Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

в данной работе кратко были рассмотрены современные

организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации, некоторые

преимущества и не-достатки правовых форм.

Работа содержит 1 файл

ОПФ.docx

— 42.81 Кб (Скачать)

1. Основные понятия  и определения. 

      Еще во второй половине 80-х  годов в обиход среднестатистического

человека вошло  такое понятие как производственный кооператив. Немного

позднее, уже в  пер-вой половине 90-х, лексикон обычного человека пополнился

терминами «акционерное общество», «общество с ограниченной

ответственностью», «муниципальное предприя-тие» и т. д. Наверное все

слышали про печально известную фирму АО «МММ», кото-рая  являлась

акционерным обществом.

       Цель данной работы – это  попытка разобраться, что означают  эти

термины, как они  применимы к действительности. В  работе, в основном,

делается упор на российс-кую реальность, хотя некоторые  аспекты экономики

западных стран  все-таки затраги-ваются.

      В современной экономике предприятия  (фирмы) производят основную массу

всех товаров  и услуг, которые удовлетворяют  потребности населения.

      Фирмы образуют в экономике  сектор предприятий. В рыночной  экономике

он принимает  форму сектора коммерческих организаций, или

предпринимательского  се-ктора. Предприятие как правило  является юридическим

лицом, однако, как  будет пока-зано ниже, это утверждение  не всегда верно.

      Юридическое лицо – это организация,  которая имеет в собственности,

хозяйст-венном введении или оперативном управлении обособленное имущество и

отвечает по своим  обязанностям этим имуществом, может  от своего имени

приобретать и  осущест-влять от своего имени имущественные  и личные

неимущественные права, нести обя-занности, быть истцом и ответчиком в суде.

      Вообще, юридическое лицо – это  учреждение, предприятие, фирма,

корпорация, которые  отвечают определенным аттрибутам, установленным

законодательством  соот-ветствующего государства. Вышеприведенное

определение соответствует  существую-щему законодательству Российской

Федерации. В связи  с участием в образовании иму-щества юридического лица

его учредители могут  иметь обязательственные права  в от-ношении этого

юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридичес-кие лица, в

отношении которых  их участники имеют обязательственные  права, пред-ставляют

из себя хозяйственные  товарищества и общества, производственные коопера-

тивы. К юридическим  лицам, на имущество которых их участники  имеют право

собст-венности или  иное вещное право, относят государственные  и

муниципальные унитар-ные  предприятия.

      Юридические лица могут представлять  из себя организации, основная

цель ко-торых  извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их

основная цель не свя-зана с извлечением прибыли  – некоммерческие

организации.

      Юридические лица, которые являются  коммерческими организациями, могут

со-здаваться в  форме хозяйственных товариществ  и обществ, производственных

коопера-тивов, государственных  и муниципальных унитарных предприятий, т. е.

в форме тех  лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и

обязательственные права.

      Предприятия (фирмы), составляющие  основу предпринимательского

сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные  единицы разных

форм собствен-ности, объединившие экономические ресурсы  для осуществления

коммерческой дея-тельности. Под коммерческой понимается деятельность по

производству товаров  и ока-занию услуг для третьих  лиц, физических и

юридических, которая  должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а

именно прибыль.

            Предприятие – это отдельная  экономическая производственная

единица (субъ-ект), которая располагает и ведет  производство товаров и

услуг.

      Фирма – это экономическая  хозяйственная единица, которая  имеет право

собст-венности и  хозяйствования.

      Фирма может самостоятельно принимать  решения, она реально использует

фак-торы производства для изготовления и продажи продукции, а также

стремится к полу-чению  максимальной прибыли. 

           1.1.   Отношения между предприятием  и фирмой. 

            В российской экономике принято  рассматривать термины

«предприятие» и  «фи-рма» в качестве синонимов, хотя это не всегда

соответствует действитель-ности. В за-рубежной практике эти понятия

различают. За рубежом  предпрятие не обязательно яв-ляется собственником.

            Отношения между предприятием  и фирмой могут складываться

различными пу-тями:

     1) Фирма  как бы «тиражирует» оптимальный  тип предприятия на разных

территори-ях. Предприятие  может накапливать капитал и  вкладывать его не в

уже освоенное  про-изводство, а в создание дочерних, зависимых обществ,

филиалов и т. д.

