Методы и функции предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

История развития теории предпринимательства. Разработка экономической теории предпринимательства имеет длительную историю. Понятие "предпринимательство" впервые (в начале XVIII в.) ввел в научный оборот Ричард Кантилъон - французский экономист шотландского происхождения.
Наиболее существенный вклад в развитие теории внесли такие ученые, как Р. Кантильон, А. Смит, Д. Кейнс, И. Кирцнер, Ф. Найт, Ж.Б. Сэй, Й. Тюнен, Й. Шумпетер.

Работа содержит 1 файл

АПК.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Организационно-правовыми  формами предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. К организационно-экономическим формам предпринимательской деятельности в мировой практике относят различного рода концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, корпорации, финансово-промышленные группы и т.д.

Особенности видов и форм предпринимательства  в АПК России. Главной особенностью переходного к рынку периода в агросфере российской экономики является то, что вместо комплекса мероприятий, призванных содействовать мобилизации внутренних резервов уже существующего крупного производства, устранения причин недостаточной его эффективности, осуществлялась форсированная реорганизация колхозов, совхозов и агропромышленных комплексов в товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), акционерные общества закрытого и открытого типа (АОЗТ и АООТ), ассоциации крестьянских хозяйств (АКХ) и крестьянские (фермерские) хозяйства. В настоящее время около 1/3 бывших колхозов и совхозов сохранили свой статус.

Мировая практика показывает, что в агропромышленном производстве все решает не форма собственности, а эффективность управления, профессионализм кадров, уровень государственной поддержки. Продиктованные, главным образом, идеологическими и политическими мотивами попытки насаждения массового фермерства (при полном отсутствии объективных и субъективных условий для этого) на практике столкнули сельское хозяйство на путь, ведущий назад, к мелкотоварному, по сути, натуральному хозяйству. Это означает искусственное создание такого типа многоукладности аграрной экономики, который стремятся преодолеть во всем цивилизованном мире.

1.3. Основные принципы и условия предпринимательской деятельности

Несмотря на свои отличительные признаки, основные принципы осуществления различных видов и форм предпринимательства во многом совпадают. В любом случае осуществление такой деятельности предполагает экономическую самостоятельность и независимость, инициативность, ответственность за результаты деятельности, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Для предпринимательской  деятельности характерным является также принцип плановости, поскольку при этом разрабатываются планы и прогнозы, позволяющие предвидеть результаты, избежать или уменьшить влияние большинства рисков.

Обладая полной хозяйственной самостоятельностью, правом распоряжаться ресурсами и результатами труда, предприниматели имеют возможность при принятии решений действовать исходя из собственных целей и интересов: решать вопросы ассортимента и объемов выпуска продукции, выбора поставщиков и покупателей, формирования цен, привлечения кадров и т.д. Однако на практике это далеко не так, поскольку их предпринимательская деятельность зависит от условий окружающей макросреды, экономической политики, действующего законодательства и множества других факторов.

Деятельность  субъектов предпринимательства  в решающей степени определяется характером предпринимательской среды, включающей в себя комплекс взаимосвязанных  окружающих условий: прежде всего экономических, правовых и социальных.

Для предприятий АПК важнейшую роль играют также природно-климатические и культурно-психологические условия, уровень научно-технического прогресса в отрасли. Кроме того, эта жизненно важная сфера национальной экономики по-прежнему остается заложницей политиков: аграрные преобразования чаще продиктованы идеологическими мотивами, а не экономической целесообразностью. Поэтому развитие предпринимательства здесь обусловлено и политическими условиями в том или ином субъекте Федерации, и политической ситуацией в стране в целом.

Однако определяющее для развития предпринимательства  значение играют все же экономические условия: степень сбалансированности спроса и предложения на продукцию сельского хозяйства, покупательная способность населения, наличие собственных накоплений и доступность кредитных средств, уровень доходов на инвестированный капитал, наличие налоговых льгот и тарифной защиты собственных товаропроизводителей, обеспеченность трудовыми ресурсами, стоимость рабочей силы и др.

Такие негативные макроэкономические явления, как спад производства и ухудшение продовольственной ситуации, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции, инвестиционный спад и т.п., отрицательно влияют на условия предпринимательства и в агропромышленной сфере.

