Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа
Актуальность и практическая значимость темы данной курсовой работы обусловлены тем, что в настоящее время в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало бы уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка и очищению его от неликвидных, неплатёжеспособных предприятий.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Конкурсное производство как процедура банкротства
1.1. Понятие, сроки и особенности правового регулирования конкурсного производства…………………………………………..4-6
1.2. Правовые последствия открытия конкурсного производства..7-10
Глава 2. Динамика конкурсного производства
2.1. Конкурсный управляющий……………………………………11-15
2.2. Формирование конкурсной массы……………………………16-20
2.3. Очерёдность удовлетворения требований кредиторов……...21-24
2.4. Завершение конкурсного производства………………………25-26
Заключение………………………………………………...………………27-28
Список использованной литературы…………………………………….29-30
Заключительным этапом формирования конкурсной массы является продажа имущества должника (ст. 139 ФЗ). В течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя (п. 1 ст. 139 ФЗ). В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов (комитету кредиторов) соответствующих предложений порядок, сроки и условия продажи имущества должника собранием кредиторов (комитетом кредиторов) не будут утверждены, то возникшие разногласия по заявлению любой из сторон разрешает арбитражный суд (однако ранее не был определён срок обращения в арбитражный суд с заявлением о разрешении имеющихся разногласий между конкурсным управляющим и собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по утверждению порядка, сроков и условий продажи имущества должника33). По итогам рассмотрения разногласий арбитражный суд или утверждает порядок, сроки и условия продажи имущества должника, или отстраняет конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей (п. 2 ст. 139 ФЗ).
Имущество должника продаётся на открытых торгах (п. 4 ст. 139 ФЗ), а начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком (п. 5 ст. 139 ФЗ), если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Для проведения торгов конкурсный управляющий вправе на основании решения собрания кредиторов (комитета кредиторов) привлечь специализированную организацию, обладающую лицензией на осуществление данного вида деятельности, либо самостоятельно выступить в качестве организатора торгов. Торги проводятся либо в форме аукциона, либо конкурса в порядке, предусмотренном ст. 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Выигравшим торги на аукционе признаётся лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия. И аукцион, и конкурс по продаже имущества должника являются односторонней гражданско-правовой сделкой, порождающей право победителя требовать заключения договора.34 Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги, однако начальная цена выставляемого имущества должника может быть снижена на 10 %.35
Согласно статье 140 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) осуществить продажу прав требования должника. При этом договор продажи прав требования должника должен предусматривать следующие условия:
– денежные средства за проданные права требования должника поступают должнику не позднее чем через пятнадцать дней с даты заключения договора купли-продажи прав требования;
– переход прав требования происходит только после полной оплаты прав требования.
Обобщая вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что реализация конкурсным управляющим своих полномочий, связанных с формированием конкурсной массы, выражает главную суть конкурсного производства. «Именно из конкурсной массы, - как отмечает С.Э.Жилинский, - покрываются долги, восстанавливается подчас пошатнувшееся экономическое положение кредиторов, создаются дополнительные благоприятные условия для продолжения ими нормальной предпринимательской деятельности».36
2.3. Очерёдность
удовлетворения требований
После завершения формирования конкурсной массы, определения круга конкурсных кредиторов и продажи имущества должника самым ответственным делом становится погашение долгов перед кредиторами.37
Одной из наиболее важных целей законодательства о банкротстве является справедливое распределение средств между сторонами. Для предоставления кредиторам равных правовых возможностей при реализации экономических интересов (в том числе когда имущества должника недостаточно для справедливого распределения между кредиторами) Закон разделяет требования кредиторов по критерию очерёдности удовлетворения требований. При этом Закон устанавливает для кредиторов соответствующей очереди особенности правового регулирования в рамках отдельных процедур банкротства.38
Первое, что следует отметить, - сокращение числа очередей удовлетворения требований кредиторов с пяти до трёх (что само по себе противоречит ст. 64 и ст. 65 Гражданского кодекса РФ). По сравнению с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 64) и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года (п. 2 ст. 106) утрачивают своё значение третья (требования по обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом) и четвёртая (требования по обязательным платежам) очереди (п. 4 ст. 134 ФЗ).39
Вне очереди за счёт конкурсной массы покрываются связанные с проведением конкурсного производства расходы (текущие обязательства), в частности:
– судебные расходы должника;
– расходы по выплате вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
– текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
– требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;
– задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
– иные связанные с
проведением конкурсного
Таким образом, перечень расходов, производимых вне очереди за счёт конкурсной массы должника (п. 1 ст. 134 ФЗ), не является закрытым.
После вышеуказанных внеочередных расходов погашаются требования кредиторов в порядке очерёдности, установленной Законом о банкротстве (п. 4 ст. 134 ФЗ).