      2) Фирма образуется путем интеграции (объединения) предприятий

(добровольное  слияние, поглощение, скупка акций  и т. д.).

      Конкретные пути реализации отношений:

      а) горизонтальная интеграция, то  есть объединение предприятий,

которые произво-дят  один вид продукции, тем самым  доля фирмы на рынке

данного вида товара увели-чивается;

      б) вертикальная интеграция, то  есть объединение производств,  которые

находятся на разных стадиях технологического процесса;

      в) конгломерат, так называемая  диверсификация капитала, то есть

объединение производств, которые никак не связаны друг с другом.

      В данной работе термины «предприятие»  и «фирма» для упрощения принято

считать синонимами. 

            1.2.    Классификация предприятий. 

      Предпринимательский сектор национального  хозяйства как правило

содержит огромное количество предприятий, которые можно  для удобства, для

определенных це-лей  экономического анализа, сгруппировать  по определенному

ряду признаков. Наибо-лее распространенными являются группировки,

классификации, по формам собствен-ности, по размерам, по характеру

деятельности, по отраслевой принадлежности, по до-минирующему  фактору

производства, по правовому статусу.

      Исходя из двух основных параметров - числа работников на предприятии

и объ-ема производства (продаж), по размерам предприятия можно  разделить на

малые, сред-ние  и крупные.

      В Российской Федерации более  всего распространены малые предприятия:

на них приходится около 60 процентов от общего числа  российских

предприятий. В  раз-ных странах малое предприятие  определяют различным

образом. По Закону «О госуда-рственной поддержке малого предпринимательства

в Российской Федерации» от 14 июня 1994 года в нашей стране к ним относят

те, где средняя  численность работников не превышает  определенных

показателей: для  розничной торговли и бытового обслу-живания  этот

показатель составляет 30 человек, для оптовой торговли он равен 50 че-

ловекам, для научно-технической  сферы и сельского хозяйства - 60 человек,

для строи-тельного бизнеса и в промышленности он составляет 100 человек. 

            2.   Организационно-правовые формы  предприятия. 

      Организационно-правовая форма предприятия  есть просто форма

юридической регистрации  предприятия, которая создает этому  предприятию

определенный правовой статус.

            По правовому статусу (организационно-правовым  формам)

предприятия можно  разделить на:  хозяйственные  товарищества и общества,

производственные  кооперати-вы, государственные и  муниципальные унитарные

предприятия, индивидуальных пред-принимателей без образования  юридического

лица.

      Из всех типов предприятий  (фирм)  в России наиболее распространены

хозяйст-венные товарищества и общества, поэтому сначала и  рассмотрим эти

типы. 

           2.1. Хозяйственные товарищества и  общества. 

      Данные формы можно подразделить  на :

      Полное товарищество – это  товарищество, участники которого (полные

това-рищи) в соответствии с заключенным между ними договором  занимаются

предприни-мательской деятельностью от имени товарищества и несут

ответственность по его обя-зательствам принадлежащим  им имуществом.

      Управление предпринимательской  деятельностью полного товарищества

осуще-ствляется  по общему согласию всех его участников. Каждый участник

полного товари-щества как правило имеет один голос  при решении каких-либо

вопросов на общем  со-брании. Участники полного товарищества солидарно несут

субсидиарную ответствен-ность  своим имуществом по обязательствам

товарищества. Т. е. фактически это утвер-ждение означает неограниченную

ответственность товарищей.

      Полные товарищества распространены  преимущественно в сельском

хозяйстве и сфере  услуг; обычно они преставляют собой  небольшие по размеру

предприятия и  их деятельность контролировать достаточно просто.

      Товарищество на вере (коммандитное  товарищество) – товарищество, в

кото-ром наряду с участниками, осуществляющими  от имени товарищества

предпринимате-льскую деятельность и отвечающими по обязательствам

товарищества своим  имущест-вом (полными товарищами), имеется  один или

несколько участников-вкладчиков (ком-мандитистов), которые несут  риск

убытков , связанных  с деятельностью товарищества, в  пределах сумм внесенных

ими вкладов и  не принимают участия в осуществлении  то-вариществом

предпринимательской деятельности.

      Данная организационно-правовая  форма предприятия характерна  для более

кру-пных предприятий  из-за возможности привлечения значительных финансовых

ресурсов через  фактически неограниченное число коммандитистов.

      Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним

или несколькими  лицами общество, уставный капитал  которого разделен на доли

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации