Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:02, реферат
Бизнес-план — это документ, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о фирме и принимают решение о предоставлении ей средств. Поэтому при составлении бизнес-плана надо. прежде всего, представлять, кому он будет адресован: кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.
1. Принципы составления бизнес-плана
Бизнес-план — это документ, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о фирме и принимают решение о предоставлении ей средств. Поэтому при составлении бизнес-плана надо. прежде всего, представлять, кому он будет адресован: кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.
Кредитор, предоставляющий заемные средства на определенный срок, хочет убедиться в том, что кредитуемая им фирма достаточно надежна и он сможет вовремя получить долг и причитающиеся по нему проценты. Его мало интересует, каковы размеры прибыли фирмы в целом, поскольку он заинтересован лишь в том, чтобы получаемая фирмой прибыль позволяла ей выплатить основной долг и проценты по нему. Кроме того, его интересы охраняет кредитный договор, который гарантирует кредитору первоочередное возмещение ссуды даже в случае банкротства фирмы-должника.
Риски инвестора намного выше.
Следовательно, при оценке бизнес-плана кредитор будет анализировать деятельность предприятия, прежде всего, с точки зрения его надежности и устойчивости, а инвестор — с точки зрения его доходности.
Однако на кого бы ни был ориентирован план, он должен легко читаться и быть хорошо оформленным. Рекомендуется, чтобы его размеры не превышали в среднем 40 страниц, а если материалов намного больше, то следует подумать, что вынести в приложение. В то же время если объем бизнес-плана получается намного меньше 40 страниц, значит, его составители плохо знакомы с принципами и техникой подготовки этого документа.
Конкуренция между желающими получить кредит, характерная для современной эпохи бизнеса, заставляет предпринимателей подумать и о презентабельности документа: внешнем виде, обложке, рисунках, фотографиях и проч. Бизнес- планы предприятий, для описания деятельности которых используются сложные технические термины, должны включать глоссарий терминов для непосвященного читателя.
Одним из важнейших принципов составления бизнес-плана является требование, согласно которому его составители должны ориентироваться не на товар или услугу, производимые их предприятием, а на выбранный ими рынок и удовлетворение потребности потребителя. Что, например, приобретает потребитель, покупая учебники? Он приобретает не товар «книги», а знания или доступ к знаниям. Именно на этом следует сфокусировать внимание в бизнес-плане. При этом надо подчеркнуть, какие преимущества получит потребитель, приобретая данный товар или услугу, по сравнению с приобретением товаров или услуг конкурентов. Будет ли это выигрыш во времени или в деньгах, или потребность будет удовлетворена более полно, пользоваться товаром будет удобнее или экономичнее, а предоставленная услуга будет более комплексной?
Если есть возможность, надо обязательно подчеркнуть уникальность, но опять же не товара, а предприятия: владение патентами и секретами производства, наличие на предприятии людей редких профессий или талантов, уникальную выгодность местоположения и т.п. Принципы оценки предприятия, доставшиеся нам от плановой экономики, на первое место ставили основные фонды: насыщенность техникой, ее новизну и проч. В рыночной же экономике при оценке предприятия самое пристальное внимание уделяется человеческому фактору: кто является владельцем предприятия, из кого состоит команда менеджеров, каков их профессиональный уровень, какова мотивация их деятельности и почему, наконец, они собрались вместе на данном предприятии.
Это и есть те вопросы,
Если предприниматель берется
за составление бизнес-плана, то
он обязан показать в нем реалистичную,
подкрепленную расчетами картину
того, чего может достичь предприятие
при соответствующем финансирования.
Бизнес-план должен убедить кредиторов
в возвратности кредитов, выплате
процентов в необходимые сроки
и обещать им первоклассные
гарантии, а инвестора — убедить
в высокой прибыли на вложенный капитал
и ее получении в возможно
короткие сроки.
2.
Техника составлекия
бизнес-плана
Успешная подготовка бизнес-
1. Полное официальное название фирмы, под Которым она значится в
регистрационных документах. Если у фирмы есть фирменный знак, то следует также поместить его на титульном листе после названия фирмы.
2. Организационно-правовая форма предприятия.
3. Юридический адрес фирмы, т.е.
адрес, указанный в
документах предприятия.
4. Почтовый адрес фирмы, который
может отличаться от
5. Телекоммуникационные
почты.
6. Фамилии и должности
7. Дата: месяц и год составления и рассылки плана.
8. Порядковый номер экземпляра.
9. Гриф
конфиденциального характера
Каждый бизнес-план должен
страниц, что облегчает читателям работу с планом. Считается, что инвесторы, получающие в день по несколько десятков, если не сотен бизнес-планов, тратят в среднем на каждый из них не более пяти минут. И только в случае, если при беглом просмотре что-то в плане привлекло внимание, этот план удостаивается более внимательного изучения.
