возможность привлечь финансовые ресурсы, недоступные в обычных условиях, а кредитор - выдавать ссуды и в случаях, не отвечающих общепринятым критериям целесообразности. К специализированным целевым программам гарантирования кредитов на развитие малого бизнеса в США относятся займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию предприятий, на финансирование предприятий по охране окружающей среды, на финансирование местного развития, на поддержку женского предпринимательства и т.д. Американский опыт свидетельствует, что целенаправленная государственная политика, стимулирующая вложение банками средств в малый бизнес, способствует его интенсивному росту, созданию новых малых фирм (в США их насчитывается 25 млн.). Использование этого опыта в России в настоящее время затруднено главным образом из-за несовершенства правовой базы и организации финансово-кредитной сферы. Однако основные принципы, на которых строится механизм гарантирования займов, могут быть использованы. Заключение Итак, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы. Малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Особенности малого бизнеса России по сравнению с другими странами: - Низкий процент венчурной специализации. - Низкая легитимность малого бизнеса. - Постоянная нехватка финансирования. - Неустойчивость малого бизнеса. Основные характеристики малого бизнеса в России: - Гибкость малого бизнеса. - Экономичность малого бизнеса. - Узкая специализация малого бизнеса. - Развитие регионального рынка. Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. Проведенный анализ развития
малого предпринимательства в В малом бизнесе действует
2513 малых предприятий различных
организационно-правовых форм, в которых
занято около 17 тыс. человек, а также
более 21 тыс. частных предпринимателей
без образования юридического лица,
т.е. более 38,5 тыс. человек, или 9,5% общей
численности занятых в Можно выделить следующие проблемы малого бизнеса в Мордовии:: - Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса; - Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере; - Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере; - Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой. Цель комплексной Стратегии
развития и государственной поддержки
малого предпринимательства в Список использованных источников 1 Баженов Ю.К. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса / А.Ю. Баженов. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. – 104 с. 2 Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности) / А.М. Лунева, А.Л. Басовский. – Учебное пособие / Под ред. Л.Е. Бесовского. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 222 с. 3 Васильева Е.Н. Овчиян М.Р., Ломовцева В.В. Методология микрофинансирования // Механизмы развития малого предпринимательства в России. - М., 2007. - С.186-198 4 Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 497 с. 5 Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320 с. 6 Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 160 с. 7 Егорова Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация / М.А. Маренный. – М.: Кооперация Спутник +, 2005. – 199 с. 8 Зайцев О. Опыт поддержки малого предпринимательства: особенности современной отрасли микрокредитования в странах Латинской Америки //Банк. практика за рубежом. - Киев, 2006. - N2. - С.58-66. 9 Зайцев О. Программы микрокредитования в США // Банк. практика за рубежом. - киев, 2006. - N2. - С.72-75. 10 История предпринимательства в России: Курс лекций. – М.: Палео-тип: Логос, 2006. – 194 с. 11 Курортно-туристский комплекс, как объект управления / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.А. Карповой. – СПб.: СПб ГУЭФ, 2006. – 214 с. 12 Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник / Ю.Л. Старостин. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 453 с. 13 Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 241 с. 14 Лапуста М.Г. Индивидуальный предприниматель: Учебное пособие.– М.: ИНФРА – М, 2005. – 264 с. 15 Ложкин О.Б. Формула эффективности бизнеса. – М.: МГУП, 2006. – 150 с. 16 Менеджмент малого бизнеса: Учебник / Под ред. проф. М.М. Максимцова и проф. В.Я. Герфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 269 с. 17 Полонский Ю.Д. Предприниматель без образования юридического лица. – М.: Ось-89, 2006. – 164 с. 18 Сорокина Л.А. Менеджмент в малом бизнесе: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 142 с. 19 Статистический сборник "Малые предприятия краснодарского края 1998 – 2005" / Федеральная служба государственной статистики. Краснодарский краевой комитет государственной статистики. – Краснодар: КККГС, 2005. – 143 с. 20 Управление бизнесом: Экспресс-курс для деловых людей / Авт.-сост. Г.В. Щекин. – 4-е изд. Стереотип. – Краснодар: МАУП, 2005. – 232 с. 21 Финансы; Денежное обращение; Кредит: Уебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 512 с. 22 Финансы предприятия: учебник / Под ред. Н.В. Колчиной, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 447 с. 23 Чудковский А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие. – 2-е изд. / М.А. Жукова, В.С. Сенин, А.Д. Чудковский. – М.: КНОРУС, 2005. – 448 с. 24 Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2006. 25 Носова С.С. Эконом. теория: Учебник для вузов. – М., Издательство – торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005 – 864с 26 Социально-экономическое положение Республики Мордовия. – Стат. Сб. – 2005 г. 27 Социально-экономическое положение Республики Мордовия. – Стат. Сб. – 2006г. 28 Социально-экономическое положение Республики Мордовия. – Стат. Сб. – 2007 г. 29 Сайт министерства торговли Республики Мордовия. / WWW.mintorg@moris.ru 30 Малое предпринимательство в Мордовии (анализ за 2005-2007г.) // www. analitika. spb. ru. Приложение (Справочное) Комплексная программа развития
и государственной поддержки
малого предпринимательства в Цель, задачи и этапы реализации Программы Цель Программы – увеличение
вклада малого предпринимательства
в сферу производства товаров
и социально значимых услуг, повышение
качества и конкурентоспособности
товарной продукции, рост налоговых
поступлений малого бизнеса в
бюджеты всех уровней в условиях
развития межбюджетных отношений в
Республике Мордовия, обеспечение условий
для выравнивания потенциала развития
малого предпринимательства в Программа направлена на достижение конечной цели и обеспечивает решение следующих приоритетных задач: в 2008 году: совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку; стимулирование развитие перспективных финансовых технологий и инвестиционно-кредитная поддержка малого предпринимательства; административно- обеспечение участия перспективных
бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства
в программе лизинга производственно- в 2003 году: развитие системы поддержки малого предпринимательства на уровне местного самоуправления (муниципальные образования, районы); увеличение объема производимой
малыми предприятиями промышленной
продукции, в том числе путем
организации выпуска создание новых рабочих мест в малом бизнесе, снижение республиканского уровня безработицы; продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки; увеличение вклада малого предпринимательства в бюджеты всех уровней в условиях развития межбюджетных отношений в Республике Мордовия; в 2010 году: развитие на уровне местного
самоуправления нормативной правовой
среды функционирования субъектов
малого бизнеса, создание благоприятных
условий для дальнейшего увеличение объема производимой малыми предприятиями промышленной и сельскохозяйственной продукции; развитие кооперационных связей малого и крупного бизнеса и участие субъектов малого предпринимательства в процессе реструктуризации и финансовом оздоровлении крупных и средних предприятий; развитие научно-технического
потенциала и финансовая поддержка
перспективных инновационных создание благоприятного
общественного климата и Основные направления реализации Программы и система программных мероприятий Для достижения основной цели и комплексного решения задач в Программе выделены основные направления развития предпринимательства, в рамках которых сформированы мероприятия Программы: I. Совершенствование нормативно- II. Поддержка малого III. Инвестиционно-кредитная и инновационная поддержка малого предпринимательства; IV. Совершенствование V. Развитие межрегиональных и международных связей малого предпринимательства; VI. Научно-методическое VII. Формирование социальных
условий развития I. Совершенствование нормативно- Целью данного раздела
является дальнейшее совершенствование
действующих и разработка новых
законодательных и нормативных
правовых актов, затрагивающих интересы
малого предпринимательства и Раздел предусматривает: подготовку проектов законов и других нормативных правовых актов Республики Мордовия, затрагивающих интересы субъектов малого предпринимательства, а также предложений о внесении изменений и дополнений в законодательную и нормативную базу республики в данной сфере; обеспечение проведения конкурса по разработке Концепции развития малого предпринимательствам в Республике Мордовия на период до 2010 года, внесение проекта на рассмотрение в Правительство Республики Мордовия; организацию и проведение
встреч, практических семинаров, конференций,
круглых столов для предпринимателей
и предпринимательского актива с
представителями обеспечение общественной экспертизы при разработке и принятии нормативных актов, затрагивающих интересы малого предпринимательства. II. Поддержка малого Целью данного раздела является создание условий для дальнейшего развития малого бизнеса в муниципальных образованиях Ковылкино, Рузаевка, районах и г. Саранске, увеличение вклада малого предпринимательства в экономику, выполнение прогнозных показателей его развития, рост налоговых поступлений малого бизнеса в доходную часть районных и городских бюджетов на основе развития межбюджетных отношений в Республике Мордовия. Раздел включает мероприятия по: разработке и реализации в муниципальных образованиях Ковылкино, Рузаевка, районах республики и г. Саранске пилотных программ развития и поддержки малого предпринимательства; финансированию на конкурсной основе проектов малого предпринимательства в области развития муниципальной инфраструктуры, в том числе в сфере благоустройства, коммунального и бытового обслуживания населения, сфере услуг, ремонтно-строительных работ, экологии, ресурсосбережения и утилизации отходов; эффективному использованию муниципального имущества, расширению материально-технической базы малого бизнеса; созданию и ведению информационной базы данных по малым предприятиям в районном разрезе; подготовке и проведению
