Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
* раскрытие сущности понятия малого предприятия
* рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,
* изучение характерных особенностей малых предприятий,
* анализ проблем становления малого предпринимательства в России,
* поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства
Введение
Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности
1.1.Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
1.3. Функции малого предпринимательства
1.4. Характеристика экономической деятельности малого предприятия
1.5. Виды малого бизнеса
Глава 2. Проблемы становления и развития малых предприятий в России
2.1. Эволюция становления малого предпринимательства в России
2.2. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления
Заключение
Список использованных источников
Введение
Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности
1.1.Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
1.3. Функции малого предпринимательства
1.4. Характеристика экономической деятельности малого предприятия
Заключение
Список использованных источников
Введение
Становление и развитие малого предпринимательства в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60—70 процентов ВНП.
Малое
предпринимательство, оперативно реагируя
на изменение конъюнктуры рынка,
придает рыночной экономике необходимую
гибкость. Существенный вклад вносит
малый бизнес в формирование конкурентной
среды, что для
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10—12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300—400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Разработка нового законопроекта в области малого предпринимательства и его государственной поддержки, а также его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России.
Предметом
выступают механизмы
Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства. Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Общее число показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
Практически
во всех развитых странах первым критерием
отнесения предприятий к
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя
за отчетный период численность работников
малого предприятия определяется с
учетом всех его работников, в том
числе работающих по договорам гражданско-
Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ, вступающий в силу с января 2008 года, вносит изменения в критерии отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
Таким
образом, новый Закон вводит понятие
средних предприятий, численность
персонала которых не должна превышать
250 человек, тогда как численность
малых предприятий
Таким
образом, при определении размеров
организаций и отнесении их к
субъектам малого предпринимательства
все большее внимание уделяется
финансовому состоянию
Характерные особенности малых предприятий.
Помимо критериев, обозначенных в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, существуют характерные особенности данной группы организаций (малых предприятий).
Во-первых,
это гибкость и быстрота принятия
решения, поскольку именно деятельность
малого предприятия легче
Во-вторых,
малые размеры предприятия
В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший предпринимательский эффект.
В-четвертых,
личные связи, часто вредящие в крупном
деле, особенно на уровне взаимодействия
крупных предприятий между собой, а особенно
на государственном уровне, составляют
основу малого бизнеса, часто неформальные
отношения не только между работниками
предприятия, но даже и его клиентами,
способны существенно продвинуть дело,
учесть все многообразие фактов, которые
при других условиях даже трудно собрать
и сконцентрировать. В малом предприятии
их можно не только использовать, но и
достаточно быстро получить эффективную
отдачу.
Информация о работе Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности