Малое предпринимательство в системе современных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:03, доклад

Описание работы

Проблема профессионального становления личности специалиста непосредственно связан с вопросами освоения профессиональной деятельности, необходимо всемерно укреплять малый и средний бизнес, поэтапно решая следующие ключевые задачи: снижение налогового бремени; легализация собственности и активов; облегчение доступа к кредитным ресурсам; упрощение административных процедур и разрешений; защита от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов.

Работа содержит 1 файл

учёт и аудит малого и среднего бизнеса.doc

— 54.50 Кб (Скачать)


 

Тельманова Н.Н.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет

Факультет информационных технологий и экономики, 1 курс

Научный руководитель: Курманбаева С.Т.

 

   Проблема профессионального становления личности специалиста непосредственно связан с вопросами освоения профессиональной деятельности, необходимо всемерно укреплять малый и средний бизнес, поэтапно решая следующие ключевые задачи:  снижение налогового бремени; легализация собственности и активов; облегчение доступа к кредитным ресурсам; упрощение административных процедур и разрешений; защита от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов.

Основным звеном в сфере предпринимательства являются малые предприятия. Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживания острых социальных конфликтов, характерных для переходного состояния казахстанской экономики. Однако в развитии малого предпринимательства сохраняется ряд негативных тенденций. Значительное число прошедших регистрацию предприятий либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо быстро ликвидируются. Кроме того, недостаточны темпы развития малых предприятий в промышленности, строительстве и инновационной сфере. В отдельных регионах не уделяется должного внимания и не оказывается обязательной поддержки развитию малых предприятий.

С развитием малого предпринимательства резко возрастает экономическая активность населения, что имеет решающее значение в реализации экономических реформ. Финансовая обеспеченность – одна из проблем предприятий малого предпринимательства, их начальный капитал не позволяет покрыть  расходы, связанные с выходом  на рынок. Поэтому предприятиям  малого бизнеса необходимы дополнительные источники  пополнения средств  для дальнейшего развития своего бизнеса. Так как дефицит собственных оборотных активов, низкий уровень технического оснащения, являются основными внутренними факторами, препятствующими эффективному хозяйствованию, заинтересованность субъекта малого бизнеса в высвобождении  собственных активов, которое происходит в процессе сотрудничества с крупными компаниями очень велика крупные торговые компании предоставляют субъектам малого бизнеса ряд льгот: поставляют  или сдают в аренду оборудование, определяют льготные условия приобретения и доставки товара, разрешают использовать  торговую марку компании, оказывают помощь  в организации производства, в обучении персонала.

              В условиях нынешней жесткой конкуренции малому предприятию достаточно трудно функционировать без хорошо проработанной долгосрочной стратегии. Сделать свою продукцию конкурентоспособной - значит сделать ее, с одной стороны, более дешевой, а с другой - более качественной.

              Снизить себестоимость продукции (работ, услуг), сделать производство более эффективным - цель любой хозяйствующей коммерческой организации. Американским экономистом  Т. Бархерингом выведено особое правило «бюрократического удвоения», согласно которому  издержки производства товаров (услуг) частных предприятий вдвое ниже, чем государственных. Германский ученый Э.Хамер  на основании  300 сравнительных обследований стоимости муниципальных и частных услуг показал, что частное производство их на 30-50 % экономичнее, чем государственное.              

              А без создания потока экономической информации в целях управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности, другими словами, без правильной организации бухгалтерского учета этого добиться практически невозможно. На большинстве малых предприятий руководством не уделяется должного внимания организации бухгалтерского учета. Учетная политика разрабатывается чаще всего непродуманно, без всестороннего анализа, то есть делается это исключительно для налоговой инспекции. Себестоимость продукции не только не планируется, но и в принципе не рассматриваются вопросы    о ее снижении. Дело в том, что при действующей системе налогообложения руководство малых предприятий использует большой арсенал способов регулирования себестоимости, направленных на ее увеличение, и таким образом, на уменьшение прибыли.