Оглавление помогает привлечь внимание к наиболее интересным разделам плана и быстро их отыскать. Инвесторы, как правило, не вкладывают капитал в любую внешне выгодную сделку, а специализируются на определенном направлении. Одни придерживаются отраслевого подхода, других интересует местонахождение предприятия, третьих — его размеры. Не стоит полагать, что все кредиторы и инвесторы ищут в бизнес-плане одно и то же. Наоборот, каждый из них ищет что-то свое, и хорошо составленное оглавление призвано помочь каждому отыскать это «свое».
Трудно представить себе кредитора или инвестора, который бы
разбирался одинаково хорошо во всех отраслях современного производства, учитывая его все возрастающую сложность и диверсификацию. Владельцы же предприятия или новой технологии, пытаясь убедить инвесторов в ее выгодности, часто невольно переходят в тексте бизнес-плана на техническую и квазитехническую терминологию. Малопонятные термины затрудняют понимание текста и быстро утомляют читателя. Для того чтобы этого избежать, целесообразно в приложении к бизнес-плану дать глоссарий специальных терминов и не забывать в тексте почаще делать ссылки на него. При этом следует помнить, что малоизвестные термины или выражения могут встречаться
не только
в технике или науке, но и в
области экономики.
В ходе составления бизнес-плана его авторы часто ссылаются на
различные документы типа регистрационного свидетельства, устава
акционерного общества или патентную документацию. Включение этих документов в текст бизнес-плана может неоправданно расширить его и затруднить процесс чтения и восприятия. Однако для кого-то из работающих с бизнес-планом наличием подлинность этих документов имеет основное значение при принятии решения о финансировании. Компромиссным вариантом для таких случаев будет выделение специального приложения в конце бизнес-плана, которое обычно обозначается подзаголовком «Сопроводительные документы».
К числу сопроводительных документов обычно относят всю документацию, использованную при составлении бизнес-плана, включая финансовые расчеты.
Ниже перечисляются наиболее распространенные из документов, относимых в раздел сопроводительных документов:
— описание постов, должностные инструкции, кадровые справки;
— товарные спецификации, буклеты, чертежи, фотографии;
— патентная документация;
— прейскуранты, инвентарные ведомости;
— образцы рекламных материалов;
— копии договоров и контрактов;
—
финансовые документы: расчет
и анализ валовой прибыли.
Исполнительское
резюме
Роль исполнительского резюме (краткого изложения бизнес-плана на 2—3 страницах) сродни роли оглавления: оно должно привлечь внимание читающего.
Учитывая, что это первый раздел, который читает кредитор/инвестор,
исполнительское резюме, возможно, является самым главным элементом бизнес- плана. В исполнительском резюме составители документа должны коротко и сжато рассказать о предприятии, его продукции (товаре или услуге), ресурсах, поставщиках и клиентах, а главное, о его рыночных возможностях и перспективах, нарисовав полную финансовую картину с расчетом предполагаемой прибыли и ее использования. При этом весь материал надо донести до читателя так, чтобы у последнего обязательно возник интерес к предлагаемой сделке.
Исполнительское резюме обычно
состоит из ключевых фраз
других разделов бизнес-плана, но чтобы
избежать механически-компиляционной
формы изложения, первый вариант резюме
рекомендуется написать в самом начале,
до работы над текстом бизнес-плана,
когда мысли, чувства и идеи еще
свежи, а второй — после его
написания, выбрав из проработанного
текста ключевые, «забойные» моменты.
Затем два варианта сравниваются,
из них выбираются наиболее
удачные места и составляется один окончательный
вариант, который содержит первоначальные
идеи, тщательно отработанные в ходе написания
бизнес-плана.
3.
Содержание бизнес-плана
Для кредиторов важно получить как можно больше сведений о предприятии (фирме), поэтому они проявляют большой интерес к его (ее) истории. Их, как правило, интересует все: начали ли предприниматели новую деятельность или же купили готовое предприятие (фирму), расширяют ли они производственную деятельность или отпочковались от более крупной материнской фирмы. Должен быть указан статус фирмы (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. п.), дата и место основания (регистрации) фирмы, ее владельцы и управленческий персонал со всеми изменениями перечисленных позиций за последние пять лет. Приветствуется даже изложение достижений и анализ ошибок (разумеется, исправимых) фирмы за весь или обозримый период ее деятельности.
В начале основного раздела
бизнес-плана дается краткое
описание бизнеса: направления
деятельности (производство,
торговля, услуги); состояние
отрасли в целом, и как данная фирма вписывается
в отрасль, и какое место в ней занимает;
кто является потребителем результатов
деятельности фирмы; является ли бизнес
сезонным, ориентирован ли он на производство
небольшого количества высококачественных
товаров (услуг) или на массовое
производство дешевых. Здесь же
обычно кратко излагаются цели
бизнес-плана: какие средства хочет
получить предприниматель, на какие
цели и в какие сроки, какая
ожидается прибыль от вложений. Составитель
плана должен объяснить, почему
он уверен в успехе фирмы и ее прибыльности.
Этот раздел дает еще один шанс
обратить внимание инвесторов на
наиболее привлекательные черты
данного конкретного предприятия (фирмы).
Информация о работе Малое предпринимательство. Влияние государственной поддержки на сектор