Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:06, контрольная работа
Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим развитие рыночных отношений, является конкуренция. Этот процесс - явление, безусловно, прогрессивное, поскольку наличие соперничества участников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства и стремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции. Однако соперничество, которое ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы.
Введение
Важнейшим элементом, составляющим
основу функционирования современной
экономики и обеспечивающим развитие
рыночных отношений, является конкуренция.
Этот процесс - явление, безусловно, прогрессивное,
поскольку наличие соперничества участников
рыночных отношений свидетельствует о
развитии производства и стремлении производителей
разного рода товаров, работ и услуг повышать
качественные и иные параметры своей продукции.
Однако соперничество, которое ведут между
собой участники рынка в его однородных
сегментах, могут приобретать не только
дозволенные, но и недозволенные формы.
Одной из недозволенных форм соперничества
хозяйствующих субъектов на рынке является
недобросовестная конкуренция.
Устанавливая правила, обеспечивающие
благоприятные условия для развития конкурентной
среды, государство одновременно стремится
свести к минимуму отрицательные последствия
проявления недобросовестных конкурентных действий.
Предметная сфера общественных отношений,
складывающихся в связи с пресечением
недобросовестной конкуренции, считается
одной из наиболее сложных как с точки
зрения ее правового опосредования, так
и с позиций правоприменения. Эта проблема
привлекает к себе специалистов различных
отраслей знаний, в том числе и представителей
юридической науки.
Правовая проблематика пресечения
недобросовестной конкуренции занимала
и продолжает занимать внимание исследователей,
ибо потенциал различного рода концепций
и теоретических конструкций
в указанной сфере далеко не исчерпан,
чему в том числе немало способствуют
усилия, как законодателя, так и правоприменительных органов.
В исследованиях общетеоретических проблем
конкурентного права, равно как и в специальных
работах, посвященных собственно недобросовестной
конкуренции, не учтены в связи с хаотично
меняющимся законодательством многие
важные вопросы теоретического и правоприменительного
плана. Что, прежде всего, к недобросовестным
конкурентным действиям хозяйствующих
субъектов с использованием результатов
интеллектуальной деятельности и приравненных
к ним средств индивидуализации различного
назначения, отношения по поводу которых
претерпели за последнее время существенное
правовое воздействие в связи со вступлением
в силу части четвертой ГК РФ. Так же изменилось
и законодательство, регламентирующее
сферу информационных отношений, в том
числе законодательство о рекламе и коммерческой
тайне, непосредственно связанное с проблематикой
недобросовестной конкуренции.
Для того чтобы более полно раскрыть содержание понятия «недобросовестная конкуренция» необходимо дать определение самой конкуренции, так как конкуренция и недобросовестная конкуренция являются антитезными понятиями.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.
Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благо.
Толкование понятия
Поведенческая трактовка конкуренции
была характерна и для неоклассической
политической экономии. Однако неоклассики
связывали конкуренцию с
Наряду с поведенческой
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем.
Такое понимание конкуренции, как
видим, значительно отличается от ее
определения в классической теории,
не проводившей различия между конкуренцией
и соперничеством. Классики, говоря
о конкуренции, имели в виду лишь
совершенную конкуренцию, в рамках
которой взаимозависимость
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации2.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что недобросовестная конкуренция вобрала в себя все негативные черты конкурентной борьбы, становясь не эффективным методом развития рыночных отношений, а наоборот их тормозом, и даже разрушителем таких отношений.
Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях, они применяются везде, где имеется возможность каким-либо образом прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставит последнего в тяжелое положение путем дезорганизации его производства или лишения клиентуры.
Статья 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции»
выделяет следующие формы
- распространение ложных, неточных
или искаженных сведений, которые
могут причинить убытки
- введение в заблуждение в
отношении характера, способа
и места производства, потребительских
свойств, качества и
- некорректное сравнение
- продажа, обмен или иное
- незаконное получение,
Классификация методов недобросовестной
конкуренции несколько
1) Проведение целенаправленной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов с рынка (демпинг);
2) Применение методов,
3) Методы силового воздействия
на конкурентов. К этой группе
относятся действия в основном
уголовного характера, имеющие
целью заставить действовать
конкурентов в нужном
4) Дискредитации конкурентов,
5) Хищение интеллектуальной
6) Формальный и неформальный
сговор или соглашение, объединение
конкурирующих лиц против
7) Лишение конкурентов рынка сырья или сбыта товаров;
8) Обработка персонала
Таковы в целом укрупненные
группы методов недобросовестной конкуренции,
которые не исчерпывают все многообразие
последних. Существует также множество
вариаций методов недобросовестной
конкуренции; они могут различным
способом сочетаться и взаимодополняться,
образуя все новые модификации, поэтому
детальное рассмотрение всех форм неразумно,
остановимся лишь на некоторых из них,
особенно значимых.
2. Конкурентная политика
Конкурентная политика предполагает применение мер по защите конкуренции, которые приводят к снижению структурных и институциональных барьеров входа на рынок, дерегулированию, либерализации, минимизации вмешательства государства в деловую жизнь. Это требует большей открытости и предсказуемости решений государственных органов в экономической сфере, эффективных механизмов обратной связи бизнеса и государства.
Активная конкурентная политика, особенно
в странах с переходной экономикой,
требует формирования в обществе
культуры конкуренции, большей осведомленности
предпринимателей, потребителей и государственных
служащих о конкурентной политике и
преимуществах, к которым приводит
ее реализация. Таким образом, антимонопольное
регулирование не должно сводиться
только к надзору за соблюдением
правил поведения на рынке - оно призвано
носить созидательный характер. Разумеется,
необходимо контролировать соблюдение
законодательства о конкуренции
и взыскивать за его нарушение. Но
гораздо важнее развитие отечественного
производства, повышение его
Для поддержания нормально
- Совершенствование
- Разработку комментариев к
проектам нормативно-правовых
- Разработку нормативной и методической базы применения структурных требований, направленных на обеспечение конкуренции;
- Разработку комплекса мер по
развитию биржевой
- Проведение семинаров,
- Осуществление в печатных и
электронных СМИ кампании, направленной
на разъяснение преимуществ
Направление «Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы» включает в себя:
- Деятельность по пресечению
фактов недобросовестной
- Совершенствование
Направление «Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках» предполагает:
- Разработку и внедрение
- Повышение оперативности при
внесении и исключении из
- Повышение эффективности
- Повышение доли исполненных
хозяйствующими субъектами
Направление «Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления» требует реализации следующих мер: