Мотивация и стимулирование трудовой деятельности работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

При планировании и организации работы ее руководитель определяет, что конкретно необходимо выполнить, каких целей достичь, когда, как и кто, по его мнению, должен заниматься этим. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников, с помощью доступного ему спектра средств стимулирования активизировать их деятельность, повышать ее эффективность.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
Значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности…………………………………………………………..
Современные теории мотивации и возможности их использования в разработке системы управления персоналом…...
Стимулирование труда. Сущность, значение и виды стимулов трудовой деятельности……………………………………………….
Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду…………………………………………
Практика и приемы мотивации и стимулирования труда в России и в зарубежных странах……………………………………..
Практическая часть……………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки 

Российской  федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра экономики труда и управления персоналом 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Управление персоналом

 на  тему: «Мотивация и стимулирование  трудовой деятельности работника»

Вариант № 8 
 
 
 
 
 
 

              Преподаватель:  к.э.н., доцент

              Сухова Лидия Сергеевна

              Студент: Бабченко Константин Олегович

              Специальность Финансы и кредит

              группа  № 221408

              № личного дела 07ффд42033 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Москва  – 2011

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………..
  1. Значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности…………………………………………………………..
  2. Современные теории мотивации и возможности их использования в разработке системы управления персоналом…...
  3. Стимулирование труда. Сущность, значение и виды стимулов трудовой деятельности……………………………………………….
  4. Мотивация трудового поведения, связь потребностей человека, мотивов и стимулов к труду…………………………………………
  5. Практика и приемы мотивации и стимулирования труда в России и в зарубежных странах……………………………………..

Практическая  часть…………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………

3 

5 

6 

13 

19 

23

26

27

Введение

     Сегодня во всем мире значительно изменяется отношение к главной производительной силе общества ¾ человеческому труду. Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Это в полной мере относится и к нашей стране. Россия уже более десятилетия переживает период социальных перемен. Подобные изменения затрагивают не только политические, экономические и социальные структуры общества, но и неизбежно оказывают воздействие на сознание людей. Происходят трансформации в ценностной и мотивационной структурах, то есть в понимании людьми того, ради чего им стоит жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом России на рыночную экономику стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у людей совершенно иные мотивы и ценности, нежели экономика социалистического общества. В связи с этим встает вопрос о важности изучения российскими руководителями накопленного за долгое время существования в условиях рынка зарубежного опыта в области управления персоналом, теорий мотивации, конкретных методов и принципов стимулирования работников, активизации их деятельности и повышения эффективности труда.

     При планировании и организации работы ее руководитель определяет, что конкретно  необходимо выполнить, каких целей  достичь, когда, как и кто, по его  мнению, должен заниматься этим. Если выбор  этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников, с помощью доступного ему спектра средств стимулирования активизировать их деятельность, повышать ее эффективность.

     Готовность  и желание человека работать являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Работающий человек не машина, его невозможно «включить», когда требуется его работа, и  «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Даже если человек выполняет рутинную работу, легко поддающуюся контролю и учету, не требующую творческого подхода, ¾ даже и в этом случае механическое принуждение к труду не дает желаемого результата.

     Путь  к эффективному управлению персоналом, к активизации его деятельности и повышении ее эффективности лежит через понимание мотивации людей. Если хорошо понимать, что движет человеком, побуждает его к действиям, к чему он стремиться, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного контроля, таким образом построить управление персоналом фирмы, что люди будут сами активно стремиться выполнить свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.

 

  1. Значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности

     Истинные  побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, определить не просто. Они чрезвычайно сложны. Упрощенно, в теории менеджмента  выделяют следующие основания, необходимые для участия человека в трудовой деятельности:

     · наличие необходимости трудиться,

     · объективные (физиологические) возможности,

     · наличие профессиональной квалификации и способностей,

     · наличие мотивации.

     При рассмотрении мотивации работника  предполагается, что у него уже в той или иной степени наличествуют первые три условия участия в трудовой деятельности, так как эти условия трудно инициировать или управлять ими со стороны. Задача менеджера состоит, таким образом, в управлении четвертым фактором, применении мотивирования к человеку, в принципе готовому и способному трудиться.

     В самом общем виде мотивацию человека к деятельности можно представить в виде  совокупности внутренних и внешних по отношению к человеку сил, которые, непрерывно воздействуя на него, побуждают к совершению тех или иных действий. При этом связь между этими силами и конкретными действиями человека определяется очень сложной системой взаимодействий, индивидуальной для каждого человека, поэтому различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил, то есть влияние мотивации на конкретного человека зависит от многих факторов и индивидуально.

     Мотивация ¾ совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение определенных целей

     

Рис.1 Значение мотивации 

  1. Современные теории мотивации и возможности их использования в разработке системы управления персоналом

    Систематическое изучение мотиваций с психологической  точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения  человека в труде даёт некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

    Теории  мотивации к работе можно разделить  на две группы:

    • теории содержания (содержательные);
    • теории процесса (процессуальные).

    Первые  делают упор на исследовании и объяснении содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и  являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда.

    Вторые  разъясняют тот процесс, который  дает продвижение происходящему  внутри человека процессу мотивации. Здесь  говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.

    Чтобы действительно можно было понять мотивацию как явление, нужны оба понятия, а также персональный подход к рассмотрению.

    Содержательные  теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влияния на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

    1. теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу

    Сущность  ее сводится к изучению потребностей человека. Это наиболее ранняя теория. Ее сторонники, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:

  • физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем,
  • социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
  • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям,
  • потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

      Первые  две группы потребностей первичные, а следующие - вторичные. Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

      Самая высокая потребность - потребность  самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

      Долг  руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

    1. теория ERG, разработанная Альдерфером

    Он  исходил из существования трех базовых  потребностей: существования, отношений  с другими людьми и роста.

    Потребности, связанные с существованием, — это потребности, от удовлетворения которых зависит выживание индивидуума: потребности в пище, воде, убежище и потребность в физической безопасности. Организации способны удовлетворить эти потребности, обеспечив работников заработной платой, дополнительными льготами, безопасными условиями труда и защитой их права на труд. Потребность индивидуума в отношениях удовлетворяется его контактами с другими людьми в той мере, в какой эти отношения становятся для него источниками эмоциональной поддержки, уважения, признания и чувства принадлежности к определенной группе. Эти потребности удовлетворяются на работе через отношения с коллегами и руководителями, а вне работы — через семейные и дружеские связи.

    Между потребностями, из которых исходит теория мотивации труда, нет иерархической зависимости, все они способны влиять на нас одновременно. А это значит, что удовлетворение потребностей одного рода не ведет автоматически к появлению потребностей более высокого уровня

    1. теория приобретенных потребностей МакКлелланда

    Структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех  расценивается не как похвала  или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности работника