Малый инновационный бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 12:54, реферат

Описание работы

В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.

Содержание

1. Понятие малого инновационного бизнеса……………………………….3-8

2. Сильные и слабые стороны

малых инновационных предприятий……………………………………...9-14

3. Виды малых инновационных предприятий.

Венчурные инновационные организации………………………………..15-18

4. Практическое задание……………………………………………………...19

5. Список используемой литературы………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 45.55 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Понятие малого инновационного бизнеса……………………………….3-8

  2. Сильные и слабые стороны

  малых инновационных предприятий……………………………………...9-14

  3. Виды малых инновационных предприятий.

  Венчурные инновационные организации………………………………..15-18

  4. Практическое задание……………………………………………………...19

  5. Список используемой литературы………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие малого  инновационного бизнеса

  В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть –  малый бизнес, рассматривается как  эффективный инструмент развития рыночного  хозяйства и форма экономической  активности населения. Чем больше способных  и умелых людей вовлечено в  предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы  общества и интенсивнее хозяйственное  развитие.

  По  определению отечественных и  зарубежных исследователей процессов  рыночной экономики, бизнес как вид  экономической деятельности – это  свободное хозяйствование (кроме  запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями  или организациями с целью  получения дохода.

  Понятие бизнеса (от англ. business - дело, антрепренерство) в Словаре современных экономических и правовых терминов трактуется как:

  1. Форма экономической ответственности  субъектов хозяйствования, направленная  на достижение определенных результатов  в экономической области (получение  прибыли и т.п.). Бизнес классифицируется: в зависимости от сферы деятельности  субъекта хозяйствования на промышленный, торговый, фондовый и др., в зависимости  от величины хозяйственного оборота,  получаемой прибыли, – малый,  средний, крупный.

  2. Инициативная, самостоятельная, экономическая  деятельность, осуществляемая за  счет собственных и заемных  средств на свой риск и под  свою имущественную ответственность,  ставящая главными целями получение  прибыли и развитие собственного  дела, а также продажу товаров,  выполнение работ, оказание услуг.

  3. Предприятие, фирма или совокупность  предприятий, приносящая прибыль  в результате осуществления определенных  видов деятельности. Как правило,  это экономически обособленные  малые и средние предприятия,  административно независимые от  государственных и иных учреждений, ориентированные на рынок, формирующие структуру и объем производства под воздействием покупательского спроса на товары и услуги.

  4. Сделки, торговые операции.

  5. Профессия, занятие человека, предпринимателя.

  По  первому определению, малый бизнес – это экономическая деятельность, дающая прибыль на малых и средних  предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение  и выполняющих по отношению к  монополиям подчиненную роль в экономике.

  Основными признаками предпринимательства, отличающие его от других форм экономической  деятельности, является самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений.

  В третьем определении понятие  бизнес уже непосредственно трактуется как «малые и средние предприятия».

  Аналогичная трактовка понятий бизнес – предпринимательство  просматривается в рамках многих авторов.

  Так, А.В. Злоказов понимает под предпринимательством «деятельность человека, обладающего  особыми психологическими свойствами, самостоятельно объединяющего факты  производства с целью создания и  расширения нового продукта, бизнеса, производственного процесса или  более совершенной организации  дела, связанная с риском, неопределенностью  и осуществляемая для получения  выгодного хозяйственного результата в рамках законов, норм, обычаев, традиций, принятых в обществе».

  По  мнению С. А. Иванова, «предпринимательство – это сложное социально-экономическое  явление, в основе которого лежит  экономически независимая деятельность, осуществляемая физическими или  юридическими лицами с целью получения  денежного дохода и объединяющая трудовые, материальные, финансовые и  другие ресурсы для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг с целью реализации последних  на рынке в условиях конкуренции».

  С точки зрения инноваций и общественного  воспроизводства В. Е. Савченко считает, что предпринимательство «это особая инновационная форма воспроизводства, которая в соответствующих исторических и социально-экономических условиях становится преобладающей, что и  обеспечивает всему общественному  воспроизводству необходимую динамику».

  Также В.Е. Савченко отмечает, что страна, которой присущ такой тип воспроизводства, во многом защищена от сбоев и тем  более потрясений в хозяйственной  сфере, ее общественно-экономический  прогресс динамичен и устойчив, она  имеет обнадеживающие перспективы.

  В свою очередь, малое предпринимательство  – это предпринимательство, осуществляемое субъектами, признанными таковыми в  соответствии с законодательством.

  Как отмечает А.И. Лученок, термин «малое предпринимательство» вполне корректен в том случае, когда речь идет о деятельности небольших  по размеру предпринимательских  структур как составной части  более широкого понятия «предпринимательство».

  Значит, малое предпринимательство является особым типом предпринимательства, который отличается от других размером предприятий, численностью работающих, отраслевой принадлежностью.

  А. Колесников и Л. Колесникова также  отмечают, что «владелец бизнеса  или собственник (или соучредитель) малой фирмы, управляющий своим  делом, – всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство –  малый бизнес.

  Таким образом, отличие понятий «предпринимательство»  и «бизнес» состоит в том, что  предпринимательство указывает  на хозяйственную деятельность в  рамках существующих законов. Поэтому  в четвертом и пятом определениях понятие бизнес и предпринимательство  не тождественные.

  Термин  “малый бизнес” в основном получил  распространение в англоязычных странах. В Европе, США и Японии используют термин «мелкие и средние предприятия».

  Малое предприятие – это небольшое  предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Под малым предприятием понимается предприятие, соответствующее законодательно установленным критериям численности занятых работников (различаются в разных странах экономики), реже – оборота, и получающие налоговые льготы, льготы по кредитам и другие государственные поддержки.

  Критерий  «количество работников» является основным, так как отвечает следующим  требованиям:

  – инфляционно устойчив – на него не влияют колебания покупательской способности валюты;

  – является прозрачным - легко определяется и понимается;

  – является сопоставимым – он позволяет  делать надежные сопоставления размеров предприятий в одной и той  же отрасли;

  – является доступным – данные легко  получить.

  Исходя  из приведенных определений, можно  сделать вывод, что авторы практически  единодушны в своем понимании  бизнеса. Однако полнота их определений  несколько различна. В понятие  малый бизнес входят: малое предпринимательство, малые предприятия и предприниматель. Поэтому «малый бизнес» и «малое предпринимательство» являются тождественными.

  Исходя  из этого, можно сказать, что под  малым бизнесом понимается дело; малое  предпринимательство; любой вид  деятельности на малых организациях в небольших масштабах, приносящий прибыль или другую личную выгоду при торговых операциях, коммерческих сделках, оказании услуг или посредничестве, который осуществляется за счет собственных  или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставит главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

  Инновация - это использование новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно после их открытия или изобретения с целью изменения или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения. Функции инновации могут быть и технологические, и управленческие, и организационные.

  Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть российского бизнеса. Проведенная аналитическая работа показала, что на данный момент активность малого инновационного предпринимательства в России до удивления низка. Генеральный директор ЗАО ИЛИП Николай Ермилов отметил, что инновационный бизнес уникален и одновременно сложен тем, что включает в себя все другие сферы предпринимательской деятельности: и производство, и торговлю, и менеджмент, и маркетинг. Аккумулируя все эти сферы, инновационный бизнес, с одной стороны, использует весь национальный потенциал этих отраслей, с другой стороны, собирает все возможные проблемы этих сфер.

  Инновационный бизнес ориентирован на постоянную разработку и реализацию на рынке нового товара. Приведем конкретный пример: петербургские ученые, опираясь на опыт и знания, полученные в ходе реализации проектов в области космической и авиационной медицины, разработали биокибернетический программно-аппаратный комплекс SensUp, который позволяет проходить программы психофизиологической релаксации, повышения работоспособности и стрессоустойчивости самостоятельно или под контролем специалиста. Разработанная инновация позволит избавиться от негативных последствий стресса и продолжительное время сохранять работоспособное состояние руководителям и сотрудникам любой компании. Таким может быть инновационный бизнес.

  Инновационный бизнес уникален и одновременно сложен тем, что включает в себя все другие сферы предпринимательской деятельности: и производство, и торговлю, и  менеджмент, и маркетинг. Аккумулируя  все эти сферы, инновационный  бизнес, с одной стороны, использует весь национальный потенциал этих отраслей, с другой стороны, собирает все возможные  проблемы этих сфер.

  Инновационный бизнес привлекателен для бизнесмена по следующим причинам:

  1. он призван совершенствовать деятельность всех других сфер предпринимательства (без инновационной составляющей любому бизнесу крайне сложно конкурировать);
  2. ориентирован на конкретные потребности покупателя;
  3. всегда носит актуальный и соревновательный характер.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сильные и слабые  стороны малых  инновационных предприятий

  Эффективность современной научно-технической  политики большинства экономически развитых стран определяется не только выбором основных приоритетов к  инновационной сфере, но и, как правило, формированием гибкого механизма  малого предпринимательства, способного преодолеть в процессе своей деятельности организационно-экономические недостатки ведомственного монополизма, который  оказывает негативное влияние на развитие инновационного процесса. Об эффективности небольших фирм в  инновационном процессе свидетельствуют  следующие данные: по оценкам Национального  научного фонда США, па каждый вложенный  в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в четыре раза больше нововведений, чем фирмы  с занятостью в 100–1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где  занятость выше 1000 человек. Темпы  нововведений у них на треть выше, чем у крупных, кроме этого, небольшим  фирмам требуется в среднем 2,22 года, чтобы выйти со своим нововведением  на рынок, тогда как крупным – 3,05 года.

  Значительную  роль играют малые инновационные  предприятия в странах с развитой рыночной экономикой в развитии научно-технического потенциала этих стран. Основная часть  этого потенциала сосредоточена  на крупных компаниях, но при этом малые и средние фирмы практически  всегда опережают их по части коммерциализации результатов научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по широкому кругу товаров.

Информация о работе Малый инновационный бизнес