Всероссийской экономической созданию и обеспечению органами местного самоуправления, в рамках своих полномочий, режима благоприятствования для развития малого бизнеса. III. Инвестиционно-кредитная и инновационная поддержка малого предпринимательства Целью данного раздела
является привлечение дополнительных
финансовых ресурсов для кредитования
малого предпринимательства из различных
источников, создание необходимых условий
для участия субъектов малого
предпринимательства в Данный блок мероприятий включает: осуществление конкурсного
отбора и финансирование наиболее эффективных
предпринимательских бизнес- предоставление субсидий
на оплату части процентов за пользование
кредитами российских кредитных
организаций малым обеспечение участия субъектов
малого предпринимательства республики
в Программе лизинга организацию участия субъектов
малого предпринимательства в разработку механизма льготного кредитования и субсидирования части процентной ставки по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства коммерческими банками; льготное кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств и их технического перевооружения на конкурсной основе, реализацию производственных проектов в этой сфере; оказание финансовой поддержки безработным гражданам, создающим собственное дело, ориентированное на местный рынок, в виде безвозмездных субсидий. IV. Совершенствование Целью данного раздела
является удовлетворение потребностей
субъектов малого предпринимательства
в информационных, консультационных,
маркетинговых, образовательных и
других услугах, поиск и привлечение
внебюджетных инвестиционных ресурсов
в сферу малого бизнеса республики,
внедрение современного производственно- Данный раздел предусматривает: расширение видов деятельности
и предоставляемых услуг разработку и внедрение упрощенной и ускоренной процедуры оформления документов при сдаче в аренду имущества, находящегося в федеральной и республиканской собственности, субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью и оказанием социально значимых услуг населению; создание республиканского Дома малого бизнеса, Бизнес-инкубатора и филиалов ММЦ "Мордовия-Москва" в МО Ковылкино, п. Атяшево; осуществление сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства, работающих в сферах торговли, общественного питания и предоставления социально значимых услуг населению; привлечение субъектов малого предпринимательства к работе в сфере народных промыслов и ремесел; формирование каталога инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на Интернет-сервере республики "Деловая Мордовия". V. Развитие межрегиональных и международных связей малого предпринимательства Целью данного раздела
является расширение направлений поддержки
малого предпринимательства, обеспечение
доступа субъектов малого бизнеса
к международным кредитным Данный блок мероприятий предполагает: взаимодействие с различными международными организациями и программами, зарубежными правительственными агентствами, созданными для поддержки и развития малого предпринимательства; содействие привлечению инвестиций из различных международных источников, в том числе Фонда Сороса, Фонда "Евразия"; организацию участия субъектов
малого предпринимательства в VI. Научно-методическое Целью данного раздела
является обучение и подготовка управленческих
кадров для малого предпринимательства
республики, повышение уровня занятости
населения и снижение уровня безработицы,
повышение уровня знаний, необходимых
для организации и Данный блок мероприятий включает: консультирование и обучение по курсу "Основы современного предпринимательства" с учетом специфики экономики республики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, факультативно в учреждениях общего среднего образования; организацию курсового обучения
и повышения квалификации предпринимателей
по специальностям, необходимым для
ведения финансово- организацию подготовки и
переподготовки руководителей и
персонала республиканских введение на экономическом факультета МГУ им. Н.П. Огарева специализации "Менеджмент предпринимательской деятельности" по специальности "Менеджмент организации"; подготовку и издание
информационно-справочных материалов
(сборников, брошюр и т.д.) по нормативно-правовому
обеспечению деятельности субъектов
малого предпринимательства в организацию и подведение итогов республиканского конкурса "Предприниматель года". VII. Формирование социальных
