Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:02, реферат
В начале этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий: в сфере науки и научно-технического обслуживания их число возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве – в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении – в 2,9 раза, в сфере образования – в 2,8 раза. Если в 1992 г. в России насчитывалось 560 тыс. малых предприятий, в 1993 г. – 865 тыс., то в 1994 г. – уже почти 897 тыс.
С начала радикальных рыночных реформ в развитии малого предпринимательства России выделяют следующие этапы:
Первый – 1992 – 1994 гг. в этот период предпринимается ряд документов, определяющих правовые условия предпринимательской деятельности: поддержка малого предпринимательства признаётся одним из важнейших направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства; предусматривается освобождение от налогов прибыли, используемой для развития производства; устанавливаются льготные ставки налога на прибыль малых предприятий в третий и четвёртый годы работы; предусматривается выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и продовольствия; организуется сеть специальных банков с участием государственных средств; предполагается страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов и резервов; планируется обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов.
В начале
этапа наблюдался процесс массового
учредительства малых предприятий:
в сфере науки и научно-
В 1992 г. был создан Комитет по развитию кредитных союзов, к концу 1993 г. зарегистрировано и действовало 15 кредитных союзов, которые объединяли более 3,5 тыс. человек.
Имел место ряд других перспективных начинаний в разных регионах страны: появление различных фондов, ассоциаций, призванных обеспечивать финансовую помощь субъектам малого предпринимательства и развитие его инфраструктуры.
Однако, характеризуя этот этап в целом положительно, следует признать, что решительный поворот в сторону развития малого предпринимательства сделан не был. К 1994 г. на долю малых предприятий приходилось лишь 3 % совокупной стоимости основных средств по всем отраслям экономики. Это объясняется тем, что условия для структурной перестройки промышленности России ещё не были созданы и вопрос о стабильном месте малого бизнеса в этом процессе ещё не был определён; не создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства. Не было выработано механизма практической реализации декларируемых мер и направлений поддержки малых предприятий. Имело место нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в предпринимательской среде. Этот период характеризуют как период «проб и ошибок»;
Второй – 1995 – 1998 гг. на данном этапе вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 г. был принят Федеральный Закон Российской Федерации « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший не только статус малых предприятий, но и основные меры экономической политики в отношении данного сектора в целом.
В конце
1995 г. правительством принимается двухлетняя
Федеральная программа
Имело место дальнейшее формирование законодательно-правовой среды деятельности субъектов малого бизнеса, реализации мер по созданию инфраструктуры его поддержки. К середине 1997 г. в регионах России функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний, 44 технопарка.
Вклад
малых предприятий в
Однако говорить о подлинном развитии предпринимательства в России было ещё преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной среды для деятельности малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной среде. По существу не изменилась роль государства в определении ориентиров и приоритетов предпринимательской деятельности: необходимость поддержки малого предпринимательства по-прежнему оставалась на уровне констатации;
Третий – 1999 – 2001 гг. Для данного этапа характерно обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Это ставит своей целью Программа государственной поддержки малого предпринимательства Российской Федерации на 2000 – 2001 гг. События августа 1998 г. стали этапной вехой для развития российского малого бизнеса. По официальным данным, после августа 1998 г. от 25 до 35 % малых предприятий фактически прекратили свою деятельность.
Поэтому
в основе всей системы программных
направлений закладывается
Целый пакет поправок касается упрощения системы налогообложения, учёта и отчетности субъектов малого предпринимательства.
Весь
комплекс задач, приведённый в Программе,
предусматривает повышение
Четвёртый – 2002 – 2004 гг. Характерной чертой данного этапа является активность активизация государственной политики развития предпринимательства и устранения факторов, сдерживающих его рост и стимулирующих развитие теневого сектора экономики.
Основным инструментом реализации государственной политики по усилению поддержки МП является Программа государственной поддержки малого предпринимательства Российской Федерации на 2002 – 2004 гг.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для МП и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В данной программе учитываются имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки МП и её более тесной координации на федеральном уровне с общими задачами экономической политики на средне- и долгосрочную перспективы.
Основная цель программы – обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала его развития в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды.
Реализация программных мер привела к определённым положительным изменениям в секторе малого бизнеса России. Последние два года наблюдается тенденция к росту количества субъектов малого предпринимательства – ежегодные темпы прироста составили 4,5 – 4,7 %. Доля МП в общем количестве предприятий по веем отраслям экономики достигла 23%. Таким образом, развитие малого предпринимательства в России, как и в других странах с транзитивной экономикой, является одновременно условием и следствием рыночных реформ. Реструктуризация крупного производства, формирование малого бизнеса, который в свою очередь не только существенно ускоряет темпы социально-экономических преобразований, но и в значительной мере смягчает их негативные последствия, а также создаёт новые источники экономического роста.
Информация о работе Этапы становления малого бизнеса в России