Методы стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Стандартизация на современном этапе определяет суть технической политики в народном хозяйстве всех стран мира и по существу является техническим законодательством. В СССР Государственная система стандартизации была введена в действие с 1января 1970 года. Принципиально новым является то, что в единую систему объединены работы по стандартизации. Деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы
стандарты способствовали развитию, а не отставанию отечественного
производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПОНЯТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ.. 4
2. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ.. 5
3. МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ.. 9
4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИИ.. 15
4.1 Органы и службы стандартизации в РФ.. 17
4.2. Виды и категории стандартов. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 23

Работа содержит 1 файл

Стандартизация.docx

— 57.57 Кб (Скачать)

производства эта  продукция по своему техническому уровню и качеству не уступала лучшим образцам.

Разновидностью опережающих  стандартов являются ступенчатые стандарты, включающие в себя показатели качества различного уровня. Для того чтобы предприятия могли заблаговременно планировать и осуществлять подготовительные работы, определять свою готовность к поэтапному внедрению стандартов, все показатели, нормы и характеристики качества устанавливаются в них в виде ступеней качества с заранее известным сроком введения в действие каждой ступени. Таким образом, опережающие стандарты организуют работу предприятий по улучшению качества выпускаемой продукции на достаточно длительную перспективу, заставляя при этом ориентироваться на темпы и направления научно-технического прогресса, лучший отечественный и зарубежный опыт. В опережающих стандартах указываются конкретные сроки, в течение которых показатели технического уровня и качества должны превратиться из опережающих

в действующие. Научно-техническая база опережающей стандартизации включает в себя:

§   результаты фундаментальных и прикладных научных исследований;

§   открытия и изобретения, принятые к реализации и внедряемые в производство;

§   результаты прогнозирования потребностей рынка и населения в конкретной продукции;

§  методы оптимизации параметров различных объектов стандартизации.

Опережающие стандарты  разрабатываются применительно  к конкретному изделию, группе изделий, типо размерному ряду. При планировании опережающей стандартизации должен быть реализован принцип комплексности, предполагающий ее тесную взаимосвязь с планированием научно- исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ. Важнейшей предпосылкой дальнейшего развития опережающей стандартизации является долгосрочное научное прогнозирование, позволяющее определить основные направления совершенствования изделий и пересмотра соответствующих параметров.                                                                      

                                                                    

                                                                                                                                   

                                                                         

                                                                         

                                                                         

   4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИИ

                                                                         

     Государственная система стандартизации РФ (ГСС РФ) начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонда законов, подзаконных актов, нормативных документов

по стандартизации.  Этот фонд представляет четырехуровневую систему:

1.Техническое законодательство.

2. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

3. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ

4. Стандарты предприятий и технические условия.

Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно  представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции и услуг. Правовую основу его составляют прежде всего законы РФ «О стандартизации» от 10.06.93 № 5154-1  (в ред. Федерального закона от 27.12.95  № 211-ФЗ); «Об обеспечении единства измерений»; «О сертификации продукции и услуг». Нормативные документы II уровня представлены:

§  государственными стандартами Российской Федерации;

§ межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации;

§  государственными стандартами бывшего Союза ССР (ГОСТ);

§  правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;

§  общероссийскими классификаторами технико-экономической и

социальной информации.

Нормативные документы III уровня представлены стандартами, сфера  применения которых ограничена, определенной отраслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

Нормативные документы IV уровня представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации» устанавливает  основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех предприятий независимо от их формы собственности, а также для частных предпринимателей. Закон распространяется на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг и другие организации и предприятия. Закон о стандартизации принят в нашей стране впервые. Ранее вопросы стандартизации регулировались на правительственном уровне. Отсутствие основ законодательства вело к необходимости принятия большого количества актов различного уровня, отражавших текущие потребности, к их несогласованности, к

проблемам в регулировании  некоторых основных вопросов. С принятием Закона эти недостатки во многом устраняются, создаются возможности целенаправленного развития законодательства в столь важной для населения и государства области. Отношения в области стандартизации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ (ст. 2 Закона РФ

«О стандартизации»).  Методологические вопросы стандартизации, ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная  система стандартизации Российской Федерации», новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г.

данный комплекс включает следующие документы:

-  ГОСТ  Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Основные положения»;

- ГОСТ  Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Порядок разработки государственных  стандартов»;

- ГОСТ  Р 1.3-92 «Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения  и регистрации

технических условий»;

- ГОСТ  Р 1.4-92 «Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения»;

- ГОСТ  Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации

Российской Федерации.  Общие требования к построению, изложению, оформлению и

содержанию стандартов».

-  ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения

технических условий».

    

4.1 Органы и службы  стандартизации в   РФ

     Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

     Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве р ботами по стандартизации. Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Государственный Комитет Российской федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой России). Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации.

     Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

§ координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации и метрологии;

§ взаимодействует с органами власти республик в составе

российской федерации  и других субъектов федерации  в области стандартизации, сертификации и метрологии;

§ направляет деятельность технических комитетов и

субъектов хозяйственной  деятельности по разработке и применению стандартов, а также по другим проблемам сообразно своей компетенции;

§ подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

§ устанавливает порядок и правила проведения работ по

стандартизации, сертификации и метрологии;

§ принимает государственные стандарты, осуществляет регистрацию нормативных документов, стандартных образцов веществ и

материалов;

§  руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

§ осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной

сертификации;

§ представляет Россию в международных организацях,занимающихся вопросами стандартизации, сертификации и метрологии  и в

межгосударственном  совете СНГ;

§  сотрудничает с соответствующими органами зарубежных стран;

§ руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

§ осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

§ участвует в работах по международной региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации и др.

   В оргструктуре Госстандарта предусмотрены следующие подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, две типографии, три учебных заведения, более 100 территориальных  центров стандартизации, сертификации и метрологии (ЦСМ). На базе территориальных  органов Госстандарта созданы органы по сертификации и испытательные лаборатории, основные задачи, обязанности и права которых  устанавливают взаимоувязанные типовые положения, утверждаемые Госстандартом РФ. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты по стандартизации (ТК), которые специализируются в зависимости от объекта стандартизации.

Основные функции  технических комитетов по стандартизации:

§ определение концепций развития стандартизации в своей области;

§ разработка проектов новых стандартов и обновление действующих;

§ оказание научно-методической помощи организациям,

участвующих в разработке стандартов и др.

     По линии международной  стандартизации технические комитеты занимаются вопросами соответствия отечественных стандартов международным, участвуют в работе технических комитетов международных (региональных) организаций по стандартизации, а также выполняют ряд других работ. Научно-технической базой для создания технического комитета служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует его специализации. В их число включаются и научно-исследовательские центры Госстандарта РФ и Госстроя РФ.

      К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты. Из других служб по стандартизации необходимо назвать специальные службы (лаборатории, отделы, бюро, центры), создаваемые в научно-исследовательских,

конструкторских и  других организациях и координирующие работы в области стандартизации, сертификации и метрологии.

    

4.2. Виды и категории  стандартов

     В зависимости от специфики объекта  стандартизации, а также от содержания разрабатываемых и предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:

§ стандарты основополагающие;

§ стандарты на продукцию, услуги;

§ стандарты на процессы;

§ стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа

Основополагающий  стандарт - нормативный документ, содержащий общие или руководящие положения для определенной области. Обычно он используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты. В качестве примера основополагающих стандартов можно назвать ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92 (нормативные документы по организации государственной системы стандартизации

Информация о работе Методы стандартизации