Особенности Российского предпринимательства 21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
(Предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке)

Работа содержит 1 файл

особенности Российского предпринимательства 21 века.doc

— 988.50 Кб (Скачать)

Особенности Российского предпринимательства 21 века.

 

Мировой опыт подтверждает  - предпринимательство  важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

(Предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке)

(ВВП – рыночная стоимость  всех конченых товаров и услуг,  произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства)

Сегодня предпринимательство в  России, несмотря на провозглашенный  ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения  курс на рыночную экономику, развивается  замедленно и противоречиво.

 Для оценки современного  состояния российского предпринимательства  осуществим анализ динамики основных  экономических показателей деятельности  малых предприятий в России  за 2000-2011 гг.

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность предприятий, тыс.ед.

879,3

843

882,3

893

953,1

979,3

1032,8

1137,5

1347,7

1602,5

1669,4

1700

Средняя численность  работников, тыс.чел

6596,8

6483,5

7220,3

7458,9

7815,1

8045,2

8582,8

9239,2

10436,9

10247,5

13620,1

13731,9


 

 

 

Анализ численности предприятий

 

 

 

Как свидетельствуют данные с 2000 г. по 2011 г. количество российских малых и средних предприятий заметно возросло – увеличение почти в 2 раза. Средний прирост за анализируемый период составлял почти 7%.

2002 год стал переломным годом  в развитии малого предпринимательства.  Основной причиной данного перелома  предположительно послужили события, связанные со вступлением в силу пакета законов так называемой «1-ой волны дебюрократизации», во многом определившие его продолжительность и характер.

 

№ п/п

Название закона

Дата вступления в силу

1.

Федеральный закон от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора)»

≈11.08.2001

2.

Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности»

≈10.02.2002

3.

Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

≈01.07.2002


 

В целом необходимо заметить, что современное состояние малых предприятий все же оставляет желать лучшего.

Количество малых и средних  предприятий у нас растет, но этот уровень далек от того, на котором  он должен был бы находиться, имея в  виду, что в странах с развитой рыночной экономикой вклад малых и средних предприятий в общую копилку ВВП больше, чем у нас. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России - порядка 21-22%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае - уже 60 с лишним процентов.

Это позволяет нам понять, что у развития малого и среднего предпринимательства есть некоторые проблемы и ограничивающие факторы. Но об этом позже

 

Анализ средней численности  работников на малых и средний  предприятиях.

 

Численность занятых в анализируемый период также стабильно увеличивалась. Так, с 2000 г. по 2011 г. численность основного персонала возросла с 6596,8 тыс. чел. до 13731,9 тыс. чел., то есть более чем на 55,3%. При этом средний темп прироста составлял 5%. Однако за 2008-2009 года наблюдается снижение показателя на 190 тыс. занятых. Это может быть обусловлено сокращением масштабов деятельности вследствие финансово-экономического кризиса. После выхода из кризиса, число занятых вновь стремительно возрастает.

Можно убедиться в отсутствии реального повышения социальной эффективности малого предпринимательства, поскольку постоянный ежегодный прирост численности занятых на малых предприятиях происходит за счет роста их количества.

 

Распределение малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности.

 

Диаграмма свидетельствует о следующем. Торговля и сфера услуг являются наиболее предпочтительными для малых предприятий. Это может быть объяснено относительно меньшей потребностью в финансовых, трудовых и других ресурсах и более быстрой отдачей вложенных средств, что очень привлекательно для малого бизнеса.

В таких традиционно высокомонополизированных отраслях, как добывающая промышленность, образование, здравоохранение, ЖКХ и др., малые предприятия занимают очень скромное место.

В итоге, анализ структуры малых  предприятий по видам экономической деятельности показал, что малый бизнес в России в целом развивается в отраслях, не требующих значительных трудовых, материальных, интеллектуальных и, в особенности, финансовых ресурсов.

Развитие предпринимательства в России связано, прежде всего, с посреднической деятельностью при торговле и предоставлением различных услуг. Как правило, частные предприниматели начинают свою деятельность с открытия магазина или небольшой мастерской. В настоящее время на территории России огромной популярностью пользуются автомобильные мастерские и автомойки, где многие россияне предпочитают обслуживать свой автомобиль.  

