Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его назначение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечили необходимый уровень платежеспособности организации1.

Содержание

1. Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие
и признаки. Процедуры банкротства, порядок их осуществления и
правовые последствия 3
2. Решите тест 11
3. Решите задачу 12
4. Выполните задание 14
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Контрольная - Несостоятельность (банкротство) юридического лица.docx

— 49.97 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Несостоятельность (банкротство)  юридического лица: понятие 

    и признаки. Процедуры банкротства, порядок их осуществления и

    правовые последствия         3

2. Решите тест                  11

3. Решите задачу                  12

4. Выполните задание                 14

Список литературы                 28

 

1. Несостоятельность (банкротство)  юридического лица:

понятие и признаки. Процедуры банкротства, порядок их

осуществления и правовые последствия

 

Институт  банкротства является важнейшим  элементом механизма рыночной экономики. Его назначение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечили необходимый уровень платежеспособности организации1.

В декабре месяце 2002 года введен в  действие Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которым осуществляются процедуры банкротства организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан-должников. В отношении последних установленные процедуры банкротства вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ.

Таким образом, положения Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» распространяются на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Каждый из названных хозяйствующих субъектов, признанный должником, может быть объявлен арбитражным судом банкротом.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет) и в государственные социальные внебюджетные фонды в порядке на условиях, определенных федеральным законодательством2.

Из  данного определения можно выявить  существенные признаки несостоятельности:

- неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам. Денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму. Предметом денежного обязательства является уплата кредитором должнику денежной суммы. Основанием возникновения такого обязательства могут быть возмездные договоры, по которым сторона в качестве встречного представления обязана уплатить денежные суммы, а также иные основания, предусмотренные законодательством (причинение вреда, неосновательное обогащение и т.п.);

- неспособность  должника исполнить обязательство  по уплате налогов и сборов  в бюджет соответствующего уровня  в порядке, предусмотренном законодательством.

Признаком банкротства организации считается  ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства организации-должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми организация-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) организации-должника, вытекающих из такого участия. Подлежащее уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафа, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств.

Для определения наличия признаков  банкротства организации должны приниматься в расчет размер обязательных платежей (налогов, сборов) без учета  установленных федеральным законодательством  штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций.

Арбитражный суд может возбудить дело о  банкротстве, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 500 МРОТ. В соответствии с Федеральным законом заявление о признании организации банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств в арбитражный суд могут подать организация-должник, кредиторы и прокурор, а в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей — организация-должник, прокурор, налоговые органы и ныне уполномоченные в соответствии с Федеральным законом органы (уполномоченные органы Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования).

Так, организация-должник имеет право  обратиться в арбитражный суд  с заявлением должника о предвидении  банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что она будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и(или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Федеральным законом (ст. 8) установлены случаи, при наступлении которых организация-должник обязана подать заявление в арбитражный суд3.

Кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также  Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Правом на подачу заявления кредитора о признании организации-должника банкротом обладают конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника-организации (предприятия) по обязательствам, вытекающим из такого участия. При проведении процедур банкротства интересы кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов. Поэтому все действия в отношении организации-должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов, которые свои функции осуществляют в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Следует подчеркнуть, что участниками собрания кредиторов с правом решающего голоса являются только конкурсные кредиторы, а в части требований по обязательным платежам — налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов могут принимать участие представители работников организации-должника.

При рассмотрении дела о банкротстве  должника-организации применяются следующие процедуры: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные федеральным законом.

Под наблюдением понимается процедура  банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. Действие процедуры наблюдения продолжается до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или вынесения определения о введении внешнего управления, или утверждения мирового соглашения. С момента введения наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего из числа кандидатов, предложенных кредиторами, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

Введение  наблюдения не является основанием для  отстранения руководителя организации-должника и иных органов управления должника от управления организацией-должником, но они могут совершать ряд сделок исключительно с согласия временного управляющего4.

Под внешним управлением (судебной санацией) понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях  восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению имуществом организации-должника внешнему управляющему. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов. Внешнее управление вводится немедленно после определения арбитражного суда на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен на 6 месяцев. С момента введения внешнего управления: управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, который назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления; прекращаются полномочия органов управления должника, которые должны в течение 3 дней с момента назначения высшего управляющего передать ему бухгалтерскую и иную документацию организации, печати и штампы, материальные и иные ценности; снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты имущества организации-должника и иные ограничения по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут налагаться исключительно в рамках процесса о банкротстве; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам организации-должника, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления5.

В течение срока действия вышеуказанного моратория:

  • не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, кроме решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.

Внешнее управление - это процедура, банкротства, также направленная на восстановление платежеспособности должника, но иным способом. Основным содержанием этой процедуры является применение к должнику экономических методов восстановления платежеспособности (минимизации расходов, изменения стратегии и тактики менеджмента, перехода к производству новых видов товаров, работ и услуг, наконец, продаже части имущества или всего имущественного комплекса должника и т.д. - см. ст.109 Закона) при создании соответствующих правовых условий, позволяющих выполнить установленные планом внешнего управления экономические мероприятия.

Роль  арбитражного суда при осуществлении  финансового оздоровления и внешнего управления также заключается в совмещении им контрольно-надзорных функций (за исполнением судебного акта арбитражным управляющим) и судебных функций (по результатам судебных разбирательств по спорным вопросам, возникающим в ходе осуществления реорганизационных процедур, суд, принимая судебные акты, одновременно и разрешает конфликт, и контролирует ход процедуры).

Конкурсным  производством является процедура  банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Открытие конкурсного производства осуществляется с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Срок конкурсного производства не может превышать один год, но может быть продлен арбитражным судом на 6 месяцев.

Конкурсное производство – это процедура банкротства абсолютно неплатежеспособного должника, осуществляемая назначаемым арбитражным судом конкурсным управляющим под контролем арбитражного суда и кредиторов, основной целью которой является производство расчетов с кредиторами путем реализации имущества должника и направленная на выведение должника (на время или навсегда) из экономического оборота.

Роль арбитражного суда в осуществлении этой процедуры носит, в большой степени, контрольно-надзорный характер. В то же время в ходе конкурсного производства арбитражный суд продолжает осуществлять и судебные функции (разрешает споры и конфликты), как совмещенные с контрольно-надзорными (поскольку осуществляет их в судебном заседании, проводимом по правилам, установленным АПК, с принятием судебного акта), так и самостоятельные, часто носящие характер руководящих.

Одновременно  с открытием конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного  управляющего.

Решение об объявлении должника банкротом и  об открытии конкурсного производства публикуется конкурсным управляющим за счет должника в «Вестнике Арбитражного суда Российской Федерации».

Очень важно осуществить меры по предупреждению банкротства, по финансовому оздоровлению организации-должника. Так, государственный  орган по делам о банкротстве  и финансовому оздоровлению должен вести учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых организаций и предоставлять предложения по их финансовому оздоровлению в Правительство РФ.

В соответствии с Федеральным законом  в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника юридического лица, собственник имущества должника унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должны принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника, которые могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником (31, С.88).

Досудебная  санация. Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника-организации, применяемые  собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется вышеуказанными лицами в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника-организации (предприятия). При этом должник-организация или иное лицо могут (должны) принимать на себя обязательства в пользу лиц, предоставивших должнику финансовую помощь. Как показывает практика, основанием для проведения досудебной санации должно быть наличие реальной возможности восстановления платежеспособности организации-должника путем предоставления как финансовой помощи, так и проведения других мероприятий по финансовому оздоровлению организации.

Досудебная  санация может проводиться за счет федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов, за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и  соответствующих внебюджетных фондов на условиях, установленных законами.

 

2. Решите тест:

 

Акции и другие ценные бумаги акционерного общества, оплачиваемые недежными средствами:

а) оплачиваются в размере 50% при их приобретении и 50% - в течение шести месяцев  после их приобретения, если иное не установлено корпоративным актом;

б) оплачиваются в полном объеме при их обретении, если иное не установлено корпоративным актом;

в) оплачиваются в порядке, предусмотренном уставом  общества.

 

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона РФ «Об  акционерных обществах», акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в  течение года с момента государственной  регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. Не менее 50 процентов акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридического лица