Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим развитие рыночных отношений, является конкуренция. Этот процесс - явление, безусловно, прогрессивное, поскольку наличие соперничества участников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства и стремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции. Однако соперничество, которое ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы.

Работа содержит 1 файл

REFERAT_RPP.docx

— 35.19 Кб (Скачать)

 

Введение 

Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной  экономики и обеспечивающим развитие рыночных отношений, является конкуренция. Этот процесс - явление, безусловно, прогрессивное, поскольку наличие соперничества участников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства и стремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции. Однако соперничество, которое ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы. Одной из недозволенных форм соперничества хозяйствующих субъектов на рынке является недобросовестная конкуренция. 
 Устанавливая правила, обеспечивающие благоприятные условия для развития конкурентной среды, государство одновременно стремится свести к минимуму отрицательные последствия проявления недобросовестных конкурентных действий. 
 Предметная сфера общественных отношений, складывающихся в связи с пресечением недобросовестной конкуренции, считается одной из наиболее сложных как с точки зрения ее правового опосредования, так и с позиций правоприменения. Эта проблема привлекает к себе специалистов различных отраслей знаний, в том числе и представителей юридической науки.

Правовая проблематика пресечения недобросовестной конкуренции занимала и продолжает занимать внимание исследователей, ибо потенциал различного рода концепций  и теоретических конструкций  в указанной сфере далеко не исчерпан, чему в том числе немало способствуют усилия, как законодателя, так и правоприменительных органов.  
 В исследованиях общетеоретических проблем конкурентного права, равно как и в специальных работах, посвященных собственно недобросовестной конкуренции, не учтены в связи с хаотично меняющимся законодательством многие важные вопросы теоретического и правоприменительного плана. Что, прежде всего, к недобросовестным конкурентным действиям хозяйствующих субъектов с использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации различного назначения, отношения по поводу которых претерпели за последнее время существенное правовое воздействие в связи со вступлением в силу части четвертой ГК РФ. Так же изменилось и законодательство, регламентирующее сферу информационных отношений, в том числе законодательство о рекламе и коммерческой тайне, непосредственно связанное с проблематикой недобросовестной конкуренции.

 

 

  1. Понятие и сущность недобросовестной конкуренции

Для того чтобы более полно раскрыть содержание понятия «недобросовестная  конкуренция» необходимо дать определение самой конкуренции, так как конкуренция и недобросовестная конкуренция являются антитезными понятиями.

Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.

Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благо.

Толкование понятия конкуренции  в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической  теории был характерен поведенческий  подход. В частности, А. Смит понимал  сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

Поведенческая трактовка конкуренции  была характерна и для неоклассической  политической экономии. Однако неоклассики  связывали конкуренцию с борьбой  за редкие экономические блага, а  также за деньги потребителей, на которые  их можно приобрести. Редкость, в  их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с  потребностями людей1.

Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

Таким образом, при структурном  подходе акцент смещается с самой  борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые  господствуют в нем.

Такое понимание конкуренции, как  видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов  настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы  независимы друг от друга в том  смысле, что действия одной не оказывают  сколько-нибудь заметного влияния  на поведение других фирм. При таком  конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации2.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что недобросовестная конкуренция  вобрала в себя все негативные черты конкурентной борьбы, становясь  не эффективным методом развития рыночных отношений, а наоборот их тормозом, и даже разрушителем таких отношений.

Методы недобросовестной конкуренции  чрезвычайно разнородны и многолики  в своих проявлениях, они применяются  везде, где имеется возможность  каким-либо образом прямо или  косвенно воздействовать на конкурента, поставит последнего в тяжелое положение  путем дезорганизации его производства или лишения клиентуры.

Статья 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции» выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции:

- распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, которые  могут причинить убытки хозяйствующему  субъекту либо нанести ущерб  его деловой репутации;

- введение в заблуждение в  отношении характера, способа  и места производства, потребительских  свойств, качества и количества  товара или в отношении его  производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами, производимыми  или реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами;

- продажа, обмен или иное введение  в оборот товара, если при этом  незаконно использовались результаты  интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации юридического  лица, средства индивидуализации  продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование,  разглашение информации, составляющей  коммерческую, служебную или иную  охраняемую законом тайну3.

