Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:15, реферат
Малые предприятия, как правило, относят к сфере рискового бизнеса, так как из каждых 10 выживают только 2-3. Часто их возглавляют ученые, инженеры, изобретатели, желающие как можно быстрее внедрить свои идеи, изобретения или разработки. Кроме того, малый бизнес позволяет решить и некоторые из социальных проблем, возникающих в условиях рыночного хозяйства, например проблемы занятости (безработицы), увеличения доходов, активизации творческого потенциала человека, его семьи или небольшой группы людей, объединенных общим интересом.
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Условия существования малого бизнеса
2.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
2.3. Интеграция малого и крупного бизнеса
2.4. Финансовые источники поддержки малого бизнеса
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Приложение
2.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют многочисленную роль не только в социально – экономической, но и политической жизни. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки и к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. Малый бизнес имеет ряд преимуществ. К ним относят:
1) Независимость действий. Малый бизнесмен сам себе хозяин, никому не подчиняется. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю.
2) Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам (при условии наличия достаточных финансовых и других возможностей). Это имеет особое значение в торговле, в первую очередь модными вещами, а также услугами.
3) Адаптация к особенностям местных условий. Малый предприниматель идеально организован и приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
4) Более низкие операционные расходы. По сравнению с крупными корпорациями малые фирмы несут относительно более низкие расходы на свое содержание и обслуживание (сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование, низкие управленческие расходы).
5) Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса.
6) Долгосрочные выгоды. Вкладывая средства в дела своей фирмы, предприниматель может рассчитывать, что, если дела идут успешно, он всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости. Этот фактор привлекает многих предпринимателей.
7) Совмещение нескольких профессий. Немало людей предпочитают быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер и т.д.). В малой фирме такие люди имеют возможность проявить себя как "многостаночники".
8) Сохранение предпринимательского духа. По сравнению с крупными корпорациями в малых фирмах, особенно в перспективных современных отраслях, больше проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в современных отраслях (электроника, генная инженерия, компьютеры).
Продолжением преимуществ малого бизнеса являются его недостатки.
У малых предприятий есть несколько слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Эти слабые места определяются как раз тем, что этот бизнес является малым. Первое среди них - низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса, особенно и прежде всего частные владельцы, могут выделить незначительную часть капитала. Существенные сложности они испытывают, занимая капитал на стороне. Во-первых, эти сложности вызываются стремлением малого бизнеса к независимости (важнейшее его преимущество), которая существенно ограничивает возможности займа. Во-вторых, ограничения связаны и с условиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно, если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска.
Второе из слабых мест малого бизнеса - его проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями. Неадекватные управленческие возможности означают, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с менеджером-профессионалом (хотя, понятно, что в данном случае возможны исключения), так же как и с возможностями капитализации малого бизнеса.
Третья слабая позиция малого бизнеса, несмотря на всю его изворотливость - близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производства, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды в экономике - именно в конкурентной борьбе. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение представителя малого бизнеса, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.
Четвертая слабая позиция малого бизнеса - особенности его кредитования, ограниченность возможностей получить кредит, поскольку частные финансовые институты редко решаются кредитовать малый бизнес.
Пятая слабая позиция малого бизнеса - начало его деятельности. Дело не только в том, что нужен первоначальный капитал, а его нет, но малый бизнес - это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствующими навыками, у которых эффективным бизнес становится далеко не сразу, а иногда и не с первого раза.
Можно назвать еще целый ряд слабостей. Это и тот случай, когда малое предприятие - акционерное общество и ему трудно пробиться на рынке ценных бумаг, это и необходимость оплаты консультаций при организации, да и ведении дела. Это и частая необходимость обучения самого бизнесмена, и необходимость анализа ситуации на рынке, ведения бухгалтерского учета, трудности привлечения высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше - престиж, более высокая оплата), часто сверхурочная работа персонала, трудности получения крупного заказа, недогрузка основных фондов, большие трудности с организацией национального экспорта и т.д. и т.п.
Отсюда вывод: малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный. Такой вывод делают не только исследователи малого бизнеса в рыночной экономике. Из него исходят и государственные структуры, призванные регулировать систему хозяйственных отношений, экономическую стратегию.
Для того, чтобы малый бизнес стал действительно жизнеспособным, смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходимы усилия со стороны государства по его поддержке.
2.3 Интеграция малого и крупного бизнеса
Анализ сетей малых предпринимательских структур зарубежными и отечественными исследователями выявляет факт интегрированности малых предприятий с крупнокорпоративными в многообразных формах, включая субподрядные, франчайзинговые, венчурно-финансовые и лизинговые. Содержание всех этих форм - интеграция, переплетение функциональных областей крупных и малых хозяйствующих субъектов: производственных (субподряд), производственно-сбытовых (франчайзинг), инновационных (венчурное финансирование), производственно-финансовых (лизинг).
Под "франчайзингом" понимают систему договорных отношений крупных ("франчайзеров") и малых ("франчайзи") фирм в производстве и сбыте. Преимущества франчайзинга (готовая "ниша" рынка, полный пакет четких инструкций, работа под известной торговой маркой, единство рекламной кампании и др.) обеспечивают высокую жизнеспособность малых фирм. Здесь, впрочем, обнаруживаются противоречия между: жесткостью централизованных стандартов и спецификой местных условий; длительностью срока действия договора франчайзинга и непредсказуемостью динамики многих параметров хозяйствования малой фирмы; высокой платой за включение во франчайзинговые отношения и недостаточным (как правило) стартовым потенциалом новых франчайзи; стремлением франчайзера к наращиванию числа партнеров в конкретном регионе и желанием франчайзи сохранить исключительное право на обслуживание данной территории.
