Юридическая ответственность предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:37, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа современного законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, и практики его применения выявить проблемы и противоречия законодательства в сфере юридической ответственности предпринимателя и сформулировать предложения его совершенствованию.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
- дать понятие юридической ответственности в сфере предпринимательской деятельности;
- изучить виды правонарушений в сфере предпринимательской деятельности;
- дать понятие субъектов предпринимательской деятельности;
- охарактеризовать права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности;
- изучить виды ответственности за ненадлежащее осуществление прав и обязанностей субъектами предпринимательской деятельности;
- выработать предложения по совершенствованию законодательства о применении юридической ответственности в сфере предпринимательства.

Содержание

Введение 4
1. Общая характеристика юридической ответственности в сфере предпринимательской деятельности 8
1.1. Понятие юридической ответственности в сфере предпринимательской деятельности 8
1.2. Виды правонарушений в сфере предпринимательской деятельности 17
2. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности 31
2.1. Субъекты предпринимательской деятельности 31
2.2. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности 45
2.3. Виды ответственности за ненадлежащее осуществление прав и обязанностей субъектами предпринимательской деятельности 62
3. Совершенствование законодательства о применении юридической ответственности в сфере предпринимательства 75
Заключение 94
Список использованных источников 97

Работа содержит 1 файл

Юридическая ответственность предпринимателя.docx

— 21.51 Кб (Скачать)

Между определениями  статьи 71 Основ и статьи 401 ГК РФ есть существенное различие. В части второй статьи 71 Основ после общей формулировки непреодолимой силы даны примеры  непреодолимой силы. Во-первых, это стихийные явления, во-вторых, военные действия, в-третьих, "и т.п.". Стихийные явления - обстоятельства общепонятные, не зависящие от воли и сознания отдельных предпринимателей. Военные действия сами по себе возникают по воле людей, однако, если не зависят от воли и сознания отдельного предпринимателя, то они также могут трактоваться как факторы, не зависящие от воли отдельных предпринимателей. Под категорию "и т.п." можно было подвести самые разные факторы: забастовки, неплатежи и т.д.

На сегодняшний  день статья 71 Основ уже не действует, тем не менее, проблема трактовки  непреодолимой силы, понятие которой  дает часть третья статьи 401 ГК РФ, для  предпринимателей в современных  условиях еще более обострилась. В пункте 3 статьи 401 ГК РФ дан перечень обстоятельств, не относящихся к  непреодолимой силе. Это, в частности, нарушение обязанностей контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров и отсутствие у должника необходимых денежных средств. Однако столь краткий исчерпывающий  перечень не может обеспечить должную  охрану прав кредиторов от возможных  аргументов ответчика в пользу действия непреодолимой силы. В этой связи  было бы целесообразно дополнить  пункт 3 статьи 401 ГК РФ нормой о том, что по взаимному соглашению контрагенты  могут сформулировать формы непреодолимой  силы в договоре.

Обратимся к  проблемам правового регулирования  в сфере фирменных наименований в нашей стране. Прежде всего, рассмотрим вопрос о субъектах права на фирменное  наименование. В России субъектами права на фирменное наименование признаются только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Такой подход, на наш взгляд, является слишком жестким. Нет никаких  оснований лишать индивидуальных предпринимателей возможности иметь право на фирменное  наименование. Ведь определенные шаги в нужном направлении сделаны, поскольку  согласно договору коммерческой концессии индивидуальные предприниматели таким правом уже располагают.

Если же исходить из зарубежного опыта, то почти повсеместно  физическим лицам предоставлена  возможность приобретать исключительное право на фирменное наименование.   

Информация о работе Юридическая ответственность предпринимателя