В условиях сокращающихся  централизованных капитальных вложений, кредитов и собственных средств, налогового прессинга, опережающего роста  цен на материально-технические  ресурсы, неплатежей покупателей сельскохозяйственной продукции финансовое состояние предприятий АПК продолжает ухудшаться и большинству этих предприятий грозит банкротство. Поэтому инвестировать в новые проекты сельские предприниматели либо не могут - из-за отсутствия необходимых накоплений, либо не хотят - вследствие повышенного риска, низкой доходности и длительных сроков окупаемости капиталовложений. Важной предпосылкой развития сельского предпринимательства могло бы явиться также создание надежной системы страхования, адекватной новым условиям хозяйствования (обязательное страхование применительно к сельским товаропроизводителям в России было отменено в 1992 году).

Предпринимательство не может нормально развиваться  без соответствующей правовой основы. В частности, необходимы законы, регулирующие предпринимательскую деятельность в АПК, взаимоотношения между субъектами этой деятельности, определяющие право собственности и соблюдение договорных обязательств, защиту от государственного бюрократизма и другие. Прерогативой государства является также обеспечение правопорядка в стране, без которого невозможно развитие не только цивилизованных форм предпринимательства, но и национальной экономики в целом.

С экономическими условиями предпринимательской  среды неразрывно связаны социальные и культурно-психологические условия, определяющие характер эволюции спроса населения на товары, формирование нравственных и этических норм субъектов предпринимательства, их отношение к работе и условиям труда.

Поскольку в 90-х  годах государство практически  отказалось от содержания социальной сферы, то эти функции (в существенно сокращенном виде) выполняют, несмотря на свое бедственное положение, прежние колхозы и совхозы, и значительно реже - новые предпринимательские структуры. Этот факт формирует негативное отношение к эгоистичному предпринимательскому успеху и предпринимательству в целом деревенской социально-культурной среды - консервативного по своей природе крестьянства.

В условиях России существенную роль при организации  агробизнеса играют природно-климатические условия и географическая отдаленность товаропроизводителей от основных потребителей и поставщиков средств производства, а также наличие дорог, доступность энергетических и трудовых ресурсов. Зависимость предпринимательской деятельности от этих факторов снижается по мере совершенствования технологии, научно-технического прогресса, то есть улучшения технологических условий. Так, в частности, современная агротехника позволяет снизить зависимость предпринимателя от погодных условий, внедрение высокопроизводительной техники снижает потребность в рабочей силе и т.д.

Экономическая эффективность хозяйственной всецело  зависит от умения предпринимателя  своевременно оценить изменения  условий окружающей среды и его  способности быстро адаптироваться к ним.

1.4. Взаимосвязь предпринимательства в системе агробизнеса с другими сферами деятельности

В России многие сельскохозяйственные предприятия  пытаются развивать предпринимательскую  активность и в других сферах и  отраслях экономики. Прежде всего, речь идет о выходе со своей продукцией на местный оптовый (мелкооптовый) рынок, об установлении ими прямых связей с перерабатывающими предприятиями (включая переработку продукции на давальческих условиях), а также о занятии при этом торгово-посреднической деятельностью.

В настоящее  время тесные прямые связи с предприятиями  розничной торговли и перерабатывающими  предприятиями установили уже около 90% всех сельскохозяйственных предприятий и более двух третей фермерских хозяйств. Чтобы выжить в современных условиях, многие из них сочетают основную деятельность с торговлей, переработкой продукции, ремонтом сельскохозяйственной техники и автомобилей, строительными работами и т.п.

Медленно, но развиваются  акционерные взаимоотношения сельских хозяйств с другими типами предприятий. В настоящее время акциями перерабатывающих, торговых и других предприятий сельскохозяйственные предприятия владеют в несколько раз больше, чем среди фермерских хозяйств. С другой стороны, акциями самих сельскохозяйственных предприятий владеют лишь менее 1% предприятий других отраслей экономики.

Что касается участия  предприятий АПК в финансовом предпринимательстве, то лишь небольшая  часть из них осуществляет выпуск и продажу ценных бумаг, выступает  соучредителями и организаторами деятельности коммерческих банков. Незначительным является также участие сельских товаропроизводителей всех форм собственности в создании совместных предприятий на кооперативных началах и, особенно, в привлечении иностранных инвестиций.

Альтернативой участия сельских товаропроизводителей в инвестиционных компаниях и фондах могла бы стать организация ссудно-сберегательных кооперативов. Мировая практика показала их целесообразность для концентрации как собственных, так и привлеченных капиталов для инвестирования их с максимальной эффективностью в функционирующие и новые предпринимательские проекты на селе.

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы и функции предпринимательства