Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:09, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы определить место, роль и особенности малого предпринимательства в России на современном этапе его развития, оценить вклад государства в область малого бизнеса, и разобраться – достойна ли данная отрасль Российской экономики должной его поддержки.
1. Введение 2
2. Место малых предприятий в структуре экономики 2
3. Особенности малого предпринимательства в России 4
4. Роль малых предприятий в экономике России 4
5. Политика поддержки малого предпринимательства в России 7
7. Заключение 8
Литература 9
Рассмотрим, подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства.
Политика поддержки малого предпринимательства в России
Наличие
вообще такого социально-экономического
феномена, как малое частное
На данный
момент государственная политика поддержки
малого бизнес в РФ находится на
стадии формирования, все еще происходит
определение ее целей, направлений,
механизмов их осуществления.. Малые
предприниматели обычно планируют
свою деятельность опираясь на спрос
и предложение на местном рынке
(например из-за неудобства или стоимости
транспортировки), а так же исходя
из объема и структуры локального
спроса. То есть они повышают спрос
на рынке труда местного населения.
Из-за своей специфики малый бизнес
имеет ярко выраженный региональный
характер. В условиях развития экономической
независимости регионов малый бизнес
становится важным средством оптимизации
структуры регионального
Государственная политика в отношении предпринимательской деятельности, и, как следствие, малого бизнеса в частности становится эффективной только тогда, когда ее ориентация сонаправлена с развитием самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства является именно поддержкой процесса саморазвития и самоподдержки бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого. Кроме того поддержкой с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех целей, которые каждый отдельный предприниматель перед собой, как правило, не ставит.
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (то есть конечно максимизации прибыли в первую очередь, а так же эффективность инвестиций, победа над конкурентами, собственное благополучие, минимизация риска и тому подобные экономические цели любого предпринимателя).
С точки
зрения государства предприниматель призван
обеспечить реализацию целей и интересов
более отвлеченных от материального благополучия
предпринимателя. Именно в области пересечения
целей и интересов государства и бизнеса
может осуществляться эффективная политика
поддержки.
Государственная
поддержка малого бизнеса должна опираться
в первую очередь на создание преимущественно
экономических и правовых условий нормального
существования предпринимателя на рынке.
Государственная поддержка должна формировать
экономические и правовые условия, предпосылки
для индивидуального развития и конкурентоспособности
при учете отраслевых, географических,
национальных, исторических особенностей
и традиций, зарубежного опыта и многих
других факторов. Важнейшие задачи государственной
поддержки малого бизнеса заключаются
в том, чтобы обеспечить малым предприятиям
равные права, минимизировать разрыв в
условиях хозяйственных возможностей
между малыми и более крупными предприятиями
в конкурентном рыночном соревновании,
создать равные возможности ведения предпринимательской
деятельности в условиях свободы выбора
ее форм и методов проявления самостоятельности
и предприимчивости.
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической поддержке государства, воли сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические, налоговые и прочие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечится широкомасштабным развитием малого бизнеса.
Практика поддержки сектора малого предпринимательства экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований довольно большого спектра проблем. А поэтому важнейшей задачей органов власти является определение приоритетных направлений развития малого предпринимательства. В России приоритетными ситаются следующие области:
-Производство и переработка сельхоз. продукции;
-Производство
лекарственных препаратов и
-Производство
промышленных, продовольственных товаров
и товаров народного
-Строительство
объектов жилищного,
-Оказание
бытовых, коммунальных и
Соответственно, одним из важнейших инструментов государственной помощи по развитию малого предпринимательства является прямая финансовая помощь, осуществляемая посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и разумеется льготного налогообложения (в данный момент в России льготная ставка единого налога для малых предприятий может составлять от 6 до 15 процентов в зависимости от налоговой базы).
Так же весьма важным инструментом государственного содействия малым предприятиям во многих странах с развитой промышленностью является система гос. заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и так далее.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям, помощь в образовании кадров, переподготовке квалифицированных специалистов и иных форм информационной поддержки малого бизнеса.
Особая система
государственной поддержки
Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех политических программ можно выделить главные общие идеи:
− Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
− Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий.
− Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.
− Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.
Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса:
1) поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике.
2) реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.
3) сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом.
4) стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.