К сожалению, развитие частного предпринимательства  в России практически не затронуло высокотехнологичные сферы. Если во многих странах мира небольшие частные компании занимаются разработкой различных технических новинок, то в настоящее время в нашей стране подобных компаний практически не существует. Несмотря на то, что в нашей стране есть множество людей, имеющих оригинальные технические идеи, найти финансирование для проведения конструкторской разработки или создания опытных образцов крайне сложно.

 

Государственная поддержка малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и правительственную программу, пока не оказывает эффективного влияния на развитие малых предприятий. Экономическая активность населения в Российской Федерации крайне мала, так как долгое время частный бизнес в нашей стране находился под запретом. Современный предприниматели, которые хотят открыть собственный бизнес, сталкиваются с обилием трудностей, которые часто создаются местными властями. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике.

Рассмотрим наиболее существенные из них:

 

1. Несовершенство системы налогообложения.

Взимаемые в России налоговые платежи не столько направляются на решение общественных задач и удовлетворение общественных потребностей, сколько перераспределяются в пользу власть имущих и их окружения. Если в цивилизованных странах предприниматели оптимизируют налоговую нагрузку, то их российские коллеги нередко в принципе отказываются платить налоги из-за недоверия к представителям государства, разворовывающим собранные государственные доходы. Следующим шагом для отечественных предпринимателей должна стать оптимизация налогообложения. Необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры — вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства — медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.

Необходимо ввести мораторий  на внесение изменений в налоговое  законодательство, ухудшающих положение  малого и среднего бизнеса, до разработки новой системы налогообложения. Целесообразны дальнейшие упрощение системы налогообложения для малых предприятий.

 

2. Проблемы взаимодействия малого  бизнеса с государственными структурами  и административные барьеры.

По некоторым данным, доля расходов на преодоление административных барьеров при входе на рынок в  среднем составляет 10-15% от выручки, во многих случаях наличие этих препятствий вынуждает отказываться от реализации проектов, так как резко снижается эффективность инвестиций. Необходимо установить ограничение административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса на законодательном уровне.

Представляется целесообразным сократить и четко регламентировать проверки предприятий, проводимые различными ведомствами. Применение государственных  регулирующих механизмов нужно ограничить только задачами обеспечения безопасности производимой продукции, защиты интересов социально уязвимых групп населения, пресечения практики введения в заблуждение потребителей.

Следует существенно упростить  регистрацию предприятий.

Одной из актуальных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого предпринимательства, связанных с выполнением возложенных на них функций.

 

3. Дефицит оборотных средств  для развития бизнеса.

Причина сложившегося положения  достаточно очевидна. Любому предприятию, тем более малому, очень трудно развивать бизнес, не прибегая к  кредитным ресурсам. Однако доступ к банковским кредитам у малых предприятий сильно ограничен.

За последнее десятилетие  в Российской Федерации так и  не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы  поддержки малого предпринимательства. Хотя большинство малых и средних  региональных банков кредитует сейчас в основном малое и среднее предпринимательство, инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешают общая экономическая ситуация в стране, нечетко обозначенная государственная политика в развитии малого предпринимательства, низкий уровень капитализации самих банков. Сдерживающим фактором расширения кредитования малого бизнеса остаются высокие риски, отсутствие правовых гарантий эффективного возврата кредита

 

4. Непрозрачность малого бизнеса  и криминалитет.

Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию российского малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса. По разным источникам, «теневая» составляющая малого бизнеса может доходить до 60% от «изображаемой» деятельности, что в среднем в 2 раза выше, чем в целом по экономике. Кроме того, отдельно следует сказать и о поборах как со стороны чиновников различных контролирующих государственных структур и правоохранительных органов, так и со стороны организованной преступности.

 

5. Необеспеченность недвижимым  имуществом.

Эффективность развития малых  предприятий связана с комплексом факторов, одним из которых является обеспеченность производственными, торговыми, складскими, офисными площадями и их доступность, то есть имущественный потенциал развития. У подавляющего большинства малых предпринимателей нет достаточных средств и возможности вести строительство или приобретать в собственность объекты недвижимости, они не обладают правом собственности на находящиеся во владении площади, а арендуют у собственников. В ситуации, когда недвижимость дефицитна и на нее есть устойчивый спрос, величина арендной платы оказывается запредельно высокой, часто – неприемлемой для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. О тяжести арендного бремени красноречиво свидетельствуют данные о том, что у многих предприятий на арендные платежи уходит 30% и более всех расходов предприятия.

Информация о работе Особенности Российского предпринимательства 21 века