Классификация методов недобросовестной конкуренции несколько затруднена ввиду их большого разнообразия. Наиболее распространенными являются:

1) Проведение целенаправленной  ценовой политики, направленной  на устранение конкурентов с  рынка (демпинг);

2) Применение методов, сопряженных  с прямой или косвенной дезинформацией  конкурентов и потребителей. К  данному направлению можно отнести  все формы ведения дел под  чужим именем - использование чужих  товарных знаков и фирменных  наименований, а также изготовление  свое продукции под чужими  товарными знаками;

3) Методы силового воздействия  на конкурентов. К этой группе  относятся действия в основном  уголовного характера, имеющие  целью заставить действовать  конкурентов в нужном направлении  (ограбления и разбойные нападения  на офисы, склады, угрозы физических  расправ, шантаж, заказные убийства);

4) Дискредитации конкурентов, распространение  о них порочащих сведений в  рекламе, средствах массовой информации  или иным способом с целью  опорочить конкретных лиц или  товары;

5) Хищение интеллектуальной собственности  (программно продукта, нарушение  авторских прав) в форме промышленного  шпионажа или в любой другой  форме с целью снижения собственных  издержек и более успешной  конкурентной борьбы;

6) Формальный и неформальный  сговор или соглашение, объединение  конкурирующих лиц против третьих  конкурентов или против потребителей;

7) Лишение конкурентов рынка  сырья или сбыта товаров;

8) Обработка персонала конкурирующей  фирмы (выявление недовольных  служебным положением, зарплатой)  с целью привлечения отдельных  лиц к сотрудничеству4.

Таковы в целом укрупненные  группы методов недобросовестной конкуренции, которые не исчерпывают все многообразие последних. Существует также множество  вариаций методов недобросовестной конкуренции; они могут различным  способом сочетаться и взаимодополняться, образуя все новые модификации, поэтому детальное рассмотрение всех форм неразумно, остановимся лишь на некоторых из них, особенно значимых. 

2. Конкурентная политика государства

Конкурентная политика предполагает применение мер по защите конкуренции, которые приводят к снижению структурных  и институциональных барьеров входа  на рынок, дерегулированию, либерализации, минимизации вмешательства государства в деловую жизнь. Это требует большей открытости и предсказуемости решений государственных органов в экономической сфере, эффективных механизмов обратной связи бизнеса и государства.

Активная конкурентная политика, особенно в странах с переходной экономикой, требует формирования в обществе культуры конкуренции, большей осведомленности  предпринимателей, потребителей и государственных  служащих о конкурентной политике и  преимуществах, к которым приводит ее реализация. Таким образом, антимонопольное  регулирование не должно сводиться  только к надзору за соблюдением  правил поведения на рынке - оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции  и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в  том числе и оправданной экономической  концентрации), поощрение добропорядочных  и честных методов ведения  бизнеса5.

Для поддержания нормально развивающегося конкурентного положения Правительство  Российской Федерации разрабатывает  основные направления деятельности на определенный период. Направление  «Создание благоприятной конкурентной среды» включает следующие мероприятия:

- Совершенствование антимонопольного  законодательства;

- Разработку комментариев к  проектам нормативно-правовых актов;

- Разработку нормативной и методической базы применения структурных требований, направленных на обеспечение конкуренции;

- Разработку комплекса мер по  развитию биржевой инфраструктуры  и совершенствованию механизмов  регулирования биржевой торговли  отдельными видами товаров, в  первую очередь нефтепродуктами  и сельскохозяйственной продукцией.

- Проведение семинаров, конференций,  направленных на популяризацию  и объяснение необходимости соблюдения  антимонопольного законодательства  среди представителей бизнес-сообщества и органов власти;

- Осуществление в печатных и  электронных СМИ кампании, направленной  на разъяснение преимуществ конкуренции,  в том числе размещение информационных  и аналитических материалов.

Направление «Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы» включает в себя:

- Деятельность по пресечению  фактов недобросовестной конкуренции;

- Совершенствование законодательства  о рекламе.

Направление «Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках» предполагает:

- Разработку и внедрение информационных  систем и автоматизированных  рабочих мест для анализа конкурентной  среды и контроля за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках;

- Повышение оперативности при  внесении и исключении из реестра  хозяйствующих субъектов, доля  которых на рынке определенного  товара превышает 35%.

- Повышение эффективности антимонопольных  расследований;

- Повышение доли исполненных  хозяйствующими субъектами поведенческих  требований, выданных ФАС России  в рамках контроля концентрации  на товарных и финансовых рынках.

Направление «Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и  местного самоуправления» требует  реализации следующих мер:

Информация о работе Конкуренция