Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:33, контрольная работа
Цель работы: изучение малого предпринимательства в России.
Задачи:
- определить понятие малого предпринимательства и его сущности;
- охарактеризовать этапы становления малого предпринимательства в России;
- описать современное состояние малого предпринимательства в России.
Введение
Сущность малого предпринимательства.
Этапы становления малого предпринимательства в России.
Современное состояние малого предпринимательства в России.
Заключение
Список используемой литературы
Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР. 2 апреля 1991 года был принят Закон Союза Социалистических республик «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который определил общие принципы предпринимательства СССР, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности, обеспечил государственную поддержку, установил отношения предпринимателей с органами государственной власти.
Закон был направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора всех форм собственности.
Если рассматривать историю малого бизнеса с этого момента до настоящего времени, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов.
Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
На втором этапе (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринимателей, что определило своеобразный жизненный цикл и полосу «нецивилизованного бизнеса»; кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Это были действительно малые предприятия. Цель развития малого бизнеса - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.
Этап
«кооперативного движения»
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, появилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудовую деятельность. Малый бизнес привлекает в свою сферу все большее количество работников муниципальных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение количества предприятий малого бизнеса привело к конкуренции между предприятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фундаментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.
Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех муниципальных предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединения средств производства с непосредственным производителем в одном лице - трудовом коллективе. Это особенно важно для России с присущим ей коллективистским духом. Арендные отношения представляли собой наиболее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Приватизация
превращала государственную собственность
в собственность частных
Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывающие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий деятельности субъектам малого и среднего бизнеса, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Урок чрезмерной монополизации не был учтен. Ставка была сделана на процесс естественного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым подталкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с другой - значительно криминализировало обстановку.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью широкомасштабной приватизацией и развития всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз бизнеса стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи; минимонопописты - преимущественно более опытное старшее поколение; «массовики и хамелеоны» - молодое. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование рыночных отношений с конца 80-х - начала 90-х годов приобрело необратимый характер.
На
шестом этапе (1995-1998 гг.) практически
были исчерпаны возможности
Современный этап развития
Малые размеры предприятий сами по себе не означают автоматическую реализацию присущих им преимуществ. Чтобы получить те преимущества, необходимо более полно включиться в систему разделения труда, сориентироваться на локальные рынки сбыта и источники сырья. Поэтому при всем различии социально-экономических систем сущностные черты, характеризующие малый бизнес в России, остаются идентичными: сугубая ориентация на рынок и свободную торговлю, преимущественное использование нецентрализованных источников финансирования, высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность, общая простота организации и управления.
3. Современное состояние малого предпринимательства в России.
По данным Минэкономразвития РФ, к 1 января 2002 г. количество малых предприятий в России сократилось до 840 тыс., в январе 2001 г. их начитывалось 890 тыс., а по сравнению с 2000 г. их количество сократилось на 4,1%.
Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. человек, что превышает численность запятых на МП на 1 января 2000 г. на 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом за последние пять лет темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. В структуре малого предпринимательства преобладают предприятия торговли, общественного питания, по ремонту и услугам (около 50% общего количества на начало 2001 г.). В течение пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений.
В 2000 г. малыми предприятиями в промышленности (по основному виду деятельности) произведено продукции на 150-170 млрд. рублей. С учетом теневого производства в данном секторе это составило 5-6% общего объема выпуска промышленной продукции. Доля малых предприятий в объеме производства по отдельным отраслям характеризовалась следующими показателями: 7% - в машиностроении и металлообработке; 8-10% - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности; 9-12% в пищевой; 9-11% - в легкой промышленности.
Вклад малых предприятий в ВВП России не превышает 10-11%. В 2001 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет РФ составили 19,2 млрд. руб. – в 1,3 раза больше, чем в 2000 г.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно-развитых странах, где на его долю приходиться до 60% ВВП.
Анализ
статистики по регионам обнаруживает
большие территориальные
На
основе предложенных показателей были
определены рейтинги развития малого
бизнеса по федеральным округам.
Лидирующее положение Центрального
федерального округа определяется, прежде
всего, высоким уровнем развития
малого бизнеса в Москве. Изменения в экономической
ситуации после дефолта 1998 г. привели к
тому, что в лидеры вышел Северо-Западный
округ. Почти половина малых предприятий
сосредоточена в этих двух округах: в Центральном
– 35% и Северо-Западном – 15%.
Заключение
Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.
Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.
Совершенно
очевидно, что в современных условиях
в России необходима стройная система
мер государственной поддержки
предпринимательства на всех уровнях
управления: федеральном, региональном,
местном, основанная на аналитических
методах познания и управления.
Список используемой литературы