Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:47, курсовая работа
в данной работе кратко были рассмотрены современные
организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации, некоторые
преимущества и не-достатки правовых форм.
1. Основные понятия
и определения.
Еще во второй половине 80-х
годов в обиход
человека вошло
такое понятие как
позднее, уже в пер-вой половине 90-х, лексикон обычного человека пополнился
терминами «акционерное общество», «общество с ограниченной
ответственностью», «муниципальное предприя-тие» и т. д. Наверное все
слышали про печально известную фирму АО «МММ», кото-рая являлась
акционерным обществом.
Цель данной работы – это
попытка разобраться, что
термины, как они применимы к действительности. В работе, в основном,
делается упор на российс-кую реальность, хотя некоторые аспекты экономики
западных стран все-таки затраги-ваются.
В современной экономике
всех товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности населения.
Фирмы образуют в экономике
сектор предприятий. В
он принимает форму сектора коммерческих организаций, или
предпринимательского се-ктора. Предприятие как правило является юридическим
лицом, однако, как будет пока-зано ниже, это утверждение не всегда верно.
Юридическое лицо – это
хозяйст-венном введении или оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осущест-влять от своего имени имущественные и личные
неимущественные права, нести обя-занности, быть истцом и ответчиком в суде.
Вообще, юридическое лицо – это учреждение, предприятие, фирма,
корпорация, которые отвечают определенным аттрибутам, установленным
законодательством соот-ветствующего государства. Вышеприведенное
определение соответствует существую-щему законодательству Российской
Федерации. В связи с участием в образовании иму-щества юридического лица
его учредители могут иметь обязательственные права в от-ношении этого
юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридичес-кие лица, в
отношении которых
их участники имеют
из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные коопера-
тивы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право
собст-венности или иное вещное право, относят государственные и
муниципальные унитар-ные предприятия.
Юридические лица могут
цель ко-торых извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их
основная цель не свя-зана с извлечением прибыли – некоммерческие
организации.
Юридические лица, которые являются
коммерческими организациями,
со-здаваться в
форме хозяйственных
коопера-тивов, государственных
и муниципальных унитарных
в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и
обязательственные права.
Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского
сектора, представляют
собой самостоятельные
форм собствен-ности, объединившие экономические ресурсы для осуществления
коммерческой дея-тельности. Под коммерческой понимается деятельность по
производству товаров и ока-занию услуг для третьих лиц, физических и
юридических, которая
должна приносить предприятию
именно прибыль.
Предприятие – это отдельная экономическая производственная
единица (субъ-ект), которая располагает и ведет производство товаров и
услуг.
Фирма – это экономическая
хозяйственная единица,
собст-венности и хозяйствования.
Фирма может самостоятельно
фак-торы производства для изготовления и продажи продукции, а также
стремится к полу-чению
максимальной прибыли.
1.1. Отношения между предприятием
и фирмой.
В российской экономике
«предприятие» и «фи-рма» в качестве синонимов, хотя это не всегда
соответствует действитель-ности. В за-рубежной практике эти понятия
различают. За рубежом предпрятие не обязательно яв-ляется собственником.
Отношения между предприятием и фирмой могут складываться
различными пу-тями:
1) Фирма
как бы «тиражирует»
территори-ях. Предприятие может накапливать капитал и вкладывать его не в
уже освоенное про-изводство, а в создание дочерних, зависимых обществ,
филиалов и т. д.
2) Фирма образуется путем
(добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т. д.).
Конкретные пути реализации
а) горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий,
которые произво-дят один вид продукции, тем самым доля фирмы на рынке
данного вида товара увели-чивается;
б) вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые
находятся на разных стадиях технологического процесса;
в) конгломерат, так
объединение производств, которые никак не связаны друг с другом.
В данной работе термины «
считать синонимами.
1.2. Классификация предприятий.
Предпринимательский сектор
содержит огромное количество предприятий, которые можно для удобства, для
определенных це-лей экономического анализа, сгруппировать по определенному
ряду признаков.
Наибо-лее распространенными
классификации, по формам собствен-ности, по размерам, по характеру
деятельности, по отраслевой принадлежности, по до-минирующему фактору
производства, по правовому статусу.
Исходя из двух основных
и объ-ема производства (продаж), по размерам предприятия можно разделить на
малые, сред-ние и крупные.
В Российской Федерации более
всего распространены малые
на них приходится около 60 процентов от общего числа российских
предприятий. В
раз-ных странах малое
образом. По Закону
«О госуда-рственной поддержке
в Российской Федерации» от 14 июня 1994 года в нашей стране к ним относят
те, где средняя численность работников не превышает определенных
показателей: для розничной торговли и бытового обслу-живания этот
показатель составляет 30 человек, для оптовой торговли он равен 50 че-
ловекам, для научно-технической сферы и сельского хозяйства - 60 человек,
для строи-тельного
бизнеса и в промышленности он
составляет 100 человек.
2. Организационно-правовые формы
предприятия.
Организационно-правовая форма
юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию
определенный правовой статус.
По правовому статусу (
предприятия можно разделить на: хозяйственные товарищества и общества,
производственные кооперати-вы, государственные и муниципальные унитарные
предприятия, индивидуальных пред-принимателей без образования юридического
лица.
Из всех типов предприятий
(фирм) в России наиболее
хозяйст-венные товарищества и общества, поэтому сначала и рассмотрим эти
типы.
2.1. Хозяйственные товарищества и
общества.
Данные формы можно
Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные
това-рищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются
предприни-мательской деятельностью от имени товарищества и несут
ответственность
по его обя-зательствам
Управление
осуще-ствляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник
полного товари-щества как правило имеет один голос при решении каких-либо
вопросов на общем со-брании. Участники полного товарищества солидарно несут
субсидиарную ответствен-ность своим имуществом по обязательствам
товарищества. Т. е. фактически это утвер-ждение означает неограниченную
ответственность товарищей.
Полные товарищества
хозяйстве и сфере услуг; обычно они преставляют собой небольшие по размеру
предприятия и их деятельность контролировать достаточно просто.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в
кото-ром наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества
предпринимате-льскую деятельность и отвечающими по обязательствам
товарищества своим имущест-вом (полными товарищами), имеется один или
несколько участников-вкладчиков (ком-мандитистов), которые несут риск
убытков , связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных
ими вкладов и
не принимают участия в
предпринимательской деятельности.
Данная организационно-
кру-пных предприятий
из-за возможности привлечения
ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.
Общество с ограниченной
или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли
Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации