Малый бизнес в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства.
Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Содержание

Введение 2
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике 3
1.1 Понятие малого бизнеса 3
1.2 Значение и задачи малого предприятия 6
2 Особенности малого бизнеса 9
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 9
2.2 Малый бизнес в РФ 13
2.3 Государственная политика в сфере малого предпринимательства 15
3 Стимулирование развития малого предпринимательства 17
Заключение 21
Список использованных источников 22

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Поддержка малого предпринимательства  осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем  малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление  включает формирование региональных центров  поддержки предпринимательства  на базе существующих структур для  обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление  включает создание действенных финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств  государственной поддержки, привлечения  инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Если индивидуальные предприятия в основном развиваются  за счет собственных средств, то для  более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока [8, cтр.6].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема - отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

В настоящее время  наблюдается положительная тенденция  в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно  снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей перспективе ставки кредитования заемщиков малого бизнеса вряд ли опустятся ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные налоговые изменения, позволяющие легализоваться малому бизнесу, могли бы еще больше способствовать этому.

Итак, одним из наиболее важных направлений государственной  поддержки я является льготное кредитование. Поэтому законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Кроме льготной кредитной  политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.

Большую роль в государственной  поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные  фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства  могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.

Заключение

В работе характеризуется  малое предпринимательство в  России в сравнении с зарубежными странами, выделены особенности малого предпринимательства, обозначены основные его проблемы и намечены пути их решения.

Критерии отнесения  предприятий к сфере малого бизнеса  различаются в разных странах, и  нет единого, общепринятого показателя. Но в большинстве стран, предприятия  относятся к сфере малого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота. Малый бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.

Во многих государствах вклад малых предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и превышает. Структура малых предприятий различается от страны к стране, а порой и от региона к региону, в одной стране. Это объясняется экономическими и социокультурными особенностями регионов. В России малый бизнес начал развиваться в 90-х годах ХХ века. Вклад малых предприятий составляет лишь десятую часть от общего ВВП нашей страны. Почти половину составляют предприятия торговли и общественного питания, тогда как на промышленность и сельское хозяйство приходится по 15% их количества.

Практически во всех странах  осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки  являются создание условий для льготного  кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по под-держке малого предпринимательства.

Список использованных источников

1. О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации: Сборник  законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004.

2. Бородина, В.В. Малые  предприятия. М.: Книжный мир, 2005.

3. Булатова, А. С. Экономика.  М.: Экономист. 2005.

4. Бухвальд, Е.М. О роли  малого предпринимательства в  развитии экономики России / Е.М.  Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. №1.

5. Виленский, А. Финансовая  поддержка малых предприятий  // Экономист. 2007. №9.

5. Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2006. 478 с.

7. Заславская, О. Новые  программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12.

8. Малое предпринимательство  //Налоговый вестник,  2007,

9. Орлов, А. Перспективы  Развития малого предпринимательства  в России // Вопросы статистики. 2002. №7.




Информация о работе Малый бизнес в современной рыночной экономике