К требованиям кредиторов, которые подлежат удовлетворению в первую очередь, Закон о банкротстве относит требования граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (п. 1 ст. 135 ФЗ). Эти требования удовлетворяются путём капитализации соответствующих повременных платежей и компенсацией морального вреда, но конкретный размер не определяется в связи с тем, что в статье 135 Закона о банкротстве выделен отдельно порядок по определению размера требований и сам порядок удовлетворения требований кредиторов первой очереди.40
Во вторую очередь производятся расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам (п. 1 ст. 136 ФЗ). Если должником не в полном объёме выполнены обязательства по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, или вознаграждениям по авторскому договору до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, они подлежат удовлетворению в составе текущих расходов (п. 2 ст. 136 ФЗ), то есть оплачиваемых вне очереди (п. 1 ст. 134 ФЗ).
В третью очередь производятся расчёты с другими кредиторами и уполномоченными органами (п. 1 ст. 137 ФЗ), то есть с кредиторами по денежным обязательствам (за исключением первой и второй очередей), с учредителями (участниками) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия, с федеральными органами исполнительной власти, а также с субъектами Российской Федерации и местного самоуправления.41
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются за счёт стоимости предмета залога. При этом требования указанных кредиторов удовлетворяются преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога (ст. 138 ФЗ). Считаю важным отметить, что ранее требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, подлежали удовлетворению за счёт всего имущества должника, в том числе не являющегося предметом залога, а в настоящее время – за счёт средств, полученных от продажи предметов залога на открытых торгах.42
Таким образом, требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов (п. 2 ст. 142 ФЗ). Конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов (п. 10 ст. 142 ФЗ). Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 142 ФЗ). Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счёт оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов, имущества должника (п. 4 ст. 142 ФЗ).
Требования кредиторов, не удовлетворённые по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными (п. 9 ст. 142 ФЗ).
2.4. Завершение конкурсного производства
В соответствии со статьёй 147 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года после завершения расчётов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчёт о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагаются:
– документы, подтверждающие продажу имущества должника;
– реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
– документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
Статьёй 149 Закона о банкротстве предусмотрено, что после рассмотрения арбитражным судом отчёта конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае полного погашения требований кредиторов – определение о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 149 ФЗ).
В течение пяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства конкурсный управляющий должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 2 ст. 149 ФЗ). В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация юридических лиц осуществляется путём внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах.43 В срок не более чем пять рабочих дней с момента представления документов регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации, о чём ликвидируемое юридическое лицо соответствующим образом уведомляется. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц (п. 3 ст. 149 ФЗ).
Таким образом, с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершённым, а должник – ликвидированным (п. 4 ст. 149 ФЗ).
Заключение
Законодательство о банкротстве действует в России с 1 марта 1993 года. При разработке нынедействующего Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счёт опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейших мест в правовом регулировании хозяйственного оборота и предпринимательской деятельности.
В данной курсовой работе была сделана попытка провести сравнительный анализ Федеральных законов «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ и от 8 февраля 1998 года № 6-ФЗ, целью которого было выявление наиболее существенных различий между ними. Благодаря проведённому сравнительному анализу можно сделать вывод, что Закон о банкротстве 2002 года обеспечивает не только цивилизованную ликвидацию неплатёжеспособных должников, но также предоставляет возможность сохранить жизнеспособность хозяйствующих субъектов. Что, в конечном счёте, должно благоприятно отразиться на состоянии российской экономики.
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года явно прослеживается цель восстановления статуса полноценного субъекта гражданского оборота и предпринимательской деятельности, и только при её недостижении происходит ликвидация должника вследствие его несостоятельности. Новый Закон о банкротстве направлен на охрану в равной мере прав кредиторов, добросовестного должника, интересов общества, а также является качественно новым этапом для российского законодательства.
Изучив законодательство Российской Федерации о банкротстве, можно сделать вывод, что конкурсное производство представляет собой процедуру банкротства, которая применяется к должнику в связи с отсутствием возможности восстановления его платёжеспособности. Основная цель конкурсного производства – обеспечение экономического равенства всех кредиторов и справедливое удовлетворение требований кредиторов по критерию очерёдности удовлетворения требований. При проведении конкурсного производства неизбежны негативные моменты: рост социальной напряжённости, связанной с предстоящим увольнением работников должника, ликвидация бизнеса и предпринимательской деятельности. Однако существуют и положительные факторы, в частности: приостановление роста кредиторской задолженности, предоставление кредиторам определённых гарантий и справедливое распределение возможных потерь.
Информация о работе Конкурсное производство как процедура банкротства