Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:45, реферат
Культура проявляется в различных формах деятельности на разных уровнях социальных систем. Выделяют две стороны культуры: духовную и материальную. В состав материальной культуры входят разные по формам и типам материально-производственная база, в том числе сырьевые и энергетические ресурсы, средства труда и другие продукты материального производства; материально-предметная практическая деятельность людей; материально-предметные отношения в ходе производства, обмена и потребления; материальные ценности прошлого, в том числе памятники, археологические объекты и т.п.
РЕФЕРАТ
Культура и этика предпринимательства
Сущность и эволюция культуры предпринимательства
В функционировании предприятия (организации) важную роль играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.
Существуют разные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Рюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. При этом представления о ценностях позволяют дать ответ на вопрос, что важно для предприятия, а убеждения — понять, как предприятие должно функционировать и как им следует управлять. О. Нойбергер и А. Компа к организационной культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.
Наиболее полное и развернутое определение дает В. Макеева: культура предпринимательства — это совокупность образцов поведения, ценностей системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в сфере предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени.
Существуют три принципиально разных инструмента воздействия на людей, т.е. управления:
• иерархия (организация), когда основным средством воздействия на человека становится принуждение;
• рынок, на котором по горизонтали складываются равноценные отношения;
• культура — выработанные и признаваемые обществом ценности, особенности поведения, социальные нормы.
Культура проявляется в различных формах деятельности на разных уровнях социальных систем. Выделяют две стороны культуры: духовную и материальную. В состав материальной культуры входят разные по формам и типам материально-производственная база, в том числе сырьевые и энергетические ресурсы, средства труда и другие продукты материального производства; материально-предметная практическая деятельность людей; материально-предметные отношения в ходе производства, обмена и потребления; материальные ценности прошлого, в том числе памятники, археологические объекты и т.п.
В материальную культуру входит и культура предпринимательства, которая включает культуру управления и организации обмена и распределения, технологии, условий труда и т. Таким образом, она связана с воспроизводством отношений между субъектами в процессе их предпринимательской деятельности.
Отождествлять понятия «ценности», «организационный климат», «культура» — неверно, так как культура — понятие более широкое, она определяет ценности, климат, стиль взаимоотношений в организации. Однако прежде чем определить, какова будет культура организации, следует твердо уяснить, какие именно ценности и философия для нее предпочтительны.
Культура организации предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия. Любая вновь возникшая организационная структура вырабатывает свою культуру, которая предопределяет место этой структуры, ее внутренние и внешние отношения и служит стереотипом при формировании стратегии, распределении власти, принятии решений, в поведении персонала. Сущность культуры организации выражается в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также в образцах неформального поведения.
Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживания в конкретной социально-экономической среде и обеспечения внутренней интеграции для достижения поставленных целей. Однако культура предприятия не однородна. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура торговых, выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие разных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Поэтому для любого предприятия важной задачей становится сближение и интеграция различных организационных частей предприятия, имеющих свои субкультуры.
Необходима также интеграция культуры предприятия и культуры всех его работников. Культура предпринимательства включает умение так организовать производственную и коммерческую деятельность, чтобы успехи в бизнесе сочетались с созданием условий, при которых работники максимально удовлетворены трудом.
В зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей каждое предприятие имеет свою культуру.
Ряд исследователей выделяют специфические отраслевые виды культуры предпринимательства. Так, Р. Рюттингер рассматривает следующие виды культуры:
• культуру торговли;
• выгодных сделок (спекулятивную);
• инвестиционную;
• административную
Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:
предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;
организацией предпринимательской деятельности;
мотивацией собственника фирмы и служащих;
уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников;
наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;
созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы;
наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;
высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы, менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения;
достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;
ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;
хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции
у потребителей;
высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;
созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
обеспечением здорового морального климата в фирме и др.
Формирование такой корпоративной культуры наряду с другими факторами обеспечивает предпринимательский успех.
Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы:
готова ли фирма к риску и нововведениям;
направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных целей;
акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями и др.);
не поощряются ли конформизм, индивидуализм;
стимулирование работников ориентировано на конечные индивидуальные результаты;
принятие решений в фирме децентрализованно;
предпочтение отдается групповым формам принятия решений;
деятельность подчинена заранее составленным планам;
работа сопровождается инновационными процессами;
имеется сотрудничество между группами и отдельными работниками;
сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;
они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;
отношения в фирме неформальны;
фирма является открытой для высшей системы.
Этика предпринимательства
Среда функционирования предпринимателя - рынок. Hо рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Hо кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписанными законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписанные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т. д.
Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.
Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.
Деловая этика - это прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических методов конкуренции.
Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет - это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее. Допустим при сотрудничестве с зарубежными партнерами было бы полезно знать основные моменты конкретного национального делового этикета. Ведь эти знания позволят легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодные отношения.
Сфера международного предпринимательства уже давно выработала, а практика коммерческой деятельности отшлифовала и подтвердила дееспособность правил "рыночной игры" - поведения предпринимателей на рынке.
Американские специалисты в области исследований бизнеса выработали сводку правил - кодекс для предпринимателей, выходящих на американский рынок.
Если придерживаться краткости в изложении огромного кодекса поведения в мире бизнеса, то можно указать на ряд основных правил:
1. Постарайтесь вникнуть в суть американских деловых отношений. Американцы считают, что они превосходно разбираются в бизнесе любой страны и любой национальности. При деловых контактах они не дают вам знаний о всех деталях, но ожидают от вас понимания порядка работы и ведения бизнеса по-американски.
2. Если при ведении деловых переговоров вы не имеете информации, которую вам излагают, то принимайте ее как уже известную вам. Американцы быстро реагируют на все и требуют от партнеров того же.
3. В деловых письмах всегда используйте имена людей или названия организаций, которые представили вас партнеру. Весьма желательно попросить человека, предлагающего вам контактировать с какой-либо фирмой, позвонить в эту фирму и представить вас.
4. При деловых переговорах обязательно найдите оригинальные черты вашего предложения, отличающие вас от других аналогичных фирм, всегда фиксируйте внимание партнера на этом. Вы обязаны знать и четко сказать, кто вы, что делаете и почему вашему партнеру выгодно вести переговоры с вами, а не с другими фирмами. Если вы этого сделать не сможете, то американцы не будут терять время на выяснение ваших преимуществ. Им проще и быстрее найти другую аналогичную компанию, знающую о себе все.
5. Фиксируйте свое внимание на целях партнера и на вашей помощи в достижении этих целей. Всеобщий принцип американского бизнеса - получение прибыли. Цели ваших совместных действий могут быть ближними и дальними. Если ваши предложения помогают достижению важнейшей цели, то они обязательно заинтересуют американского партнера. Hо эти предложения должны быть только реальными.
6. Одним из наиболее популярных методов поиска партнера является "Networking". "Networking" отнимает много времени, но очень выгоден : спрашивайте каждого, чтобы дали имя хотя бы одного человека, который может контактировать с вами по данной проблеме; используйте имена этих людей при новых контактах. Таким образом найдите фирму, которая будет участвовать в вашем бизнесе.
7. Перед деловыми переговорами определите заранее желаемый результат. Спланируйте разговор так, чтобы он коснулся ваших главных задач и преимуществ, постарайтесь организовать встречу.
Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту или по меньшей мере к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.
Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.
К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят :
1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;
2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т. е. в квартальных отчетах;
3. Hеудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;
4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;
5. Hажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих;
Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.
Hужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и чтобы он нашел полное понимание подчиненных.