Эти и многие другие причины приводят к тому, что бухгалтерский учет на предприятии перестает выполнять свои основные
задачи, а именно:               

      формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями и иными заинтересованными организациями и лицами;

      обеспечение контроля за наличием и движением имущества и за рациональным расходованием производственных ресурсов;

      своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности;

      выявление внутрипроизводственных ресурсов, их мобилизация и эффективное использование;

      оценка фактического применения выявленных ресурсов.                                         

        Множество вопросов возникает у руководства малого предприятия в связи с выбором системы организации бухгалтерского учета на своем предприятии. С принятием Правил по ведению бухгалтерского учета и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства от 21.06.2007 г. № 216 малые предприятия получили право самостоятельного выбора формы бухгалтерского учета, исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников. В этих условиях они сталкиваются с проблемами разработки своего рабочего плана счетов, состава и видов применяемых форм первичных учетных документов, системы документооборота.
Как правило, бухгалтерский учет на малых предприятиях не разделяется на отдельные участки, закрепленные за конкретным бухгалтером, да и численность самой бухгалтерии колеблется от одного до трех человек. Таким образом, бухгалтер должен иметь высокую квалификацию, знать все участки учета, а также уметь анализировать полученные данные и формировать отчетность.
              Сам факт, что предприятие относится к категории малых, а следовательно, имеет ряд льгот как в части налогообложения, так и в части организации и ведения бухгалтерского учета, часто толкает бухгалтеров на санкционированные ошибки. Так, принимая решение о сокращении счетов бухгалтерского учета, необходимых для отражения своих хозяйственных операций, руководство забывает о том, что неприменение отдельных бухгалтерских счетов не освобождает его от знания их функций и порядка использования. Многие малые предприятия помимо своей основной деятельности выполняют работы, оказывают услуги, прибыль от которых облагается по разным ставкам. Тем не менее на предприятии чаще всего не ведется аналитического учета, а все затраты необоснованно списываются в "общий котел".                                                                                                                                                           При действующей налоговой системе часть предприятий сознательно искажает учетные данные, влияющие на размеры объема реализации, прибыли, а следовательно, и налогов.                                                                                                                 Таким образом, организация бухгалтерского учета на малом предприятии нуждается в дальнейшем совершенствовании, в приближении ее к международным стандартам. И зависит это не только от высокой квалификации и компетентности бухгалтеров, но и от решения методологических, организационных и технических вопросов, а также от совершенствования налоговой системы.                                                                                                   По данным статистики, на 1 мая текущего года в республике их насчитывалось свыше 108 тысяч. По числу предприятий выделяются Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Южно-Казахстанская области, города Астана и Алматы. Причем на долю южного мегаполиса приходится треть от общего количества. Значительная часть малых предприятий — около половины — сосредоточена в сфере торговли, ремонта автомобилей и предметов домашнего пользования. Их здесь почти в 4 раза больше, чем в промышленности, и в 4,5 раза — чем в строительстве

              Количество активных субъектов МСП в структуре бизнеса ВКО по состоянию на 1.03.2011 года составило 67895 единиц, из них 5358 единиц - малые и средние предприятия, 48307 единиц - индивидуальные предприниматели, 14230 единиц - крестьянские (фермерские) хозяйства.               По расчетным данным, в прошлом году доход от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг малыми предприятиями составил почти 477 миллиардов тенге. Результат пока скромный, хотя мог быть гораздо выше, если бы эффективней использовался имеющийся потенциал: ведь пятая часть предприятий бездействовала, числилась только на бумаге, а из числа действующих активными была только половина. Аналогичная картина наблюдается и в текущем году.
              При активизации работы по созданию малых предприятий и государственной поддержке вполне реально ожидать увеличения их количества во всех сферах экономики в ближайшие три года, по сравнению с предыдущим трехлетием — не менее чем в полтора раза. Это позволит дополнительно создать около 90—100 тысяч новых рабочих мест. Конечно, рынок подскажет, сколько потребуется малых предприятий и по каким направлениям деятельности должны они расти. Но и те структуры, которые призваны проводить в жизнь решения по развитию малого бизнеса, также должны активно влиять на достижение рационального соотношения между отдельными его видами. Не умаляя значения малого предпринимательства в торговле и других отраслях сферы обслуживания населения, надо подчеркнуть всю важность их развития в отраслях материального производства, особенно в обрабатывающей промышленности, где акцент следовало бы перенести на выпуск, прежде всего, товаров массового спроса и предметов хозяйственно-бытового обихода для внутреннего рынка. Отмечу особенности, присущие малым промышленным предприятиям.

              Во-первых, на их создание не требуется ни крупных затрат, ни сложного оборудования. Создавать их можно в короткие сроки, а вложенные средства сравнительно быстро окупать.

              Во-вторых, малым предприятиям, работающим обычно на нужды местного рынка, проще, чем крупным и средним, переходить на производство изделий, требующихся вне больших количествах. Очень важно и то, что в подъеме села малые предприятия разных форм могут играть далеко не последнюю роль. Их развитие на селе явится одним из сдерживающих факторов миграции населения в города. Надо сказать, что проблеме развития промышленности на селе большое внимание уделил Глава государства Нурсултан Назарбаев еще десять лет тому назад в Указе Президента от 8 февраля 1992 года «О мерах по стабилизации и подъему производства в отраслях материальной сферы». Здесь подчеркивается, что курс на создание промышленных предприятий в сельской местности необходимо считать стратегическим для районных, областных и республиканских органов исполнительной власти и управления. Несомненную пользу малым предприятиям сослужило бы создание многоотраслевого производственно-технического, экономического журнала. В нем могли бы освещаться многие вопросы деятельности малых предприятий, обмена опытом их работы, публиковаться рекомендации. И это актуально, поскольку в числе причин низкой продуктивности производства — неумение предпринимателей вести свое дело, а также препоны, выставляемые им чиновниками разных ведомств и служб. Насущная необходимость дальнейшего интенсивного развития малого предпринимательства продиктована самой жизнью. Достижение новых рубежей в этой области, увеличение размеров производства и повышение его эффективности явится одним из значительных факторов, способствующих росту национальной экономики.

Мы находимся в транзитной зоне экономического развития. По подсчетам экономистов-экспертов, от 25 до 35 % активов и ресурсов экономического роста, включая малый и средний бизнес, находятся в нелегальном обороте. Их включение в рыночный оборот даст огромный эффект для всей экономики страны.

Исходя из этого, необходимо всемерно укреплять малый и средний бизнес, поэтапно решая следующие ключевые задачи:

— снижение налогового бремени;

— легализация собственности и активов;

— облегчение доступа к кредитным ресурсам;

— упрощение административных процедур и разрешений;

— защита от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов;

— создание региональных центров поддержки малого и среднего бизнеса, оказание помощи в проведении маркетинговых исследований, повышении квалификации, создании централизованной бухгалтерии.

Субъекты частного предпринимательства вправе:

1)     осуществлять любые виды частного предпринимательства, если иное не установлено законами Республики Казахстан;

2)     осуществлять частное предпринимательство с использованием наемного труда в соответствии с законами республики Казахстан;

3)     создавать филиалы и представительства;

4)     самостоятельно устанавливать цены на производимые товары (работы, услуги), за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;

5)     предоставлять средства (займы) субъектам частного предпринимательства на возмездной основе;

6)     осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей правоспособности;

7)     учреждать объединения субъектов частного предпринимательства;

Субъекты малого предпринимательства могут создаваться только в следующих организационно-правовых формах:

- полное товарищество;

- коммандитное товарищество;

-товарищество с ограниченной ответственностью;

- товарищество с дополнительной ответственность;

- производственный кооператив;

 

Список использованных источников:

 

1. Программа «Бизнес - советник» // Бюллетень бухгалтера. - 2009-№34. -С.3-

2.Закона РК «О частном предпринимательстве» с изменениями и дополнениями – Алматы, 2009 год

3. Statistical Abstract of United States.- 2009. Р.27

4. Brown E. Effects of Taxation. Deprecation Adjustments for Price Changes.- Boston.-1952.-P.36

5. Правила по ведению бухгалтерского учета от 22 июня 2007 года №221

Информация о работе Малое предпринимательство в системе современных экономических отношений