Некоммерческй сектор России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:24, доклад

Описание работы

Некоммерческие организации (НКО), их отличие от других хозяйствующих субъектов. Многообразие форм и видов некоммерческих организаций. Помимо традиционных отраслей социальной сферы, таких как наука, культура, образование и здравоохранение, некоммерческие организации осваивают новые виды деятельности.

Работа содержит 1 файл

Современное состояние некоммерческого сектора в РФ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

    Современное состояние некоммерческого  сектора в РФ 

    Современная рыночная экономика немыслима без масштабного развития образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и других отраслей, где, с одной стороны, создаются условия для творческого созидательного труда человека, обеспечивается его духовное и культурное развитие, а с другой – есть предпосылки для перехода к устойчивому экономическому росту, улучшению благосостояния и качества жизни народа.

      Некоммерческие организации (НКО), являясь поставщиками социально-значимых услуг, отличаются от других хозяйствующих субъектов способностью оперативно реагировать на потребности населения и социальные проблемы; отражать интересы различных групп и слоев, работать по заказу государства и через механизмы общественного контроля способствовать эффективности работы различных государственных служб и судебной системы.

      НКО в Российской Федерации  – это особый сектор рыночной экономики, представленный бюджетными учреждениями, некоммерческими партнерствами, автономными некоммерческими организациями, фондами, ассоциациями, союзами, общественными и религиозными организациями и объединениями.

      На современном этапе деятельность  некоммерческих организаций является  источником социальных инноваций, так как многие образовательные, управленческие и информационные технологии, а также современные методы социальной работы были впервые внедрены некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики. Например, конкурсы социальных и образовательных проектов, кризисные центры для пострадавших, службы спасения и помощи и т.п.

      Некоммерческие организации обеспечивают  занятость и самозанятость населения  путем вовлечения в активную экономическую деятельность социально уязвимых групп населения (например, инвалиды, родители детей инвалидов, безработные женщины-домохозяйки, люди старших возрастов и т.п.).

      На основе многообразия форм  и видов некоммерческих организаций  стало возможным расширение деятельности  государственных образовательных  учреждений путем функционирования частных некоммерческих учреждений (например, школы развития, частные дошкольные учреждения, колледжи, гимназии, лицеи и т.п.), что позволило привлечь частный капитал к реализации государственных программ в сфере образования, тем самым снизить нагрузку на государственный бюджет.

    Помимо  традиционных отраслей социальной сферы, таких как наука, культура, образование и здравоохранение, некоммерческие организации осваивают новые виды деятельности. Например, свою активность в реализации программ государства по пенсионному обеспечению граждан некоммерческие организации проявляют путем создания негосударственных пенсионных фондов, в сфере профессиональных интересов работников через профессиональные союзы и т.п.

      Немаловажную роль в развитии  демократии играют НКО в форме политических партий и общественных движений. Они представляют интересы различных групп общества, обеспечивают им широкие возможности в процессе выработки и принятия решений, формируют общественное мнение. Это, в свою очередь, способствует формированию активной жизненной позиции и возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности.

      Толчком для развития некоммерческого  сектора в России послужило принятие ряда законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, которые определенным образом систематизировали организации, действующие в общественных интересах, а также узаконили основные характеристики гражданско-правового статуса разных видов НКО, порядок получения и использования ими имущества. Это позволило сформировать правовую основу для развития нового сектора экономики – некоммерческих организаций.

      По сведениям Госкомстата России  на конец 1998 г., количество некоммерческих организаций в РФ составило 236 795. На 1 января 2000 г. число некоммерческих организаций в России достигло 484 949, из них общественных и религиозных организаций - свыше 144 тыс., потребительских обществ и учреждений потребкооперации – более 74 тыс., фондов – свыше 17 тыс.

      Впервые развернутая картина  масштабов деятельности сектора  некоммерческих организаций представлена в докладе Общественной палаты Российской Федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации». На 1 октября 2006 г. в стране было зарегистрировано 665 623 некоммерческие организации, из которых 306 603 представляли собой учреждения, включая органы государственной и муниципальной власти. Остальные 359 020 единиц – это структуры гражданского общества, оформленные в качестве зарегистрированных организаций.

      Тенденция роста числа зарегистрированных  некоммерческих организаций наблюдалась и в последующие годы (табл. 1), однако с начала 2008 г. можно отметить неравномерность численности НКО. Данный факт можно объяснить тем, что увеличение числа НКО в РФ было стимулировано созданием Общественный палаты РФ и другими действиями государства, направленными на их поддержку (например, федеральный бюджет 2007 г. предусматривал выделение государственных грантов на под держку НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества, в размере 1,25 млрд руб.), а некоторые сокращения численности НКО вызваны усилением государственного контроля со стороны контролирующих органов по порядку регистрации и представления отчетности некоммерческими организациями.

    Продолжением  активного развития и роста НКО  в Российской Федерации стало признание результатов их социальной деятельности со стороны государства, которое выразилось в реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации.

      Согласно принятой Концепции  благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других.

      В последние годы наблюдается  устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов.

      Данные факты подтверждаются  рядом проведенных социологических исследований, в том числе исследованиями, проведенными в мае–июне 2010 г. в восьми субъектах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Алтайский край, Калининградская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Челябинская область, Хабаровский край) в рамках программы «Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы».

    Анализ  проведенных исследований показал, что при невысоких показателях реального участия россиян в НКО и гражданских инициативах социальная база российского третьего сектора может быть достаточно внушительной: по крайне мере, половина россиян готова принимать участие в мероприятиях и собраниях НКО и гражданских инициатив, каждый третий готов быть добровольцем или работать в НКО за плату, каждый четвертый декларирует готовность стать инициатором создания, организатором каких-либо НКО и гражданских инициатив.

       Оценить вклад некоммерческих  организаций в экономику России  и степень влияния на происходящие социально-экономические процессы возможно из значения НКО для валового внутреннего продукта и сферы занятости. Для наглядного представления можно привести следующие данные. Если в 1995 г. доля НКО, обслуживающих домашние хозяйства, в структуре ВВП составляла 1,8%, то к 2005 г. этот показатель сократился до 1,5%.

       В последующие два года абсолютные  величины, отражающие роль некоммерческого сектора в экономике, увеличились с 138 млрд руб. в 2005 г. до 159 млрд руб. в 2006 г. и до 175 млрд руб. в 2007 г., однако в долевом отношении вклад НКО в экономику страны остался на том же минимальном уровне в 0,5%. (табл. 2).

    Вышеприведенные показатели, на взгляд автора, можно объяснить следствием финансового кризиса 1998 г. и посткризисным восстановлением экономики.

   Однако вклад НКО в ВВП страны  является значимой величиной,  сопоставимой с весом отдельных  отраслей российской экономики  или отдельных регионов. Например, в 2002 г. объем выпуска продукции и услуг некоммерческими организациями в 1,6 раза превышал объем продукции всей легкой промышленности страны (88,8 млрд руб.) и сравним с объемом продукции отрасли «жилищное хозяйство» (1742,4 млрд руб.). Если сравнить долю НКО в валовом внутреннем продукте с валовым региональным продуктом, то сектор неком мерческих организаций окажется на 12-м месте, пропустив вперед Москву, Тюменскую область, ХМАО, Красноярский край, Санкт-Петербург, Республику Татарстан, Московскую область, Свердловскую область, Республику Башкортостан, Самарскую область и Краснодарский край.

       По мнению директора Института Национального проекта «Общественный договор» С.Г. Маковецкой, еще более значимым представляется то обстоятельство, что «качество» ВВП, произведенного в некоммерческом секторе, зачастую выше, нежели в других сферах. Многие НКО ориентированы на инновационную деятельность, на применение новых социальных и иных технологий. Значительная часть оказываемых услуг НКО позволяет наращивать «человеческий капитал» и оказывает самое непосредственное влияние на рост ВВП в будущем.

    Между тем экономическая роль третьего сектора в развитых зарубежных странах представляется более заметной. Например, в ряду 23 стран, взятых для сравнения по вкладу в ВВП, Россия по состоянию на 2002 г. с показателем 2,1% заняла лишь 21-е место. Причем отставание России от лидеров рейтинга – Нидерландов (доля НКО в ВВП составляла 15,3%), Израиля (12,6%), а также других стан «первой десятки» (Ирландия, США, Великобритания, Бельгия, Австралия, Аргентина, Япония, Испания с показателями 4–8,4%) очень существенно. По вкладу в экономику страны роль российских некоммерческих организаций сопоставима только с аналогичными показателями Бразилии, Словакии, Мексики, Румынии (0,3–1,5% ВВП).

    По  мнению автора, приведенные сравнительные  данные свидетельствуют о том, что  некоммерческие организации в Российской Федерации мало привлекаются к реализации государственных и муниципальных заказов, а доля государственной поддержки в бюджетах НКО является незначительной, что противоречит общемировой практике.

    Вклад некоммерческих организаций в сферу занятости, по данным официальной статистики по состоянию на конец 2007 г., составил 0,6% от общей численности занятых. При этом в последние несколько лет наблюдается тенденция к снижению доли занятых в некоммерческом секторе (с 0,8% в 1999 г. и начале 2000-х гг. до 0,6% в 2005–2007 гг.).

      Для сравнения: по данным зарубежного Центра изучения гражданского общества, Института Джона Хопкинса, доля занятых в некоммерческом секторе от экономически активного населения страны превышает 10% в таких странах Запада, как Нидерланды, Бельгия, Ирландия, США (9,8%) и сопоставима с такими странами, как Словакия, Польша, Румыния (0,8%).

      По мнению специалистов исследовательской группы ЦИРКОН [13], скромная оценка (за период 2000–2007 гг.) некоммерческих организаций в Российской Федерации в сфере занятости сложилась из-за укрепления двух других секторов – государственного и бизнес-сектора, которые активно развивались после финансового кризиса 1998 г.

    Присоединяясь к вышеприведенному мнению специалистов, автор считает, что в ситуации нынешнего финансового кризиса может произойти некоторое распределение трудовых ресурсов в пользу НКО, так как некоммерческие организации в Российской Федерации могут стать направлением миграции избыточных трудовых ресурсов и тем самым принять участие в решении проблем безработицы.

    Таким образом, обозначенные тенденции развития некоммерческих организаций в Российской Федерации и результаты их социально-экономической деятельности, представленные в динамике последних лет, позволяют сделать вывод о низком, но устойчивом положении некоммерческого сектора, несмотря на последствия финансового кризиса, затронувшего многие секторы экономики. 
 

      
 
 
 

Информация о работе Некоммерческй сектор России