Венчурное финансирование (т.е. ограниченное определенными временными рамками акционерное участие в капитале вновь создаваемых или уже существующих малых фирм, деятельность которых, с одной стороны, связана со значительным риском, а с другой, - способна обеспечивать высокую прибыльность) исследователи классифицируют следующим образом. С точки зрения характера связи между малой фирмой и инвестором оно подразделяется на прямое и косвенное (реализуемое через специальные фонды). Последнее в свою очередь - на финансирование через фирмы венчурного капитала; венчурные фонды корпораций; инвестиционные компании малого бизнеса. Крупные корпорации стран развитой рыночной экономики используют преимущественно косвенное венчурное финансирование, выступающее в виде специфической формы интеграции предпринимательских структур различных размеров.
Лизинговая форма взаимодействия крупного и малого бизнеса тоже зачастую практикуется с участием посредников - специализированных лизинговых компаний, эффективная деятельность которых приводит к снижению трансакционных издержек малых предприятий. Деятельность в сфере лизинга является перспективным видом бизнеса, инструментом, с помощью которого региональные и муниципальные административные органы могут успешно воздействовать на инвестиционные процессы.
Очевидно, что успешное функционирование предпринимательских структур в переходный период экономики невозможно без осуществления в этих структурах эффективного внутрифирменного управления. Все это в целом делает весьма актуальным задачу формирования соответствующего методического обеспечения процесса внутрифирменного управления в структурах среднего и малого бизнеса и разработку соответствующих инструментарно-прикладных аспектов подобного обеспечения на современном этапе.
Широкая и разносторонняя финансово-кредитная помощь малому бизнесу со стороны государства опирается на разветвленные экономические и организационные механизмы, использует разнообразные формы и методы.
Различают два типа финансирования: внутреннее и внешнее.
На рис. 1.1. представлены разные источники – от собственных средств до правительственных программ.
Главными факторами предпочтения одного типа финансирования другому являются доступность денежных средств и превалирующие денежные ставки.
Финансовые рычаги широко используются для перемещения производительных сил, создания новых малых и средних предприятий в промышленно отсталых районах, а также для увеличения количества рабочих мест в районах с избыточной рабочей силой.
В связи с тем, что любое кредитование малого бизнеса имеет известную степень риска, банки широко используют финансирование определенных форм хозяйственной деятельности, таких, как лизинг и факторинг.
Лизинг – сдача в аренду инвестиции или потребительских товаров - получил в последние 10-15 лет широкое развитие, став альтернативой покупке необходимых факторов производства.
Факторинг означает продажу предпринимателем – поставщиком (фактором) долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денег. Банк в полной мере принимает безналичные убытки, предприниматель – получатель факторинга, помимо процентов за кредит, выплачивает фактору комиссионные за риск.
Рис. 1.1. Источники финансирования малого бизнеса
Еще одно направление сотрудничества предприятий малого звена и банковских учреждений – предоставление разного рода кредитов во многих случаях с заниженной процентной ставкой и увеличенными сроками погашения.
Еще одно направление финансовой поддержки – франчайзинг.
Для внешнеторговых малых организаций можно использовать такую форму кредитования, как форфейтинг. Под этим термином понимается такая кредитная операция, при которой экспортер, получив от импортера акцептованные последним тратты (переводные векселя), продает их со скидкой банку или специализированной финансовой фирме. При наступлении срока оплаты труда импортер погашает – обычно полугодовыми платежами – свою задолженность. Прибегая к форфейтингу, экспортер получает возможность дополнительно мобилизовать средства и сократить дебиторскую задолжность. Экспортер может обращаться к рынку форфейтинга в том случае, если ему не удается получить гарантию государственного института, если внешнеторговый контрагент недостаточно кредитоспособен, или его финансовое положение не позволяет надолго отвлекать средства. Страхование кредита в данном случае отпадает.
Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, который может сыграть существенную роль является, помимо коммерческих банков, частное пли спонсорское финансирование.
Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малого предприятия может служить совместное инвестирование.
Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с использованием акций и иных ценных бумаг.
Другими источниками финансирования и поддержки малого предпринимательства являются различные фонды, центры, компании.
Тендерный центр малого бизнеса. Целью создания тендерного центра является объединение материальных, финансовых и интеллектуальных средств для развития рынка движимого и недвижимого имущества, развития залогового механизма и извлечения прибыли в порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.
Для выполнения своих целей тендерный центр выполняет следующие задачи:
- устанавливает порядок оценки имущества залогодателей;
- оценивает недвижимое и другое имущество на основе существующих и создаваемых методик;
- проверяет наличие, состояние и условия хранения предмета залога, требует от залогодателя принятия мер, необходимых для сохранения предмета залога;
- определяет общий порядок проведения аукционов и торгов, условия участия в них покупателей, порядок расчетов, а также процедуру оформления прав собственности на продаваемые объекты в соответствии с действующим законодательством;
- проводит аукционы, торги по продаже имущества;
- создает сеть агентов по продаже движимого и недвижимого имущества;
- проводит всестороннюю рекламную политику для осуществления своих целей.
Страховая компания малого бизнеса. Целью создания страховой компании является объединение материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных средств упредителен для развития сферы страховых услуг, повышающих надежность залогового механизма, а также извлечение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.