Механизм и способы защиты предпринимательской информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлениям:
предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель)
правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур)

Содержание

Введение
Сущность и значение предпринимательской информации
Понятие предпринимательской тайны
Защита предпринимательской тайны
Механизм и способы защиты предпринимательской информации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 66.25 Кб (Скачать)

5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7. о нарушениях законодательства РК и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности непредпринимательской организации;

10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11. обязательность раскрытия, которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

Понятие предпринимательской тайны

Предпринимательская тайна, в соответствии с гражданским  законодательством РК, это информация, которая имеет действительную или  потенциальную предпринимательскую  ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и  обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, предпринимательская тайна не может  быть общеизвестной и общедоступной  информацией, открытое ее использование  несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем, предприниматель  осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Предпринимательская тайна - конфиденциальность информации, позволяющая  ее обладателю при существующих или  возможных обстоятельствах увеличить  доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке  товаров, работ, услуг или получить иную предпринимательскую выгоду.

Первым вопросом, который  необходимо решить при организации  охраны предпринимательской тайны, является определение круга сведений, составляющих предпринимательскую  тайну, а также возможное распределение  их по категориям важности в зависимости  от их ценности, характера и размера  ущерба, который может быть нанесен  предприятию при разглашении  этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или  косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут  оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению  доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим  издержкам. Правильная организация  выделения и защиты предпринимательской  тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его  прибыльной деятельности.

Практика показывает, что  данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается  комиссия из наиболее квалифицированных  и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности.

Для подготовки перечня сведений, относящихся к предпринимательской  тайне предприятия, целесообразно  привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью  предприятия в целом, так и  с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

1. специалиста, владеющего  финансовыми вопросами, конъюнктурой  рынка и данными в отношении  конкурирующих фирм

2. специалиста, полностью  представляющего систему организации  работы предприятия, ее особенности

3. специалиста, по связям  с другими предприятиями, а  также по вопросам заключения  контрактов, договоров

4. специалиста, обладающего  всеми сведениями о выпускаемой  продукции, технологическом цикле  ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции.

Если предприятие достаточно велико или производимая продукция  имеет разнородный характер, можно  создать несколько таких групп: одну - главную, в целях координации  и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимости  по каждому отдельному участку.

С другой стороны, не исключено, что предприятие может состоять лишь из нескольких человек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно, указанную задачу способен решить один руководитель, при условии, что он будет владеть перечисленной  выше информацией. Но все же, во избежание  субъективных ошибок, лучше рассматривать  эти вопросы как минимум вдвоем.

Как уже сказано, в группе должны быть руководящие специалисты, обладающие полным объемом данных, которые могут быть отнесены к  предпринимательской тайне. Однако это не означает, что следует обязательно  знакомить всех привлекаемых экспертов  с конкретными сведениями, могущими представлять предпринимательскую  тайну, если ранее они эти сведения не знали. В большинстве случаев  достаточно, если хотя бы один из них  осведомлен в деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальные  представляют себе общий характер. Такой подход сделает работу группы более рациональной и исключит уже  на первом этапе возможные предпосылки  к необоснованному распространению  предпринимательской тайны.

Далее, перед группой экспертов  необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:

выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент

исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить, превышает  ли уровень прибыли для данного  вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий

определить вероятную  перспективу рентабельности этой деятельности.

Если с экономической  точки зрения вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и  в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие  располагает определенной предпринимательской  тайной и необходимо продолжить анализ.

В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми различными.

Так, для сведений научного характера - это, как правило:

идеи, изобретения, открытия

отдельные формулы

новые технические проекты

новые методы организации  труда и производства

программное обеспечение  ЭВМ

результаты научных исследований.

Для сведений технологического характера:

конструкторская документация, чертежи, схемы, записи

описания технологических  испытаний

“ноу-хау”

точные знания конструкционных  характеристик создаваемых изделий  и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов такие как размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.

сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные  детали, условиях экспериментов и  оборудовании, на котором они проводились  и т.д.

используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные  комплексы и приборы, станки, оборудование.

Для сведений делового характера:

сведения о заключенных  или планируемых контрактах

данные о поставщиках  и клиентах

обзоры рынка, маркетинговые  исследования

информация о конфиденциальных переговорах

калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень  прибыли

планы развития предприятия  и его инвестиций.

Если в выделении узловых  сведений возникают проблемы, то можно  изучить рассматриваемый вид  деятельности по отдельным технологическим  этапам, по логическому алгоритму  действий, по временным отрезкам. В  любом случае полезными будут  аналогичные примеры организации  защиты секретов западными фирмами.

Так, к примеру крупнейшие в мире производители прохладительных напитков фирмы “Кока-Кола” и “Пепси-Кола" выделяют в качестве главных секретов специальные добавки в концентрат, из которого изготавливаются напитки. Американские машиностроительные и приборостроительные фирмы, широко рекламируя высокие качественные характеристики своей продукции, держат в глубоком секрете технологические особенности изготовления основных узлов, определяющих данные характеристики.

Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может  применять широко известные методы организации производства, технологические  приемы, оборудование и т.п. и при  этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких  данных, сам факт их применения может  являться предпринимательской тайной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита  предпринимательской тайны

Лицо, правомерно обладающее технической, организационной или  предпринимательской информацией, в том числе секретами производства, неизвестной третьим лицам, имеет право на защиту этой информации от незаконного использования.

Право на защиту нераскрытой  информации от незаконного использования  возникает независимо от выполнения в отношении этой информации каких-либо формальностей. Правила о защите нераскрытой информации не применяются в отношении сведений, которые в соответствии с законодательными актами не могут составлять служебную или предпринимательскую тайну сведения о юридических лицах, правах на имущество и сделках с ним; сведения, подлежащие представлению в качестве государственной статистической отчетности и др.

Основным фактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные, т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может  быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения.

Принятие специальных  мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит, прежде всего, от владельца или же владельцев информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или предпринимательская информация, и других факторов.

Безусловно, хранить секрет его владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой  сложности и затрат на его охрану. Он сам не должен допустить к нему третьих лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носитель информации должен иметь соответствующее место хранения не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лиц место. Несколько усложняется охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованным лицам. Возникает необходимость ограничивать доступ посторонних лиц к месту хранения секретных материалов.

Предприятия, фирмы, объединения, где имеется не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным секретам, представляют собой более сложный объект защиты. Возникает вопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности т.е. которые функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов, собственные службы безопасности.

Это один вопрос. Второй касается изучения самой частной фирмы  перед тем, как обратиться к ней  за помощью. Почему? Имеются данные, что некоторые частные детективные  образования, вместо того, чтобы действовать  в соответствии со своим уставом, занимаются вымогательством, шантажом представителей других предпринимательских  фирм. В принципе здесь идет обоюдная проверка заказчика и клиента  перед тем, как заключить договор. Игнорирование этим подходом может  привести к серьезным ошибкам.

Специальные меры, которые  осуществляются при защите информации, можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним мероприятиям относятся  следующие. Изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, предпринимательскую деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимости производится изучение связей сотрудников частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они к конкурирующей фирме или к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий правоохранительный орган. Тем самым пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной фирме. По возможности желательно установить, в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т.е. что можно ожидать от конкурента (не исключено и преступных элементов).

В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие. Изучаются  их анкетные данные, поведение по месту  жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные  и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился  ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь  с преступным миром). В ходе анализа  собранных материалов выясняется, нет  ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может проводиться  тестирование лица для выяснения  моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей  фирме и причины ухода. После  этого делается вывод о пригодности  кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается. Периодически или в зависимости  от поведения продолжают изучаться  и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент может  специально направить своих людей  для устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения  о нем ценных сведений.

Информация о работе Механизм и способы защиты предпринимательской информации