условий развития Целью данного раздела является создание условий по улучшению социально-экономического положения работников малых предприятий, снижение травматизма и несчастных случаев на малых предприятиях, повышение знаний руководителей и специалистов малых предприятий в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда, повышение знаний субъектов малого бизнеса в области прав и обязанностей работодателей и наемных работников в сфере охраны труда, пресечение противоправных действий криминальных структур в отношении предпринимателей и малых предприятий, обеспечение органов государственного управления информацией для выработки стратегии и тактики улучшения социально-экономического положения работников малых предприятий и частных предпринимателей. Данный раздел предусматривает: проведение мониторинга
социально-экономических разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению действенной защиты субъектов малого предпринимательства от посягательств криминальных структур; обеспечение соблюдения правил техники безопасности и охраны труда в малом бизнесе; разработку и реализацию
методических рекомендаций и программ
обучения руководителей малых Объемы средств и источники финансирования Программы Для реализации Программы предполагается привлечение следующих финансовых ресурсов: средства федерального бюджета Российской Федерации; средства республиканского бюджета Республики Мордовия; средства местных бюджетов Республики Мордовия; средства Республиканской целевой Программы развития Республики Мордовия на 2001-2005 годы; средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства; средства Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Мордовия; средства, предоставляемые коммерческими банками и иными финансовыми учреждениями; средства и ресурсы
различных предприятий и заемные и грантовые средства различных международных фондов и организаций; иностранные инвестиции при создании совместных предприятий; частные инвестиции и собственные средства предпринимательских структур и организаций, участвующих в реализации Программы. Ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации включают в себя средства, выделяемые на мероприятия по содействию занятости населения. Ассигнования из республиканского бюджета Республики Мордовия включают средства республиканского бюджета Республики Мордовия по статье "Развитие рыночной инфраструктуры. Малый бизнес и предпринимательство" соответственно на 2008-2010 годы, а также средства, выделяемые из республиканского бюджета Республики Мордовия на мероприятия по содействию занятости населения. Средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства включают в себя ассигнования, выделяемые на паритетных началах в соответствии с суммой средств, выделяемой из республиканского бюджета Республики Мордовия и привлекаемые для финансирования приоритетных мероприятий Программы и социально значимых предпринимательских проектов; Финансовые средства Фонда
поддержки предпринимательства
и развития конкуренции Республики
Мордовия включают средства, выданные
в форме инвестиционных кредитов
в предыдущие периоды и возвращенные
предпринимательскими структурами
Фонду поддержки В состав источников финансирования Программы включены кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, а также средства республиканского бюджета Республики Мордовия, выделяемые по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" на конкурсной основе. В состав других внебюджетных
источников финансирования включены средства
ГУП Республики Мордовия "Развитие
села", ЗАО "Межрегиональный Общий объем финансирования
Программы в 2008 году – 109,3 млн. рублей,
из них: 5,2 млн. рублей - из средств республиканского
бюджета Республики Мордовия, 3,0 млн.
рублей - из средств Фонда поддержки
предпринимательства и развития
конкуренции Республики Мордовия, а
также до 100 млн. рублей льготных кредитов
коммерческих банков, направляемых на
реализацию предпринимательских На финансирование Программы в 2003 году предусматривается 10,0 млн. рублей, из них: 5,2 млн. рублей - из средств республиканского бюджета Республики Мордовия, 3,5 млн. рублей – из средств Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Мордовия. На финансирование Программы в 2010 году предусматривается 10,7 млн. рублей, из них: 5,2 млн. рублей - из средств республиканского бюджета Республики Мордовия, 4,0 млн. рублей – из средств Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Мордовия. Объемы финансовых средств будут корректироваться в зависимости от уровня реализации Программы в предыдущем году и принятия республиканского бюджета Республики Мордовия в каждом соответствующем году с учетом коэффициента инфляции (дефлятора). Финансирование мероприятий
на реализацию Программы из бюджетов
муниципальных образований Распределение средств, предусмотренных для финансирования Программы
|
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
|
Оценка: |
Работы, похожие на Курсовая работа:
Отечественный и зарубежный опыт развития
малого предпринимательства
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Все
работы, похожие на Курсовая работа:
Отечественный и зарубежный опыт развития
малого предпринимательства (19299)
Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства